Организационно-педагогические условия развития нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кулько, И. Ю. Организационно-педагогические условия развития нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий / И. Ю. Кулько, К. В. Раскатова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9240/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

Не будет преувеличением сказать, что будущее ребенка закладывается в той среде, в которой он воспитывается. Жизненные убеждения, характер, коммуникативные способности человека формируются именно в детском возрасте. Эти факторы являются решающими при выборе нами жизненной позиции, построении взаимоотношений с другими людьми, что в свою очередь сильно влияет на то, насколько успешно протекает наша жизнь.

Игровые технологии помогают формировать чрезвычайно полезные в социальной среде навыки общения ребенка с другими детьми. Такие особенности как жадность, закрытость, агрессивность начинают развиваться в детстве и часто являются результатом неправильного воспитания.

Огромное значение имеет использование игровых технологий как средства воспитания и развития детей, в жизни которых игра занимает большое место и делает их счастливыми.

Успешность процесса развития нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий зависит от оптимального включения игровых технологий в процесс развития нравственной сферы.

Рассмотрим, как оптимальное включения игровых технологий в педагогический процесс помогает развитию нравственной сферы старшего дошкольника.

Игровые технологии в ДОУ в соответствии с задачами конструируются в режиме дня следующим образом.

Утренний прием детей:

                    выполнение детьми индивидуальных заданий с включением игровых элементов с целью преодоления проблем, выявленных в ходе диагностики, а также с учетом интересов и желаний;

                    создание условий для развертывания сюжетно — ролевых игр, игр по собственной инициативе;

                    дидактические игры по инициативе взрослого и детей.

Утренний сбор:

                    коммуникативные игры;

                    проблемно-поисковые игры с нравственно-ценностным содержанием;

                    творческие игровые задания на нравственно значимую тему.

Режимные процессы:игровые приемы, игровые ситуации, операционные игры и т. д. На прогулках лучше планировать игровые технологии, содержательной основой которых выступает ролевая игра.

Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».

Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.

Дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т. д.

Реализация игровых приемов и ситуаций в игровых сеансах происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи; деятельность подчиняется правилам игры; дидактический материал используется в качестве ее средства, в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Это позволяет отрабатывать тактики поведения, действия, выполнение функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается ситуация, между детьми распределяются роли с обязательным содержанием.

Непосредственно образовательная деятельность.

Возможность самообучения ребенка через игровые действия, поиск правильного решения задач, достижения успешного результата создаются непосредственно в образовательной деятельности, в процессе реализации игровых технологий, содержательным компонентом которых являются дидактические игры.

Учитывая, что игровые технологии, содержанием которых являются дидактические игры, активизируют взаимодействие когнитивного и эмоционального начал в образовательном процессе, побуждают детей мыслить, выражать свои мысли, обеспечивают целенаправленность действий, для передачи знаний, навыков, умений, непосредственно в образовательной деятельности планируются именно они.

По отношению к познавательной деятельности, они стимулируют детскую инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

При этом дидактические игры могут быть различными по цели, форме, содержанию. В своей сущности они представляют разнообразные интеллектуальные задачи: объяснение материала, его повторение, обобщение.

Элементы занимательности в дидактической игре служат эмоциональной разрядкой, способствуют активизации внимания детей для последующей углубленной работы над изучаемым материалом.

Использование практических ситуаций гуманистического выбора становят ребенка перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?

Например, оставить рисунок себе или включить его в общую картину; откликнуться на просьбу помочь сказочной Фее построить дома в ее стране или проигнорировать её?

Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.

Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?» -это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.

Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.

На прогулке предпочтение отдается совместной игровой деятельности, осуществляется непосредственно тактическое введение детей в игровую ситуацию с целью обогащения и развертывания игрового сюжета. Значительное время отводится самостоятельной игровой деятельности, самореализации детей в различных видах деятельности. Именно на прогулках целесообразно объединять в игровой деятельности младших и старших дошкольников.

В практических ситуациях «Мы самые старшие в детском саду» дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Можно организовать ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Научим малышей водить хороводы».

В вечернее время создаются условия для продолжения на прогулке дневных игр, игр по желанию и инициативе детей.

Вместе с детьми подводятся итоги за прошедший день, анализ и самоанализ игровой деятельности, планируются игры на следующий день. Можно предложить детям решение игровых, проблемных ситуаций.

Педагог планирует встречу с родителями: консультации и беседы по организации игр детей в семье.

При этом необходимо учитывать комплексно — тематический принцип планирования и осуществлять отбор содержания игровых технологий в соответствии с игровой темой.

Таким образом, обеспечиваются:

                    место и время для игровых технологий в режиме дня, тематика и содержание игровой деятельности в соответствии с темами календарного планирования;

                    предоставление детям возможности свободного объединения со сверстниками по интересам, личному социальному и игровому опыту;

                    создание условий для индивидуализации педагогических воздействий при реализации игровых технологий в зависимости от возрастных и индивидуальных психофизических особенностей ребенка, интересов и потребностей, а также алгоритмизации его действий, способствующих воспитанию устойчивых форм поведения.

 

Литература:

 

  1.    Венгер, Л. А. Игра как вид деятельности. // Вопросы психологии. 1996. № 3;
  2.    Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С. Н. Карпова, Л. Г. Лысак. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 142 с.
  3.    Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовании и воспитании / Е. И. Касаткина // Дошкольное воспитание.  2009.  № 12.  С. 1719.
  4.    Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012.- № 5.
  5.    Мельникова, Н. В. Нравственная сфера развития личности дошкольника. — Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. — 109с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, игровая деятельность, образовательная деятельность, ситуация, нравственная сфера, оптимальное включение, режим дня, создание условий.

Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития. Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя...

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Для правильной организации самостоятельной игровой деятельности мы глубже изучили особенности психического развития ребенка данного возраста. Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в...

Создание условий для развития нравственных качеств...

создание условий для овладения культурными средствами деятельности.

 театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных

— М.: ТЦ Сфера, 2015. — 96 с. (Правовая библиотека образования).

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.

Нравственный выбор.

Картотека проблемных игровых ситуаций для создания ситуации выбора удетей младшего дошкольного возраста

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности...

индивидуальный подход, ребенок, дошкольное образование, игра, игровой опыт, игровая деятельность, дошкольный возраст, образовательный процесс, Примерная основная образовательная программа...

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

В статье рассматривается развитие мотивации в образовательной деятельности и создания условий для мотивирования детей. Ключевые слова: мотивация, мотивирование, типы мотивации,дошкольный возраст, механизмы.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

игра, ребенок, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, сюжет, игровая деятельность, мотивационная сфера, личностное развитие, дошкольное образование, дошкольное детство.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается.

Игра, с одной стороны помогает детям реализовывать свои желания и интересы, помогает приобщиться к различным сферам жизни взрослых людей.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

игра, действие, сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, ребенок, отношение, сюжет, индивидуальная игра, дошкольный

ребенок, игра, окружающий мир, детский сад, взрослый, жизнь взрослых, дошкольный возраст, детская игра, вид деятельности, сфера деятельности...

Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития. Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя...

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Для правильной организации самостоятельной игровой деятельности мы глубже изучили особенности психического развития ребенка данного возраста. Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в...

Создание условий для развития нравственных качеств...

создание условий для овладения культурными средствами деятельности.

 театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных

— М.: ТЦ Сфера, 2015. — 96 с. (Правовая библиотека образования).

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.

Нравственный выбор.

Картотека проблемных игровых ситуаций для создания ситуации выбора удетей младшего дошкольного возраста

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности...

индивидуальный подход, ребенок, дошкольное образование, игра, игровой опыт, игровая деятельность, дошкольный возраст, образовательный процесс, Примерная основная образовательная программа...

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

В статье рассматривается развитие мотивации в образовательной деятельности и создания условий для мотивирования детей. Ключевые слова: мотивация, мотивирование, типы мотивации,дошкольный возраст, механизмы.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

игра, ребенок, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, сюжет, игровая деятельность, мотивационная сфера, личностное развитие, дошкольное образование, дошкольное детство.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается.

Игра, с одной стороны помогает детям реализовывать свои желания и интересы, помогает приобщиться к различным сферам жизни взрослых людей.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

игра, действие, сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, ребенок, отношение, сюжет, индивидуальная игра, дошкольный

ребенок, игра, окружающий мир, детский сад, взрослый, жизнь взрослых, дошкольный возраст, детская игра, вид деятельности, сфера деятельности...