Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения в условиях современного детского сада | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Ишимова А. Е. Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения в условиях современного детского сада [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 74-77. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9195/ (дата обращения: 23.10.2018).

 

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профилактической работы социального педагога с агрессивными детьми дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что учёными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения [1,4].

Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения [6]:

1)                 агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

2)                 в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

3)                 жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности, являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий.

Большинство проявлений агрессивного поведения в дошкольном возрасте наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определённой цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при получении желанной цели, после чего агрессивные действия прекращаются. В то же время у отдельных детей наблюдались агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребёнка к враждебности и жестокости, что естественно требует профилактической и коррекционной работы [3,8].

Эта работа должна быть направлена не только на безопасный выход агрессии (эмоциональный катарсис), на повышение самооценки, на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, но и на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. При этом оказание социально-педагогической помощи детям дошкольного возраста с агрессивным поведением происходит не стихийно, не автоматически. Агрессивность детей — явление очень сложное, обусловленное множеством различных причин и факторов. Поэтому деятельность социального педагога с агрессивными детьми по ее преодолению требует специальной работы при совершенно обязательном комплексном подходе к решению этой задачи, когда специальные средства, приемы, мероприятия органически вплетаются в систему обучения и воспитания в целом. И, конечно же, в первую очередь необходима работа с семьей по повышению педагогического и культурного уровня родителей, так как именно они являются главной причиной возникновения агрессивности детей [5,2].

С учетом вышесказанного, в рамках небольшого исследования на базе ГБДОУ детский сад № 40 было проведено опытно-экспериментальное исследование с целью выявления влияния работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада на уровень их агрессивности.

В исследовании принимали участие дошкольники двух старших групп в возрасте 5–6 лет в количестве 30 человек, из которых 15 детей старшей группы «Огонек» составили экспериментальную группу и 15 детей группы «Лучик» составили контрольную группу.

В ходе исследования использовались такие методы исследования, как наблюдение, беседа, а также психодиагностические методики: модификация Н. В. Тарабриной детского варианта рисуночного теста С. Розенцвейга, тест «Рисунок человека», разработанный К. Маховером на основе теста Ф. Гудинаф и проективная методика Е. О. Смирновой «Картинки» [7,9, 10].

Результаты первичной и контрольной диагностики по определению уровня агрессивности по методике «Рисунок человека» (в %)

 

Результаты первичной и контрольной диагностики экспериментальной и контрольной групп по методике «Агрессивность» Н. В. Тарабриной

 

Результаты первичной и контрольной диагностики уровня агрессивности по методике «Картинки» (в %)

 

В результате диагностики по всем трем методикам мы получили данные, согласно которых в экспериментальной и контрольной группе 20 % детей имеют ярко выраженный высокий уровень агрессивности.

На основе результатов первичной диагностики нами была разработана программа работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада, целью которой являлось создание психолого-педагогических условий для снижения уровня агрессивности у детей дошкольного возраста.

В этой связи перед программой стояли следующие задачи: снижение агрессивности у детей дошкольного возраста; снятие негативных психических состояний; повышение уровня адекватности самооценки; повышение уровня самоуважения и уверенности в себе; формирование межличностного доверия со сверстниками; формирование коммуникативных умений.

После реализации в экспериментальной группе программы работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада, с дошкольниками экспериментальной и контрольной групп с целью анализа динамики уровня агрессивности по итогам проведения программы было проведено повторное диагностирование.

Анализ результатов первичной и контрольной диагностик по всем трем методикам показали, что работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения в условиях детского сада позволяет уменьшить на 15 % количество детей с высоким уровнем агрессивности и увеличить до 20 % количество неагрессивных дошкольников.

Результаты диагностирования были также подтверждены наблюдениями воспитателя экспериментальной группы и социального педагога. По их мнению, после проведения программы профилактики агрессивного поведения, в группе уменьшилось количество детей с более выраженной склонностью к агрессивности.

Положительная динамика уровня агрессивности детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод об эффективности разработанной и апробированной программы, соответственно, данная программа может быть использована в работе социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Таким образом, в ходе настоящего исследования, поставленная цель была достигнута. Задачи были успешно решены. Гипотеза, сформулированная на базе изучения и анализа научно-теоретической литературы и проведенного исследования, подтверждена.

 

Литература:

 

  1.      Наумчик В. Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников. — Мн.: Университетское, 2005. — 372с.
  2.      Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн.3: Психодиагностика. — М.: Владос, 2008. — 632с.
  3.      Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет/Науч. — исслед. институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 2002. — 160 с.
  4.      Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении. // Воспитание школьников. — № 1. — 2009. — с.31–42
  5.      Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. — 195с.
  6.      Практическая психодиагностика. / Под ред.Д. Я. Райгородского. — Самара, 2008. — 672с.
  7.      Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Аст-пресс, 2009. — 160с.
  8.      Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности. / Под. ред. Т. В. Лаврентьевой. — М.: Новая школа, 2006. — 227с.
  9.      Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Составили Римская Р., Римский С. — М.: Аст-пресс, 2003. — 376с.
  10. Рогов Е. Н. Настольная книга практического психолога: Уч. пособие: в 2 кн. Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — М.: Владос-пресс, 2002. — 384с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, агрессивное поведение, социальный педагог, детский сад, ребенок, контрольная группа, контрольная диагностика, причинение вреда, экспериментальная группа, агрессивное поведение детей.

Похожие статьи

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения...

дошкольный возраст, агрессивное поведение, социальный педагог, детский сад, ребенок, контрольная группа, контрольная диагностика, причинение вреда, экспериментальная группа, агрессивное поведение детей. Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность...

Профилактика агрессивного поведения у воспитанников...

дошкольный возраст, агрессивное поведение, социальный педагог, детский сад, ребенок, контрольная группа, контрольная диагностика, причинение вреда, экспериментальная группа, агрессивное поведение детей.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Библиографическое описание: Тимошок А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Агрессивность детей может проявляться в нанесении ударов кулаками родителям и

В этот период дети 2-х – 3-х лет попадают в детские сады, где, как отмечают М.Д. Лисина...

Психолого-педагогические аспекты использования игровой...

агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное поведение детей, ребенок, агрессия, агрессивность, детский сад, педагогический коллектив, профилактическая деятельность, свойство личности.

Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности...

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста. Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся...

Консультация для воспитателей и родителей «Причины...»

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение...

Изучение агрессивного поведения детей старшего...

ребенок, старший дошкольный возраст, агрессивное поведение, уровень агрессивности, детский сад, контрольный эксперимент, дошкольное детство, проективная методика, детский возраст...

Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста

девиантное поведение, группа, агрессивное поведение детей среднего, подростковый возраст, отклоняющееся поведение, место, конструктивное поведение, индивидуальный подход, ведущий, продолжительность игры.

Преодоление агрессивности старших дошкольников с помощью...

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности... Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения...

дошкольный возраст, агрессивное поведение, социальный педагог, детский сад, ребенок, контрольная группа, контрольная диагностика, причинение вреда, экспериментальная группа, агрессивное поведение детей. Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность...

Профилактика агрессивного поведения у воспитанников...

дошкольный возраст, агрессивное поведение, социальный педагог, детский сад, ребенок, контрольная группа, контрольная диагностика, причинение вреда, экспериментальная группа, агрессивное поведение детей.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Библиографическое описание: Тимошок А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Агрессивность детей может проявляться в нанесении ударов кулаками родителям и

В этот период дети 2-х – 3-х лет попадают в детские сады, где, как отмечают М.Д. Лисина...

Психолого-педагогические аспекты использования игровой...

агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное поведение детей, ребенок, агрессия, агрессивность, детский сад, педагогический коллектив, профилактическая деятельность, свойство личности.

Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности...

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста. Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся...

Консультация для воспитателей и родителей «Причины...»

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение...

Изучение агрессивного поведения детей старшего...

ребенок, старший дошкольный возраст, агрессивное поведение, уровень агрессивности, детский сад, контрольный эксперимент, дошкольное детство, проективная методика, детский возраст...

Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста

девиантное поведение, группа, агрессивное поведение детей среднего, подростковый возраст, отклоняющееся поведение, место, конструктивное поведение, индивидуальный подход, ведущий, продолжительность игры.

Преодоление агрессивности старших дошкольников с помощью...

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности... Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Задать вопрос