Основные периоды педагогической деятельности Е. П. Хазагаевой (1883–1964) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)

Дата публикации: 17.12.2015

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Алтаева, А. Э. Основные периоды педагогической деятельности Е. П. Хазагаевой (1883–1964) / А. Э. Алтаева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9356/ (дата обращения: 23.04.2024).



 

Ключевые слова:Хазагаева Е. П., первые бурятские женщины учителя, педагогическая деятельность, женская профессиональная самореализация.

 

В историю народного образования Хазагаева Е. П. (Данчинова) вошла как представительница первых женщин, которые стали работать учителями, становились примером профессиональной самореализации для современниц, и для следующего поколения женщин Бурятии.

Общероссийское просветительное женское движения XIX века оказало большое влияние на формирование и развитие женской профессиональной педагогической деятельности в бурятском обществе. Этот процесс имел свои временные и структурные особенности.

Статистические данные показывают значительный дисбаланс женского и мужского образования. По переписи 1897 года в Западной Бурят-Монголии на 1000 женщин приходилось всего 8 грамотных, в Восточной — 6 [1].

Просветительская и педагогическая деятельность ученного и этнограф М. Н. Хангалова, сыграла важную роль в судьбе первой бурятской учительницы.

Евгения Данчинова родилась в 1883г. в улусе Закулей Ангарской лесостепи в многодетной семье бурятского скотовода Сойбона Данчинова. Она смогла окончить местную начальную школу, которую основал учитель Матвей Николаевичем Хангалов, выдающийся, многогранный деятель в истории просвещения.

В 1888 году Матвея Николаевича за заслуги в области изучения родного края по рекомендации Г. Н. Потанина и Н. Н. Агапитова избирают действительным членом Русского Географического Общества [2].

В 1894г. при поддержке Матвея Николаевича Данчинова Евгения была направлена на учебу в Малышевскую (Алексеевскую) церковно-приходскую миссионерскую школу Иркутской губернии. При поступлении в школу необходимо было принятие христианства, священник Прокопий Копылов и его жена Мария стали крестными Евгении. Это дало ей отчество Прокопьевна [3, с.1].

Процесс общественной активизации в дореволюционном бурятском обществе сопровождался тем, что для женщин стали появляться первые возможности реализации лидерского потенциала в освоения профессий учителя и фельдшера.

Основополагающим в этом являлось, то, что биологическая функция женщины состоит в воспроизводстве и охране жизни. В силу накопившегося исторического опыта во многих обществах сложился ряд традиционно женских профессий, в большинстве своем связанных именно с участием в гуманитарно-культурной деятельности [4, с.28].

Заниматься обучением детей своих земляков Евгения Прокопьевна начинала в частном порядке. Затем по совету М. Н. Хангалова, поступила в Малышевскую второклассную церковно-приходскую миссионерскую школу. После окончания этой школы в 1902 году Е. П. Данчинова получила звание «учительницы школьной грамоты». Она работала в Кутанковской начальной школе Бильчирского ведомства, в число преподаваемых дисциплин входили изучение Божьего Закона, грамматика и другие предметы [3, с.2].

Обучение в школе рассматриваемого периода носило для родителей множественные трудности. Они были связаны с существующим в стране ограничениями на бесплатное образование. Зачастую было необходимо нести дополнительные расхода за проживание. Оплачивать переезд ребенка для получения знаний в другую местность, где имелась подходящая школа и т. д. Для учителей были сложности, касающиеся слабой материальной базы и качества содержания образовательного процесса.

М. Н. Хангалов, как учитель и как деятель просвещения, прекрасно понимал нужды и запросы бурят в школе, их требования к ней. По его справедливому мнению современная ему бурятская школа не отвечала своему назначению, она не удовлетворяла требованиям народа к школе, ибо она слишком была оторвана от жизни. Одним из главных недостатков, по его мнению, являлось то, что не было обучения на родном языке. «Бурятских детей следует обучать на родном языке, ведь… училище открывается для детей, а не дети существуют для училища».

Хангалов был большим поклонником и последователем великого русского педагога К. Д. Ушинского. Придерживаясь идеи обучения на родном языке, выдвинутой впервые в русской педагогике К. Д.Ушинским, Хангалов горячо отстаивал необходимость обучения на родном языке в бурятских школах и неустанно ее пропагандировал [5].

В 1903г. Евгения Прокопьевна была переведена в свою родную Унгинскую долину, на правом побережье Ангары. Там 20-летняя Е. П. Данчинова работала в церковно-приходской школе улуса Тангуты заведующей, и учительницей, с повышенным жалованием (25 рублей в месяц) [3, с.2].

Работа молодой учительницы приносила большую отдачу, дети и их родители были довольны. В это же время М. Н. Хангалов строит на добровольные пожертвования всего населения в родном для Е. П. Данчиновой улусе Закулее новое здание школы. По этому случаю в начале 1902–1903 учебного года было проведено большое всенародное торжество.

После этого торжества Матвей Николаевич, был переведен на заведование и учительство в Бильчирскую второклассную школу, а в Закулее стал работать молодой выпускник Иркутской учительской семинарии Хазагаев Иван Николаевич, будущий супруг Евгении Прокопьевны [3, с.3].

Первое инородное училище в Кутанке пытались открыть в 1901 году. По ходатайству Бильчирского священника Яковлева было открыто инородное училище в поместье «Будайтан» в доме Онгоева Антропа. После перерывов Кутанская школа начала функционировать только в 1916 году в доме Махутова Тимофея, где учительницей была Евгения Прокопьевна Данчинова. В то время учились: Мильгенова Бильба, Харханова Вера, Махутова Дугарма, Танганова Лиза, Николаев Лев, Хаптагаев Михаил, Тулохонов Спас и другие [6].

Евгения Прокопьевна, несмотря на все трудности сельского учителя, занимала активную жизненную позицию. Она, понимая необходимость образования, всячески поддерживала жаждущих знаний учеников.

При ее материальной поддержке осенью 1915г. смогла поехать на учебу в столицу М. М. Сахьянова. Где увлеченная широкой программой по соц. экономическим вопросам она поступает вольнослушателем на высшие женские курсы имени П. Ф. Лесгафта в г. Петрограде [7, с.14].

Учеба в столице, участие в общественно-политической деятельности, присутствие в годы студенчества на встрече В. И. Ленина 3 апреля 1917 г., в дальнейшем вывели Марию Михайловну Сахьянову в число первых руководителей республики БМ АССР.

По воспоминаниям, сохранившимся в архивах, женское учительство к 1917г. занимало значимое место в просветительском движении бурятского общества. Среди участников I съезда бурятских учителей в г.Иркутске и организованных затем курсов бурят-монгольского языка в с. Агинское были Хазагаева, Халматова, Чайбонова, Егорова, Терентьева, Шаракшинова, Трубачеева и др. [3, с.5].

Несомненно, что довольно сложный образовательный процесс до революционного периода Е. П. Хазагаевой нес в себе значительную часть примера женской профессиональной самореализации. Среди женщин, получивших начальное образование в это время, можно выделить С. Я. Ербанову зампредседателя Госплана БМ АССР, воспоминания которой составили значительную часть информации о педагогической и общественной деятельности Е. П. Хазагаевой (Данчиновой).

С приходом Советской власти Е. П. Хазагаева передала на общественные нужды денежный вклад, который отложила после скоропостижной смерти мужа в 1912г. на образование сына. А затем в 1928г. передала свое имущество в фонд создания первого в районе колхоза [3, с.4].

Прерванная гражданской войной в стране, работа Евгении Прокопьевны продолжилась после в школах г. Улан–Удэ, Заиграевского и Джидинского районов БМ АССР до 1938г. За свой многолетний педагогический труд, в честь 75-летия Евгения Прокопьевна была награждена Почетной грамотой Министерства просвещения БурАССР [3, с.3].

Всего педагогическая деятельность Е. П. Хазагаевой (Данчиновой), вобравшая в себя 15–летний дореволюционный и 20–летний послереволюционные периоды, способствовала преемственности поколений женщин учителей, сохранению духа сподвижничества дореволюционного учительства.

Свидетель и участник многих исторических событий, Е. П. Хазагаева прожила долгую и плодотворную жизнь. В полной мере через свой педагогический труд, своих многочисленных и благодарных учеников, повлияла на прогрессивные процессы, происходящие в обществе, внесла значительный вклад в становление народного образования.

 

Литература:

 

  1.                «Жизнь Бурятии» 1929г. № 2 май-апрель. Статья Ф. А. Кудрявцева. «Женское образование в Бурят-Монголии до революции».
  2.                Малакшинов П. И. о М. Н. Хангалове. Талантливый краевед Сибири [Электронный ресурс] // rubur.ru: сайт–Режим доступа: // http://rubur.ru/article/malakshinov-pi-o-mn-khangalove-talantlivyi-kraeved-sibiri (дата обращения: 9.12.2015)
  3.                Национальный архив Республики Бурятия, фонд Р-2188, опись 1, дело 46, листов 6.
  4.                Т. Г. Киселева. Женский образ в социокультурной рефлексии. Мос ГУ культуры и искусств М2002, с.231
  5.                Александров Н. о М. Н. Хангалове. Ученый и педагог [Электронный ресурс] // rubur.ru: сайт–Режим доступа: // http://rubur.ru/article/aleksandrov-n-o-mn-khangalove-uchenyi-i-pedagog (дата обращения: 11.12.2015)
  6.                История школы [Электронный ресурс]//kutanka.ru: сайт. — МБОУ «Кутанская основная общеобразовательная школа». — Режим доступа: //http://kutanka.ru/?page_id=87/ (дата обращения: 9.12.2015)
  7.                Женщины Советской Бурятии / под ред. Н. Я. Нагорнова и Д. Ц. Цыремпилон. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1969. — 178 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родной язык, педагогическая деятельность, бурятское общество, женская профессиональная самореализация, инородное училище, народное образование, школа.

Ключевые слова

Педагогическая деятельность, Хазагаева Е. П., первые бурятские женщины учителя, женская профессиональная самореализация, Хазагаева Е. П

Похожие статьи

Начальное женское образование в Якутии в конце XIX – начале...

родной язык, педагогическая деятельность, бурятское общество, женская профессиональная самореализация, инородное училище, народное образование, школа.

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

На таких примерах зримо прослеживалась связь народного и профессионального искусств

‒ создать педагогические условия, необходимые для эффективного формирования

Основные термины (генерируются автоматически): студент, родной язык, народ, культура, народ...

Функциональный потенциал родного языка и словесности...

родной язык, слово, русский язык, родное слово, педагогический процесс, педагогическая система, отечественный язык, образовательное пространство, народная жизнь, всестороннее познание. Проблема билингвизма в дошкольном образовании.

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания...

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда

Задача каждого педагога — выявить и использовать в своей профессиональной деятельности «народную мудрость», которая

...учебно-воспитательного процесса на родном языке...

Общекультурные процессы развития бурятского общества...

В силу специфики своей деятельности миссионеры, несомненно, знали основы бурятского языка. Становление бурятской школы шло под патронажем священнослужителей. Исследователь народной школы Андреев В. И. указывает...

Профессиональная подготовка педагога...

Россия, школа, профессиональная подготовка студентов, институт, подготовка педагогов, педагогическое образование, профессиональная деятельность, народное просвещение, Московский университет...

Народная педагогика — основа формирование личности

народная педагогика, народ, национальная система воспитания, этнос, воспитание, родной язык, национальное воспитание, национальное образование, национальный характер, система воспитания.

Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность

Русские школы, по мнению педагога, это, прежде всего, школы изучения собственного опыта России: история, литература, география, родной язык

Данные знания Ушинский называет «педагогической аксиомой» [с. 283], которую необходимо ввести в народное образование.

Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе...

воспитание нравственности, основа воспитания, женское образование, Труд, воспитание, великий педагог, народная школа, родной язык, идея, воспитательная сила.

Похожие статьи

Начальное женское образование в Якутии в конце XIX – начале...

родной язык, педагогическая деятельность, бурятское общество, женская профессиональная самореализация, инородное училище, народное образование, школа.

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

На таких примерах зримо прослеживалась связь народного и профессионального искусств

‒ создать педагогические условия, необходимые для эффективного формирования

Основные термины (генерируются автоматически): студент, родной язык, народ, культура, народ...

Функциональный потенциал родного языка и словесности...

родной язык, слово, русский язык, родное слово, педагогический процесс, педагогическая система, отечественный язык, образовательное пространство, народная жизнь, всестороннее познание. Проблема билингвизма в дошкольном образовании.

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания...

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда

Задача каждого педагога — выявить и использовать в своей профессиональной деятельности «народную мудрость», которая

...учебно-воспитательного процесса на родном языке...

Общекультурные процессы развития бурятского общества...

В силу специфики своей деятельности миссионеры, несомненно, знали основы бурятского языка. Становление бурятской школы шло под патронажем священнослужителей. Исследователь народной школы Андреев В. И. указывает...

Профессиональная подготовка педагога...

Россия, школа, профессиональная подготовка студентов, институт, подготовка педагогов, педагогическое образование, профессиональная деятельность, народное просвещение, Московский университет...

Народная педагогика — основа формирование личности

народная педагогика, народ, национальная система воспитания, этнос, воспитание, родной язык, национальное воспитание, национальное образование, национальный характер, система воспитания.

Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность

Русские школы, по мнению педагога, это, прежде всего, школы изучения собственного опыта России: история, литература, география, родной язык

Данные знания Ушинский называет «педагогической аксиомой» [с. 283], которую необходимо ввести в народное образование.

Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе...

воспитание нравственности, основа воспитания, женское образование, Труд, воспитание, великий педагог, народная школа, родной язык, идея, воспитательная сила.