Система работы руководящего и педагогического коллектива по реализации поликультурного компонента в рамках опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Токарева, Н. Г. Система работы руководящего и педагогического коллектива по реализации поликультурного компонента в рамках опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении / Н. Г. Токарева, Л. В. Руфова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9362/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

Россия относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном образовании как инструменте и принципе образовательной политики.

Культура — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Поликультурное образование (гр. — многокультурное) — это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. В конце ХХ века в мире пошел процесс сближения стран и народов, произошла мощнейшая миграция населения (в мире 2000 народов и более 200 стран), превращая планету в «глобальную деревню». Это потребовало сменить ценностные ориентации и переориентироваться с монокультурного образования на многокультурное, т. е. поликультурное при сохранении в качестве стержня свою собственную культуру. Поликультурность также является качеством личности. В этих условиях особенно востребованной стала народная педагогика.

Согласно Концепции дошкольного воспитания (одобренной решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989г № 7/1) в детстве положительное отношение к народам мира, интернациональные чувства закладываются через выделение в национальном общечеловеческом начале: основной путь воспитания здесь — это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре — танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам. При этом нельзя ставить акцент на национальных особенностях в ущерб идеи общности всех людей на планете. Детям полезно дать элементы этнографических и этнопсихологических представлений (используя слайды, кинофильмы о разнообразии человеческих рас и национальностей). Следует формировать у них представление о многообразии человеческих языков одновременно с положительным отношением к ним.

Во ФГОС ДО из основных принципов дошкольного образования (п 1.4. п.п. 6, 9) можно выделить следующие:

          приобщение детей к социокультурным нормам, традициями семьи, общества и государства;

          учет этнокультурной ситуации развития детей.

Задачи стандарта (п. 1.6. п.п. 3, 5, 6):

          обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе и с ОВЗ);

          объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

          формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Россия относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном образовании как инструменте и принципе образовательной политики.

Поликультурное развитие в рамках дошкольного образования может быть определено как приобщение воспитанников к малоэтнической, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, как развитие планетарного сознания и формирование готовности и умения жить в многокультурной среде.

Дошкольный возраст — очень ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды в детском саду накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. Поэтому, если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которое у взрослого человека скорректировать очень сложно, а иногда невозможно. Исходя из выше сказанного, мы считаем, что знакомство дошкольников с традициями и обычаями разных народов будет способствовать их духовному обогащению, формированию готовности и умения жить в многокультурной среде.

Следуя данной Концепции, ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО в нашем дошкольном учреждении, несмотря на то, что в каждой группе (согласно перспективному календарно-тематическому планированию) проводится работа с воспитанниками по поликультурному образованию, с 01.09.2014г организована опытно-экспериментальная работа в группе дошкольного возраста по теме «Поликультурное образование дошкольников средствами народного творчества», главной задачей которой является не только ознакомление с культурой, бытом разных национальностей, но в первую очередь ознакомление воспитанников с русской народной культурой, т. к. все воспитанники данной группы имеют национальность РФ.

Работу по данной теме мы разделили на 3 этапа:

          первый этап (2014–2015 уч.г.) — аналитико-прогностический;

          второй этап (2015–2016 уч.г.) — организационно-практический;

          третий этап (2016–2017 уч.г.) — практико-обобщающий.

Свою работу мы начали с изучения научно-методической литературы, проведения педагогической диагностики воспитанников, анкетирования родителей.

По изучению и анализу научно-методической литературы, исходя из результатов первичной педагогической диагностики и результатов первичного анкетирования родителей, нами был составлен перспективный тематический план работы на учебный год.

Поликультурное образование дошкольников мы начали с изучения своей малой Родины и выделили следующие блоки:

  1. «Моя семья»;
  2. «Моя малая Родина — Арзамас»;
  3. «Народные умельцы Нижегородской области».

В результате проведенной работы по поликультурному образованию дошкольников (в рамках изучения русского народного творчества) мы сделали вывод, что задачи, поставленные перед экспериментальной группой на первом аналитико-прогностическом этапе, были решены:

  1.      Педагоги оформили и пополнили развивающую предметно-пространственную среду группы элементами русского быта, русского народного творчества.
  2.      У воспитанников достаточно сформированы (89 %) представления о традициях русского народа, его быте, культуре, различных видах народного декоративного творчества Нижегородского края за счет обогащения предметно-пространственной среды группы, проведении экскурсий, совместных мероприятий, участия в конкурсах на различном уровне.
  3.      Повысилась педагогическая компетентность родителей по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей за счет вовлечения в совместную деятельность.
  4.      Повысилась педагогическая компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей за счет изучения научно-методической литературы и обобщения педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне.

В 2015–2016 учебном году экспериментальная группа дошкольного учреждения продолжит свою работу по данной теме эксперимента в ходе реализации второго (организационно-практического) этапа опытно-экспериментальной работы инновационной площадки, углубленно изучая тему «Ознакомление дошкольников с культурными традициями народов Нижегородского края».

 

Литература:

 

  1.      Концепции дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989г № 7/1);
  2.      Закон Российской Федерации от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3.      Приказ министерства образования и науки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  4.      Письмо министерства образования и науки России от 28.02.2014г. № 08–249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
  5.      Бойчук И. А., Попушина Т. Н. «Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным творчеством». Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Спб, 2009г.
  6.      Бударина Т. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Спб, 2001г.
  7.      Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. и др. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Спб, 2000г.
  8.      Данилина Г. Н. «Дошкольнику — об истории и культуре России». Изд. «Аркти», М., 2013г.
  9.      Комарова Т. С. «Народное искусство в воспитании детей». Изд. «Российское педагогическое агенство», М., 1997г.
  10. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ». Изд. «Творческий центр «Сфера», М, 2004г.
  11. Николаева С. Р. «Народный календарь — основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: план-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ». Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Спб, 2009г.
  12. Савченко В. И. «Авторизированная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников». Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Спб, 2013г.
Основные термины (генерируются автоматически): поликультурное образование, научно-методическая литература, поликультурное образование дошкольников, дошкольное образование, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, духовное обогащение, Нижегородский край, образовательная политика, опытно-экспериментальная работа.

Похожие статьи

Поликультурное образование детей дошкольного возраста

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения...

Поликультурное образование детей младшего возраста

Поликультурное образование детей дошкольного возраста. - художественная литература; - игра, народная игрушка и национальная кукла. Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение.

Формирование поликультурной личности детей дошкольного...

Поликультурное образование детей дошкольного возраста. Поликультурное образование как неотъемлемая часть педагогической культуры...

Основные термины (генерируются автоматически): поликультурная личность, поликультурное образование, ребенок, работа.

Поликультурное пространство как основа построения содержания...

Поликультурное образование детей дошкольного возраста.

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами...

В современной России стремительно формируется поликультурное общество

детский сад, музейная педагогика, родной край, ребенок, дошкольное образование, малая Родина, родитель, образовательный процесс, дошкольное учреждение, Российская Федерация.

Методические рекомендации для педагогов начальной школы по...

Поликультурное образование детей дошкольного возраста. поликультурная личность, поликультурное образование, ребенок, работа, направление, культура, поликультурное воспитание дошкольников, полиэтнический коллектив, народная культура...

дошкольное образование, воспитательно-образовательный...

Результаты проведенной экспериментальной работы показали эффективность созданных педагогических условий образовательной среды, обеспечивающих воспитание и образование детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве.

Воспитание этнотолерантности у старших дошкольников...

образовательная область, старший дошкольный возраст, интеграция, ребенок, развитие умений, правовая культура, поликультурное образование, дошкольное учреждение, детский сад, развитие умения.

К вопросу о поликультурной компетентности педагога

Поликультурное образование детей дошкольного возраста.

образовательный процесс, поликультурное образование, поликультурная среда, культура, взаимодействие культур, поликультурное общество, педагог, парадигма образования, многонациональное общество...

Похожие статьи

Поликультурное образование детей дошкольного возраста

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения...

Поликультурное образование детей младшего возраста

Поликультурное образование детей дошкольного возраста. - художественная литература; - игра, народная игрушка и национальная кукла. Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение.

Формирование поликультурной личности детей дошкольного...

Поликультурное образование детей дошкольного возраста. Поликультурное образование как неотъемлемая часть педагогической культуры...

Основные термины (генерируются автоматически): поликультурная личность, поликультурное образование, ребенок, работа.

Поликультурное пространство как основа построения содержания...

Поликультурное образование детей дошкольного возраста.

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами...

В современной России стремительно формируется поликультурное общество

детский сад, музейная педагогика, родной край, ребенок, дошкольное образование, малая Родина, родитель, образовательный процесс, дошкольное учреждение, Российская Федерация.

Методические рекомендации для педагогов начальной школы по...

Поликультурное образование детей дошкольного возраста. поликультурная личность, поликультурное образование, ребенок, работа, направление, культура, поликультурное воспитание дошкольников, полиэтнический коллектив, народная культура...

дошкольное образование, воспитательно-образовательный...

Результаты проведенной экспериментальной работы показали эффективность созданных педагогических условий образовательной среды, обеспечивающих воспитание и образование детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве.

Воспитание этнотолерантности у старших дошкольников...

образовательная область, старший дошкольный возраст, интеграция, ребенок, развитие умений, правовая культура, поликультурное образование, дошкольное учреждение, детский сад, развитие умения.

К вопросу о поликультурной компетентности педагога

Поликультурное образование детей дошкольного возраста.

образовательный процесс, поликультурное образование, поликультурная среда, культура, взаимодействие культур, поликультурное общество, педагог, парадигма образования, многонациональное общество...