Использование современных мультимедийных технологий в качестве формы обучения с учетом зарубежного педагогического сообщества | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)

Дата публикации: 16.12.2015

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Ишимова А. Е. Использование современных мультимедийных технологий в качестве формы обучения с учетом зарубежного педагогического сообщества [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 12-14. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9304/ (дата обращения: 15.10.2018).



 

В основе мотивации всех учителей лежит желание вызвать у учащихся тягу к знаниям, пробудить любознательность и творческие способности, а также в полной мере научить пользоваться потенциалом своих возможностей. Учащийся и те знания, которые ему необходимо получить, являются основой профессиональной деятельности педагога. Когда педагог видит, что введение новых методик и инструментов обучения вовлекает учащегося в образовательный процесс с новой силой и пробуждает в нем интерес чему-то научиться, то он сам тяготеет к их использованию.

Ни для кого не секрет, что многие педагоги в результате своей деятельности подвергаются профессиональному «выгоранию». Присущие им ранее стремление научить и готовность использовать для этого современные педагогические формы и методы обучения притупляются в гнетущей рабочей обстановке. Как итог, неблагоприятная рабочая атмосфера, загруженность, отсутствие заинтересованности препятствуют эффективному взаимодействию с обучающимися; и, как признаются сами педагоги, этот факт еще сильней усугубляется ярко выраженной незаинтересованностью в процессе обучения со стороны учеников.

В поисках способа решения этой проблемы канадский ученый Мишель Фуллан проводит многолетние исследования, опрашивая как учителей, так и учащихся, в различных странах мира. В одной из своих неопубликованных статей он приходит к выводу о необходимости реорганизации построения устоявшегося образовательного процесса и представляет свое видение разрешения данной ситуации в концепции «новой педагогики». В ней М. Фуллан выделяет и описывает три основополагающих компонента современного процесса обучения [4]:

          «новые партнерские отношения» между и среди педагогов и учащихся;

          «многоплановые учебные задачи», направленные на реструктуризацию учебного процесса, самостоятельное приобретение знаний и их целевое использование;

          «цифровые инструменты и Интернет-ресурсы», которые делают возможным и ускоряют процесс реализации учебных задач «новой педагогики».

Многие из опрошенных учеников не хотят более выполнять функцию пассивных субъектов обучения, получая информацию и возможных способов интеграции ее в свою жизнь, навязанных им «свыше». По средствам цифровых технологий современные молодые люди имеют доступ к ошеломляющему потоку информации и новым идеям. В призме этого факта, они скептически воспринимают попытки педагогов преподнести им необходимые знания с помощью только лишь традиционных форм, средств и методов обучения.

Особенно явно это проявляется в тех случаях, когда ученики уже овладели должными навыками для поиска информации «извне» и разочаровываются в содержании и направленности предлагаемой образовательной программой и педагогами информации по заданной теме. В свою очередь, преподаватели не могут дать полную свободу обучающимся в выборе предметных тем и тех знаний, которыми они хотели бы владеть. В таком случае педагоги рискуют оказаться между двух огней: быть слишком директивными, четко следовать поставленным целям в изучении материала и не учитывать мнение учащихся, или оказаться чрезмерно пассивными, неуверенными в правильности своих действий, и пустить на самотек деятельность учеников, дабы пробудить в них интерес к обучению. Чтобы не допустить ни того ни другого, в основу «новой педагогики» и закладывается понятие о «партнерских отношениях» между педагогами и учащимися.

Эффективное партнерство в образовательном процессе базируется на принципах равенства, справедливости, прозрачности, взаимного учета мнений и взаимной выгоды. Преемники предложенной концепции в один голос твердят, что для учеников в значительной степени возрастает важность быть активно вовлеченными в процесс обучения, когда у них есть возможность выносить темы для обсуждения, предлагать информацию и делиться собственным опытом. В свете этого, у преподавателей так же увеличивается уровень заинтересованности в своей профессиональной заинтересованности, растет мотивация и возобновляется желание «научить». Для достижения должного эффекта канадский ученый предлагает свою стратегию взаимных действий участников образовательного процесса [7]:

Действия преподавателей:

          построить доверительные отношения с учениками и коллегами, стать хорошим наставником;

          помочь ученикам в нахождении интересующих их тем, удовлетворении образовательных потребностей, достижении предвосхищаемых результатов;

          требовать от себя и от учеников постановки целей, производить контроль над ее достижением и использованием полученных знаний в дальнейшем;

Ответная реакция учеников:

          построить доверительные отношения с преподавателями, найти хороших наставников;

          найти интересующих их область знаний, проводить исследования, ставить цели и добиваться в своих исследованиях результатов, удовлетворяющих образовательные потребности;

          развить умение ставить перед собой цели и задачи, научиться их достигать, понимать, что и для чего было сделано в достижения поставленной цели;

          обеспечить высококачественную обратную связь во взаимодействии с учениками и поощрять их деятельность, особенно за попытки самостоятельно справляться с возникшими трудностями;

          предрасположить учеников к обучению, поиску новой информации, приобретению знаний и их активному использованию;

          постоянный поиск путей использования цифровых технологий в обучении и их применение на практике (поиск нового контента, концепций, информации, идей; общение с коллегами и учениками по средствам современных технологий за пределами образовательной организации; помощь ученикам в упрочении их умений пользования современными технологиями; постановка различных учебных задач на базе возможностей цифровых технологий).

          быть открытым для взаимодействия с преподавателями, проявлять упорство и настойчивость в своей деятельности для преодоления встречающихся трудностей в ходе исследований;

          развивать в себе предрасположенность к получению новой информации, приобретению знаний и их применению на практике;

          постоянное изучение возможностей использования современных цифровых технологий в обучении и применение их на практике; их использование для взаимодействия с преподавателями и учащимися за пределами образовательной организации; взаимный обмен опытом в использовании современных технологий.

Зарубежные исследования показывают, что применение передовыми педагогами данной концепции на практике имеет невероятный успех: ученики с радостью устанавливают партнерские отношения с преподавателями, а те в свою очередь охотно идут им навстречу. Что касается российского педагогического сообщества, то методико-психологическая сторона «новой педагогики» так же находит свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 и, так или иначе, прослеживается в современном образовательном процессе [1, 2]. Однако немаловажным фактора эффективности зарубежного педагогического опыта является использование современных цифровых технологий и Интернет-ресурсов, чем российские преподаватели не стремятся активно оперировать, особенно для взаимодействия с учащимися за пределами образовательной организации.

Решением подобного вопроса (использование Интернет-ресурсов) задается в своей статье Е. В. Иванова. На базе исследований доктора Шейлы Офман она дает характеристику данной формы обучения и перечисляет мотивы использования ее учениками: «получение информации по многим темам, постоянное обновление предоставляемых данных, возможность виртуальных путешествий по музеям, городам, зарубежным странам, перспектива участия в глобальных детских сетевых проектах и интерактивный режим общения со своими сверстниками» [3]. Затем она раскрывает возможности использования цифровых технологий в образовательных целях, освещая преимущества для обеих сторон: для учеников — мотивация к обучению, работа в классе в командах, возрастание информационной грамотности; для преподавателей — возможность увеличения профессионального роста и развития, доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках, обмен профессиональной информацией и сотрудничество с людьми всего мира. Затем Е. В. Иванова следует примеру Шейлы Офман и предлагает свою, адаптированную под российскую образовательную систему, программу по планированию и внедрению Интернет проектов как новой формы организации обучения.

Другим примером успешного использования цифровых технологий, но уже для внеклассного взаимодействия с учащимися, является опыт Джесси Стомела, одного из первых преемников «новой педагогики» [6]. Его опыт начался с использования социальной сети Twitter. В рамках попытки заинтересовать своих учеников, он взял за правило постоянно общаться с ними в социальных сетях и заметно в этом преуспел. Постепенно Джесси Стомел стал придумывать разнообразные обучающие задания, которые было возможно реализовать и внедрить на базе уже используемых им и его учениками средств общения. Его инициатива получила поддержку и одобрение со стороны учеников, что очень обрадовало самого преподавателя. В дальнейшем он стал основателем «гибридной педагогики» и значительно преуспел во внедрении цифровых технологий в образовательный процесс. Своим опытом и основными преимуществами «гибридной педагогики» американский исследователь охотно делится в своих статьях [7].

Как видно из приведенных примеров, передовое зарубежное педагогическое сообщество, так или иначе, следует концепции «новой педагогики». И, пока российские педагоги только ищут, они уже находят ответы на вопросы: «Как вызвать у учащихся тягу к знаниям?», «Как вовлечь его в образовательный процесс?», «Как самому не потерять интерес к профессиональной деятельности?». Возможно, вскоре и в нашей стране эта форма взаимодействия получит широкое распространение, повысив эффективность обучения. Ведь, бесспорно, использование цифровых технологий в обучении имеет успех у учеников и делает образовательный процесс по-настоящему современным.

 

Литература:

 

1.                  http:// минобрнауки. рф/документы/336

2.                  http:// минобрнауки. рф/документы/2974

3.                  http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2001/tom/sem1/Doc31.HTML

4.                  http://www.hybridpedagogy.com/journal/the-twitter-essay

5.                  http://www.michaelfullan.ca/media/13435869790.html

6.                  http://www.michaelfullan.ca/media/13435850710.html

7.                  http://www.rhsweb.org/intro

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, ученик, учащийся, преподаватель, педагог, образовательная организация, приобретение знаний, процесс обучения, метод обучения, Иваново.

Похожие статьи

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на... Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности...

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Оптимальная организация учебного процесса (как); Методы, приёмы и средства обучения (с помощью чего)

Организация учебного процесса; Обучающийся преподаватель; Результат деятельности.

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

активный метод обучения, учебный процесс, активное обучение, форма обучения, Метод обучения, знание, профессиональная деятельность

Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний.

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный...

Под педагогической технологией понимается совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели [1, с. 191].

Использование инновационных методов в образовании

метод проектов, знание, проблемное обучение, учебный проект, Проектный метод обучения, процесс выполнения проекта, проект.

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент.

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

метод обучения, учебный процесс, учитель, ученик, устный рассказ, преподаватель, устный метод, учебный материал, совместная деятельность учителя, вспомогательный материал.

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

образовательная функция, познавательная деятельность, обучение, развивающая функция, процесс обучения, учебный процесс, педагогический процесс, вид обучения, метод обучения, знание.

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов...

образовательный процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, будущий педагог, профессиональная подготовка будущих

учебно-познавательный процесс, педагогическое сотрудничество, педагогическое взаимодействие, учитель, учащийся...

Психологические особенности обучения в процессе образования

Обучениепедагогический процесс, в котором обучающиеся под руководством

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных.

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на... Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности...

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Оптимальная организация учебного процесса (как); Методы, приёмы и средства обучения (с помощью чего)

Организация учебного процесса; Обучающийся преподаватель; Результат деятельности.

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

активный метод обучения, учебный процесс, активное обучение, форма обучения, Метод обучения, знание, профессиональная деятельность

Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний.

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный...

Под педагогической технологией понимается совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели [1, с. 191].

Использование инновационных методов в образовании

метод проектов, знание, проблемное обучение, учебный проект, Проектный метод обучения, процесс выполнения проекта, проект.

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент.

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

метод обучения, учебный процесс, учитель, ученик, устный рассказ, преподаватель, устный метод, учебный материал, совместная деятельность учителя, вспомогательный материал.

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

образовательная функция, познавательная деятельность, обучение, развивающая функция, процесс обучения, учебный процесс, педагогический процесс, вид обучения, метод обучения, знание.

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов...

образовательный процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, будущий педагог, профессиональная подготовка будущих

учебно-познавательный процесс, педагогическое сотрудничество, педагогическое взаимодействие, учитель, учащийся...

Психологические особенности обучения в процессе образования

Обучениепедагогический процесс, в котором обучающиеся под руководством

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных.

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

Задать вопрос