Развитие произвольности дошкольников в играх с правилами | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)

Дата публикации: 28.12.2015

Статья просмотрена: 1154 раза

Библиографическое описание:

Гниденко О. А. Развитие произвольности дошкольников в играх с правилами [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 23-25. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9415/ (дата обращения: 16.08.2018).



 

Дошкольное детство — это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, развивается воля произвольность, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, но это ещё и период когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности, именно они позволяют ставить цели и добиваться своего. Несмотря на это, недостаточное развитие произвольности, имеют свои трудности к началу школьного обучения. В частности, дошкольник, не владеющий своим поведением, часто показывает низкий уровень готовности к систематическому школьному обучению, неумение адаптироваться к новым условиям, трудности в общении со сверстниками и взрослыми. В связи с этим большую значимость приобретает поиск новых эффективных средств развития произвольности именно в дошкольном возрасте.

Исследования ученых показывают, что наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Именно в такой игре дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли они действуют.

В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности — целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запомнить стихотворение, но только если его эмоционально зацепило это занятие, то есть делает он это непроизвольно. Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. И уж точно не стоит тренировать ребенка учить неинтересные стихи, либо сидеть, не двигаясь, полчаса. Натренировать произвольность нельзя. Можно поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой. Целью данной статьи является анализ развития волевых проявлений и произвольности поведения в дошкольном возрасте через внедрение системы игр с определенными правилами. Очевидно, что развитые формы не появляются внезапно и не даются ребенку в готовом виде, что базовые психологические основания для них закладываются в раннем возрасте. Поэтому я пришла к выводу, что необходимо развивать саморегуляцию детей целенаправленно, тем самым помочь детям развить механизм произвольности.

Предполагаемый подход к исследованию влияния игр с правилами на уровень развития произвольности включал три этапа:

1 — организационный, этап направлен на изучение литературы, подбор игр; диагностика исходного уровня развития произвольности и воли у дошкольников 6–7 лет.

2 — запуск и внедрение, этап представляет собой серию игр с правилами, которые внедрялись во фронтальные занятия, в режимные моменты и др.

3 — рефлексивный, был направлен на выявление тех изменений в произвольном поведении и волевых проявлений детей, которые произошли в результате практического использования игр в воспитательно-образовательном процессе.

В начале года по моей инициативе психолог, с согласия родителей дошкольников данной возрастной группы провела ряд психологических методик, на выявления уровня развития произвольности. После проведения методик были выявлены дети с разными уровнями развития произвольности, в том числе и с низким уровнем развития произвольности. Мной была составлена картотека из серии «Игр с правилами» для детей 6–7 лет, предназначенная для выполнения цели, которая направлена на развития произвольности каждого ребенка. Содержание картотеки игр выстроено по принципу необходимости и достаточности для полноценного общего развития детей и включает линии развития: эмоционально — волевое, физическое, познавательно-речевое, социально-личностное.

Данная подборка игр с правилами поможет решить ряд следующих задач:

                    развитие эмоционально-волевой сферы;

                    развитие умений сознательно подчинять свои действия правилу;

                    развитие умения самостоятельно выполнять требуемое задание;

                    расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире;

                    формирование способов и средств познавательной деятельности;

                    развитие способности находить самостоятельное решение возникающих проблем;

                    развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;

                    развитие коммуникативной и социальной компетентностей детей.

Поскольку игры для детей — весьма привлекательное дело, было бы ошибкой не использовать эту эффективную возможность для формирования познавательной активности детей, и, как следствия, высокой произвольности поведения. Кроме того, эти игры могут стать частью занятий в подготовительной группе, использоваться в режимных моментах в течение всего пребывания детей в детском саде. Такого рода образовательная деятельность требует от нас, педагогов, эффективной координации совместных усилий и грамотного методического сотрудничества.

В картотеке «Игры с правилами» подобраны игры для детей 6–7 лет. С детьми в течение учебного года проводятся игры с правилами по 20–30 минут воспитателем. Эффективность проведения цикла игр с правилами выявленная после проведения повторного тестирования психологом в конце года с использованием тех же методик с теми же детьми, показала отсутствие низкого уровня развития произвольности. Работа может быть использована с целью просвещения воспитателей и родителей для достижения общего результата — развития произвольности, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

Картотека «Игры с правилами»

Игра «Джинн»

Цель: развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.

Дети встают в круг с поднятыми вверх и направленными к центру руками и изображают бутылку, в которой живёт джинн. Ребёнок, выбранный на роль Джинна, находится в центре круга. После волшебных слов «Крибле! Крабле! Бум!», которые произносят все дети хором, они расступаются и выпускают джинна. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны в себе заключать выражение конкретных эмоциональных состояний и использованием выразительных движений и фраз, подтверждающих данное состояние.

Правила: дети разбегаются только после произнесения волшебных слов, загадать можно только три желания, смена ведущего происходит тогда, когда ведущий исполнил все три желания.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: развитие умений сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.

Дети образуют круг, ведущий стоит в центре с мячом в руках. Ведущий кидает мяч любому из участников игры, произнося громко слово, ребёнок должен сказать слово противоположное по значению и бросить мяч обратно ведущему.

Правила: отвечает только тот ребёнок, который поймал мяч, другие дети не подсказывают. Ребёнок не сумевший ответить, бросает мяч обратно ведущему, ведущий кидает мяч другому ребёнку, произнося предыдущее слово.

Игра «Продолжи узор»

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, произвольного внимания.

Перед детьми на столах набор геометрических фигур (фигуры разного цвета и размера). Ведущий показывает образец узора, предлагая детям продолжить такой же узор.

Правила: дети составляют узор, соблюдая определенную последовательность чередования геометрических фигур.

Игра «Фанты»

Цель: развитие умений сознательно подчинять свои действия правилу

Дети сидят на стульчиках, входит ведущий, изображая походкой мадам и произносит: «К вам приехала мадам, прикатила чемодан. В чемодане том вопросы. «Да» и «Нет» не говорите, черно с белым не берите. Вы поедете на бал?» Ведущий по порядку задаёт вопросы детям, провоцируя запрещенных ответов.

Правила: дети отвечают на вопросы, избегая запрещенных ответов.

Игра «Инсценировка»

Цель: развитие способности находить самостоятельное решение возникающих проблем.

Дети сидят на стульчиках. Ведущий произносит фразу шепотом ребёнку, который должен проинсценировать её. Выходит ребёнок и инсценирует сказанное. (Возможные фразы: у меня болит зуб, я поссорился с другом, я радуюсь и др.)

Правила: дети должны до конца просмотреть инсценировку, а затем кого выберет ведущий отгадать, что хотел изобразить данный ребёнок.

Игра «Газета»

Цель: развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие эмоционально-волевой сферы.

На пол кладётся газетный лист. На него должны встать четверо детей. Далее газета складывается пополам, и дети должны опять поместиться на ней. Газета складывается до тех пор, пока на ней могут поместиться два ребёнка, два других ребёнка выбывают из игры. (Для этого надо обняться, уменьшив, таким образом, физическую дистанцию). Остальные дети следят за соблюдение правил.

Правила: ребёнок, оступившийся с газеты, выбывает из игры.

А также работа может быть использована с целью просвещения воспитателей и родителей для достижения общего результата — развития произвольности, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

 

Литература:

 

  1.                Абрамян Л.А, Антонова Т. В., Артемова Л. В. и др. Игра дошкольника// Под ред. С. Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989. — 286 с.
  2.                Божович Л. И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопр. психол. — М.: Смысл, Эксмо, 1976. — № 4, С. 56–68.
  3.                Бугрименко Е. А. К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте // Новые исслед. в психол. — М.: Просвещение, 1978. — № 1, С. 18–19, — № 2, С. 21–25.
  4.                Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. -М.: Академический проект, 2002. — 160 с.
  5.                Непомнящая Н. И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста //Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. — М.: Просвещение, 1995. — 412 с.
  6.                Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», НПО «МОДЭК», 1998. — 220 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, правило, игра, ведущий, уровень развития произвольности, дошкольный возраст, окружающий мир, положительное отношение ребенка, детский сад, эмоционально-волевая сфера.

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия развития волевой регуляции...

ребенок, правило, игра, ведущий, уровень развития произвольности, дошкольный возраст, окружающий мир, положительное отношение ребенка, детский сад, эмоционально-волевая сфера.

Игра с правилами как средство развития волевых качеств...

ребенок, игра, волевая готовность, дошкольный возраст, волевое качество личности, мотив, действие, волевое усилие, волевое поведение, правило.

Экологическое воспитание — средство развития...

Цель данной работы — рассмотреть экологическое воспитание как способ развития эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательных комплексов Москвы.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка.

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную...

Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка, взрослый, эмоциональная сфера детей, СЕМЬя, индивидуальный подход, эмоциональное состояние.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра, игровая

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние, предмет.

Играведущая деятельность в дошкольном возрасте

Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.

Произвольность действий детей является характерной особенностью сюжетно-ролевых творческих игр.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

Игра как средство развития личности ребенка младшего... ребенок, игра, окружающий мир, детский сад, взрослый, жизнь взрослых, дошкольный возраст, детская игра, вид деятельности, сфера деятельности ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия развития волевой регуляции...

ребенок, правило, игра, ведущий, уровень развития произвольности, дошкольный возраст, окружающий мир, положительное отношение ребенка, детский сад, эмоционально-волевая сфера.

Игра с правилами как средство развития волевых качеств...

ребенок, игра, волевая готовность, дошкольный возраст, волевое качество личности, мотив, действие, волевое усилие, волевое поведение, правило.

Экологическое воспитание — средство развития...

Цель данной работы — рассмотреть экологическое воспитание как способ развития эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательных комплексов Москвы.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка.

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную...

Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка, взрослый, эмоциональная сфера детей, СЕМЬя, индивидуальный подход, эмоциональное состояние.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра, игровая

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние, предмет.

Играведущая деятельность в дошкольном возрасте

Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.

Произвольность действий детей является характерной особенностью сюжетно-ролевых творческих игр.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

Игра как средство развития личности ребенка младшего... ребенок, игра, окружающий мир, детский сад, взрослый, жизнь взрослых, дошкольный возраст, детская игра, вид деятельности, сфера деятельности ребенка.

Задать вопрос