Инновационные формы работы с родителями в ДОО | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Румянцева М. В., Алафьева О. В., Лазуткина М. Н. Инновационные формы работы с родителями в ДОО [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 71-72. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9307/ (дата обращения: 17.10.2018).



 

В статье представлены реализация новых методов и форм работы с родителями в ДОО. В своей работе мы используем различные формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс: открытые занятия и мероприятия, дни творчества детей и их родителей на стенде детского творчества.

Внимание родителей к совместной работе мы привлекаем информационными средствами: консультации, листовки, памятки, наглядная информация, анкетирование.

 

Важные изменения, которые происходят в социально-экономическом устройстве России XXI века, призывают к реформированию системы образования. Новому тысячелетию необходима новая современная система образования, которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества. По мнению многих ученых, вместо базового образования, служившего человеку фундаментом всей его профессиональной деятельности, требуется «образование на всю жизнь».

В настоящее время в Российском обществе наблюдается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это можно объяснить объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна стать в нашем обществе не просто ценностью, а новой национальной идеей.

Тема взаимодействия всех участников образовательного процесса актуализирована на современном этапе работы ДОО. Наиболее важным направлением является сотрудничество с семьей воспитанников.

Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей [2, с. 93].

Анализ психолого-педагогической литературы представляет, что на протяжении многих лет идет поиск различного содержания, форм, методов и средств взаимодействия.

В настоящее время, можно сказать, стоит задача повсеместно, а у нас это годовая задача детского сада — родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Для этого нужно активно использовать инновационный компетентный подход к работе с родителями.

Инновация — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения (организацию, общество, группу) новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в качественно другое [1, с. 280].

Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы. [4,с. 110].

Решая эту задачу, педагоги детского сада ищут новые методы и формы работы с родителями. Наряду с традиционными формами работы (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы), мы используем новые, современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников.

Благодаря помощи участия родителей в работе педагогических советов, выявились наши общие проблемы и намечаются пути их решения. Например, присутствуя на педсоветах «Здоровье наших детей», «Адаптируемся вместе», они выразили свое мнение по обсуждаемой теме, внесли коррективы и предложения.

Одним из распространенных видов совместной деятельности является участие родителей в праздниках и мероприятиях. Живое общение с мамой в образе Лисы и Курочки, папой — Дедом Морозом и Медведем приносит особое удовольствие детям, а родители, погружаясь в сказочный мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы. В своей работе мы используем различные формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс: открытые занятия и мероприятия, дни творчества детей и их родителей на стенде детского творчества, «Неделя добрых дел» (помощь в организации развивающей среды группы); шефская помощь; совместные экскурсии родителей, детей и педагогов, клубы выходного дня.

Внимание родителей к совместной работе мы привлекаем информационными средствами: консультации, листовки, памятки, наглядная информация, буклеты, анкетирование, информационные стенды, доска объявлений.

Кроме того, нам удалось вовлечь родителей в педагогический процесс ДОО. Большинство родителей стали активно сотрудничать с детским садом, включаться в различные формы совместной работы, что помогло педагогам решить многие воспитательно-образовательные задачи. Инновационные формы работы с семьей способствовали сближению родительского коллектива групп, установлению партнерских отношений с семьями воспитанников. Педагоги стали активнее использовать в работе новые технологии, учитывая социальный запрос, интересы, нужды и потребности родителей. В детском саду накоплен фактический материал проведенных мероприятий: сценарии, конспекты, фото- и видеоматериалы, банк диагностических методик.

Таким образом, работа с родительской общественностью является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования.

Семья есть величайшая ценность, созданная человечеством за всю историю своего существования. Именно в ней формируется личность ребенка, поэтому каждый педагог нашего детского сада делает все, чтобы родители воспитанников стали партнерами и единомышленниками. [3,с. 55].

Чтобы выполнять работу в соответствии с новыми требованиями, мы и сами должны измениться. В современных условиях понятие «хороший сотрудник», конечно, включает качества хорошего специалиста, т. е. навыки определённой специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник это еще и — человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям.

 

Литература:

 

  1.                Белухин, Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики [Текст] / Д. А. Белухин. — М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. — 320с.
  2.                Братченко, С. Л. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию [Текст] / С. Л. Братченко // Образование и культура Северо-Запада России. — 1996. — № 1. — С.91–99.
  3.                Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
  4.                Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И. А. Урмина.– М.: ЛИНКА -ПРЕСС, 2009.– 306
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, совместная работа, семья воспитанников, форма работы, родитель, детское творчество, наглядная информация, учебно-воспитательный процесс, различная форма вовлечения родителей, внимание родителей.

Похожие статьи

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведем по четырем направлениям.

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников.

Современные формы работы с родителями как фактор...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

Сайт группы как эффективная и недавно появившаяся форма...

детский сад, родитель, форма работы, ребенок, семья, педагог, мероприятие, совместная деятельность.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей... родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс...

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание...

Современные формы работы с родителями как фактор... родитель, ребенок, детский сад, семейное воспитание, дошкольное учреждение, занятие, семья, совместная деятельность, эффективная форма работы.

Использование инновационных форм взаимодействия...

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, дошкольный возраст, семья, дошкольное учреждение, образовательный процесс, современный этап.

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития...

Одно из важных требований ФГОС — это открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников, вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс, что может служить условием реализации программы.

Создание условий для партнерских отношений с семьями...

Семья и детский сад — два общественных института, “два воспитательных феномена”, которые помогают приобрести ребенку социальный опыт, создают

Все формы работы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведем по четырем направлениям.

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников.

Современные формы работы с родителями как фактор...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

Сайт группы как эффективная и недавно появившаяся форма...

детский сад, родитель, форма работы, ребенок, семья, педагог, мероприятие, совместная деятельность.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей... родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс...

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание...

Современные формы работы с родителями как фактор... родитель, ребенок, детский сад, семейное воспитание, дошкольное учреждение, занятие, семья, совместная деятельность, эффективная форма работы.

Использование инновационных форм взаимодействия...

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, дошкольный возраст, семья, дошкольное учреждение, образовательный процесс, современный этап.

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития...

Одно из важных требований ФГОС — это открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников, вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс, что может служить условием реализации программы.

Создание условий для партнерских отношений с семьями...

Семья и детский сад — два общественных института, “два воспитательных феномена”, которые помогают приобрести ребенку социальный опыт, создают

Все формы работы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

Задать вопрос