Особенности воспитания военнослужащих-женщин | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зайцева, А. А. Особенности воспитания военнослужащих-женщин / А. А. Зайцева, М. Е. Исаев. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 182-185. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9265/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

Многие часто задаются вопросом — что же подталкивает женщин идти в армию? Существуетчетыре основных причины, по которым женщины идут служить:

                    Это жены военных. Военные в нашей стране получают настолько низкое жалование, и что бы прокормить семью женщины также вынуждены идти служить.

                    В воинской части нет работы, которую могло бы выполнять гражданское население;

                    Социальная защищенность. Армия — это хоть и маленькая, но стабильная заработная плата, полный социальный пакет, бесплатное лечение, и после окончания службы собственное жилье.

                    Патриотки своей страны, женщины которые хотят сделать настоящую военную карьеру — российские солдаты Джейн.

На данный момент в Вооруженных Силах России существует устойчивая тенденция увеличения количества женщин-военнослужащих. С 1993 по настоящее время оно значительно выросло и продолжает расти.

Существует более 100 профессий, где военнослужащие-женщины реализовали себя: юристы, связисты, преподаватели, медицинские работники, психологи, научные сотрудники военно-учебных заведений и др. В связи с этим необходимо знать индивидуально-психологические особенности женской психологии, специфику их мышления, направленность ценностных ориентаций,формы, методы и способы воспитательной работы с данными военнослужащих.

В «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденной приказом министра обороны РФ № 70 от 1 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации», военнослужащие-женщины выделены как отдельный объект воспитания в воинской части.

В настоящий момент в российской армии 2,5 тысячи женщин проходят службу на офицерских должностях и занимают первичные командные должности, остальные — служат на должностях, не связанных с командованием подразделениями и выполняют служебные обязанности в качестве штабных работников, специалистов медицинских и финансовых служб, войск связи и т. п.,а также более 10 тыс. женщин являются прапорщиками и занимают в основном должности в подразделениях связи и материально-технического обеспечения. Всего на военную службу по контракту набраны более 40 тысяч женщин.

Как показывают специально выполненные в России исследования, результаты которых были озвучены на первом съезде военных врачей медико-профилактического профиля, женщины-военнослужащие представляют собой достаточно существенный резерв для пополнения и комплектования ВС России, при этом они не имеют принципиальных противопоказаний для несения военной службы. Более того, результаты проведенных исследований говорят о том, что женщины в армии характеризуются более высоким уровнем здоровья по сравнению с военнослужащими-мужчинами. Да и сама российская армия уже имеет опыт работы с женщинами, которые в том числе проходят службу по контракту. Это нашло отражение и в введенном в действие 21 апреля 2009 года «Наставлении по физической подготовке в Вооруженных Силах РФ».

Считается, что женщины представляют собой «слабый пол», но это не верно. Да, известно, что физическая сила женщины при равной массе тела немного меньше, чем у мужчин, но в то же время данный недостаток физической силы может быть компенсирован мастерством владения оружием и тренированностью женщины. Тренированная женщина-военнослужащий в состоянии легко победить нетренированного мужчину.

При этом есть у женщин и другое преимущество — они являются более выносливыми. Неслучайно мировой рекорд по преодолению вплавь больших расстояний принадлежит представительнице прекрасного пола. Женщины являются не только более выносливыми, чем мужчины, но и более устойчивыми к стрессу. Это показали проведенные в Военно-медицинской академии исследования. Сегодня представительницы прекрасного пола занимаются всеми специальностями и профессиями, которые раньше считались сугубо мужскими (не только с точки зрения мужчин, но и самих женщин). Сегодня женщины не только дерутся на ринге, борются на ковре, воюют с быками в качестве матадоров, но и передвигают многотонные автомобили и поднимают тяжеленные штанги. Нет ничего удивительного в том, что, овладев всеми доступными гражданскими профессиями и занятиями сильной половины человечества, они обратили свой взор и на армию. Как выяснилось, служат в вооруженных силах они не хуже мужчин.

Среди обстоятельств, детерминирующих остроту социальных проблем женщин-военнослужащих и необходимость их решения, можно выделить следующие:

                    поэтапное сокращение Вооруженных Сил, затрагивающее традиционные ниши профессиональной занятости военнослужащих женского пола;

                    неразвитость социальной инфраструктуры в воинских гарнизонах, что обостряет семейно-бытовые проблемы и социальное самочувствие военнослужащих женского пола;

                    выраженный дефицит должностей в воинских учреждениях и частях по имеющемуся базовому образованию жен военнослужащих;

                    слабые перспективы служебного роста по сравнению с военнослужащими-мужчинами, обусловленные меньшим (по сравнению с мужчинами) доступом женщин к высшему военному образованию по большинству воинских специальностей.

Особого внимания требует проблема сексуальных домогательств к женщинам-военнослужащим и унижения их достоинства. Официально в Российской армии этот показатель стремится к нулю. Не случайно военные прокуроры фиксируют единичные случаи сексуального домогательства к женщинам. Но между тем, по закрытым исследованиям, каждая четвёртая женщина-военнослужащая в Российской армии подвергается сексуальному домогательству. Формы приставания различны — от кажущегося на первый взгляд невинного флирта до угроз увольнения в случае отказа от физической близости. Проблема усугубляется тем, что в Российской армии существует проблема неуставных отношений, а запугивание и агрессию военнослужащие воспринимают как норму.

С учетом отмеченных проблем и их типологии можно определить формы и методы воспитания женщин в воинских коллективах.

При определении технологий педагогического влияния на профессиональное сознание военнослужащих женского пола необходимо принимать во внимание специфику их мышления, направленность ценностных ориентаций, особенности межличностного общении с военнослужащими мужчинами.

Так как большинство женщин приходят в профессиональные воинские коллективы уже сформировавшимися личностями, задача их воспитания состоит в том, чтобы свести к минимуму влияние субъективных факторов и их проблемных особенностей с точки зрения интересов службы. В связи с этим воспитывающие факторы в большей степени «работают над человеком», «полируют» его (К. Д. Ушинский), а не формируют заново. В организации педагогического процесса в ходе профессионального воспитания военнослужащих женского пола предпочтение отдается технологиям педагогического взаимодействия в системе субъектно-объектных отношений офицеров и подчиненных, а не методам прямого педагогического воздействия на них.

Приказ министра обороны РФ № 70 от 11 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» определяет следующиенаправления воспитания женщин-военнослужащих:

                    формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа командира (начальника), положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах;

                    формирование ответственности за исполнение должностных обязанностей, повышение профессионального мастерства.

                    развитие высоких морально-нравственных качеств, гордости за избранную специальность, трудолюбия и умения работать в воинском коллективе.

Изучение практики воспитательной работы с военнослужащими женщинами показало, что педагогическое взаимодействие с ними характеризуется следующими особенностями:

                    преимущественным использованием методов военно-профессиональной ориентации и убеждения при формировании профессионального сознания;

                    оптимальным сочетанием методов педагогической поддержки военнослужащих женского пола, таких как одинокие матери, разведенные женщины, многодетные семьи, семьи с больными детьми, профессионально проблемные женщины и т. д. с методами педагогической коррекции и педагогической ориентации;

                    учетом негативного воздействия на психику женщин неблагоприятных факторов профессиональной среды (неудобный для одиноких и многодетных матерей режим работы, низкий уровень профессиональной мобильности и т. д.);

                    определением методов воспитания, исходя из условий, направленности воинской деятельности женщин и их принадлежности к определенной военно-профессиональной группе.

К основным формам профессионального воспитания относятся профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, профессиональная самодиагностика, профессиональное консультирование и др.

Приоритетными направлениями воспитания женщин-военнослужащих являются:

                    точное разъяснение военнослужащим-женщинам их нормативно-правового положения в военно-профессиональной среде, а также их прав и должностных обязанностей;

                    привлечение женщин-военнослужащих ко всем видам военной работы, в целях быстрого освоения воинской специальностью, а также для получения профессионального авторитета среди сослуживцев;

                    тактичное предъявление высоких требований к выполнению служебных обязанностей в сочетании с заботой об удовлетворении их материально-бытовых, санитарно-гигиенических и медицинских потребностей;

                    надлежащий учёт за состоянием психики, а также физиологии женского организма при правильном распределении служебных обязанностей;

                    внедрение практики регулярных встреч с руководством части по вопросам военной службы, а также бытового и медицинского обеспечения, семейно-бытовых проблем;

                    формирование здоровых взаимоотношений и нравственной атмосферы в коллективе между военнослужащими-женщинами и мужчинами, где влияющее значение принадлежит личному примеру командира, офицера-воспитателя.

Соответственно определяются и методы воспитания женщин-военнослужащих. К основным из них относятся:

                    убеждение — один из самых важнейших в данном случае метод, разделяющийся на две главные группы — «убеждение словом» и «убеждение делом»;

                    приведение положительных примеров в профессиональной деятельности женщин, для самовоспитания и саморазвития военнослужащих;

                    «напоминание о недостатках», применяющийся только в личной беседе как тактичные рекомендации женщине обратить внимание на имеющиеся недостатки в служебной деятельности с целью их исправления;

                    «сдерживание негативных эмоций», заключающийся в переключении внимания на более положительные стороны жизни, позволяющих отвлечься от нежелательных негативных чувств;

                    «немедленная остановка», состоящая в том, чтобы не «рубить с плеча», а тактично прервать общение, а через некоторое время вернуться к данной проблеме с целью её решения и выяснения недоразумений;

                    материальное и моральное стимулирование профессиональной деятельности, направленное на решение актуальных социальных проблем и удовлетворение эмоциональных ожиданий женщин-военнослужащих;

                    поощрение как средство активизации служебной мобильности женщин и актуализации их природных способностей; профессиональные заслуги и взятые служебные рубежи военнослужащих женского пола необходимо широко популяризировать в коллективе, среди членов семьи и профессиональных авторитетов;

                    наказание — как крайняя форма воспитательного воздействия в случае, если цели не были достигнуты ранее перечисленными методами.

Большую роль играет также личный пример мужчины-офицера.Таким образом, задача офицера-руководителя — быть справедливым ко всем подчиненным независимо от половой принадлежности, при этом быть подчеркнуто вежливым в предъявлении требований к женщинам. Нельзя забывать также, что именно на офицере-руководителе лежит ответственность за создание для военнослужащих-женщин необходимых бытовых условий, учитывающих специфику их организма, при выполнении служебных обязанностей. Все это в целом должно способствовать формированию здоровой морально-психологической атмосферы в коллективе, нейтрализации неоправданных служебных конфликтов на гендерной основе и обеспечению социальной поддержки военнослужащих-женщин в трудных ситуациях личной жизни и военно-профессиональной деятельности.

Ухудшающаяся демографическая ситуация в стране, неукомплектованность частей кадрами, падение престижа воинских профессий усиливает потребность Вооруженных сил пополнять свои ряды женщинами.

Личностные особенности женщин, их высокая адаптивность делает их незаменимыми даже в такой сугубо мужской деятельности, как служба в армии. Проведенные исследования позволяют делать выводы, что уровень интеллектуального и личностного развития женщин-военнослужащих соответствует требованиям военно-профессиональной деятельности.

 

Литература:

 

  1.                Барабанщиков А. В., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики. –М.: Просвящение. 1988
  2.                Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. Учебно-методическое пособие /под ред. И. А. Липского. — М.:ВУ. 1995
  3.                Рыков С. Л. Профессиональное воспитание военнослужащих-женщин: теория и практика. Монография. –М.: ВУ. 2002
  4.                Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации /Приложение № 3 к приказу МО РФ 2004 года № 70. –М., — 2004.
  5.                О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 6 от 8.01.1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 3. — Ст.185.
  6.                Русалов В. М. Актуальные проблемы психологии личности и индивидуальных различий // Иностранная психология. — 1993. — № 1–2. — С. 17–28
Основные термины (генерируются автоматически): женщина, воспитательная работа, Российская армия, военная служба, пол, проблема, Российская Федерация, военно-профессиональная деятельность, воинская часть, педагогическое взаимодействие.

Похожие статьи

Возможности социальной работы с военнослужащими

профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, воинский коллектив, военная профессия, социальная адаптация, призыв, социальная среда, Военная доктрина, военная служба...

Мотивация граждан, поступающих на военную службу по...

Особенности воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

профессиональная деятельность, мотивация, профессиональная мотивация, тип профессий, работа, социальная сфера, научная категория, кой случай, государственная...

Психологическое обеспечение адаптации к службе...

Вместе с тем происходящие перемены в обществе и российской армии обусловили и углубили социально-психологические и педагогические проблемы, связанные с воспитанием личности военнослужащих и их военно-профессиональной деятельностью в...

Значение теории педагогики и педагогической практики...

Военно-педагогический процесс — это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к...

Военно-педагогический процесс | Статья в журнале...

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава.

Базисные составляющие педагогической деятельности офицера...

Ключевые слова:военная педагогика, военно-педагогическая деятельность, обучение, воспитание, самообразование, М. В. Фрунзе, А. В. Суворов. С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

В неё входят военная доктрина государства, военная наука, воинские уставы, наставления, программы боевой и

Она объясняется совместной деятельностью, не только учебным, но и служебным, военно-профессиональным, боевым взаимодействием всех обучающихся.

Совместная деятельность государственных, общественных...

Совместная деятельность государственных, общественных организаций и командования войсковых частей в физической подготовке молодежи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Сущность и особенности военно-педагогического процесса

Военно-педагогический процесс — это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к...

Похожие статьи

Возможности социальной работы с военнослужащими

профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, воинский коллектив, военная профессия, социальная адаптация, призыв, социальная среда, Военная доктрина, военная служба...

Мотивация граждан, поступающих на военную службу по...

Особенности воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

профессиональная деятельность, мотивация, профессиональная мотивация, тип профессий, работа, социальная сфера, научная категория, кой случай, государственная...

Психологическое обеспечение адаптации к службе...

Вместе с тем происходящие перемены в обществе и российской армии обусловили и углубили социально-психологические и педагогические проблемы, связанные с воспитанием личности военнослужащих и их военно-профессиональной деятельностью в...

Значение теории педагогики и педагогической практики...

Военно-педагогический процесс — это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к...

Военно-педагогический процесс | Статья в журнале...

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава.

Базисные составляющие педагогической деятельности офицера...

Ключевые слова:военная педагогика, военно-педагогическая деятельность, обучение, воспитание, самообразование, М. В. Фрунзе, А. В. Суворов. С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

В неё входят военная доктрина государства, военная наука, воинские уставы, наставления, программы боевой и

Она объясняется совместной деятельностью, не только учебным, но и служебным, военно-профессиональным, боевым взаимодействием всех обучающихся.

Совместная деятельность государственных, общественных...

Совместная деятельность государственных, общественных организаций и командования войсковых частей в физической подготовке молодежи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Сущность и особенности военно-педагогического процесса

Военно-педагогический процесс — это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к...