Воспитание сознательности и чувства ответственности у учащихся через занятия физической культурой и ведение индивидуального дневника | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 10.11.2015

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Мороз Л. А. Воспитание сознательности и чувства ответственности у учащихся через занятия физической культурой и ведение индивидуального дневника [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9112/ (дата обращения: 15.10.2018).



 

Известно, что искусство отражает культуру, взгляды, переживания и многое другое происходящее в обществе на разных этапах и временных промежутках его развития. Физическое воспитание — тоже искусство! Искусство, которое проходит свой путь развития, сочетая в себе всё вышеперечисленное. Насколько это развитие положительно или отрицательно, зависит от многих факторов, но в первую очередь, от того, кто его творит.

Влияние и значение физической культуры и спорта на жизнь общества и воспитание каждого человека нередко рассматривалось на государственном уровне, ведь оно, государство, несет ответственность за благосостояние своего народа.

Развитие физической культуры и спорта — процесс действительно интересный и познавательный. Знакомство с ним, безусловно, полезно каждому человеку. Существует множество мудрых и достойных подходов в образовании, которые уже доказали на практике свою эффективность. Физическая культура постоянно претерпевала и претерпевает изменения. Она реформируется, дополняется и совершенствуется. Однако, ни одно мнение или предложение, ни одна мысль или идея не остаются без внимания, и путем проб и ошибок физическая культура стремится к совершенству. В разное время разрабатывались необходимые системы и методы для решения задач, поставленных обществом в зависимости от его потребностей (например: физическая культура в первобытном, рабовладельческом обществе; национальные системы физического воспитания отдельных стран в начале XIX века; развитие физического воспитания на территории современной Российской Федерации в разные эпохи и т. д.). И вот уже настало время, когда инновационные технологии довольно эффективно используются на занятиях физической культурой в общеобразовательных учреждениях.

На мой взгляд, в настоящее время существует проблема отсутствия сознательности и ответственного поведения среди учащихся. Часто учащиеся совершают какие-либо действия, не осознавая при этом ни причин, ни последствий совершаемого. Такое прослеживается и на занятиях физической культурой. Это касается не только внешних проявлений активности двигательных действий под воздействием основных и вспомогательных средств физического воспитания (физических упражнений, гигиенических факторов и сил природы), но и внутреннего состояния учащихся, их отношений и чувств.

Широкое распространение понятий, доступность теоретических и практических средств не предусматривают правильного и грамотного их использования. Социальное общение, модные тенденции и недостаток личного опыта могут привести далеко не к положительным результатам. А при неумелом воздействии возможен запуск нежелательных процессов с огромной вероятностью необратимых последствий. Поэтому считаю необходимым предупреждение учащихся и их родителей о вреде неорганизованных и произвольных самостоятельных занятий физическими упражнениями, побуждение к внимательному подбору упражнений и изучению их влияния на организм.

Физическое воспитание человека происходит не только на классных занятиях физической культурой и спортивно-массовых мероприятиях. Оно начинается задолго до прихода в школу и продолжается в течение всей жизни. Уроки физической культуры не способны вместить в должном объеме всего необходимого для развития, поддержания достигнутых результатов, физического и духовного совершенствования и укрепления здоровья учащихся. Разность в физическом развитии, воспитании, эмоциональной настроенности учащихся на учебных занятиях и ограниченность во времени значительно влияют на получение нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания, развитие наблюдательности, внимания, восприятия. Достижение повышения уровня устойчивой общей работоспособности каждого ученика остается процессом длительным или недостижимым в желаемом виде.

Поэтому в практике физического воспитания применяются индивидуальные творческие и самостоятельные домашние задания. Это повышает интерес учащихся и плодотворность работы на уроках. Контроль и проверка таких заданий побуждает учащихся к ответственному выполнению. Но выполнение поставленных задач не означает, что ученик понимает и осознает сущность проделываемой работы, необходимость в ней и результат по её окончании. В данной ситуации требуется найти такой вид работы, в котором учащийся вынужден был бы «встретиться с собой наедине», понаблюдать за своими действиями, решениями, эмоциями, самочувствием вдали от внешнего и постороннего влияния, чтобы выполнение этой работы требовало сосредоточенности, наблюдательности, внимания, самостоятельного труда. Этому может поспособствовать обязательное самостоятельное задание в форме ведения индивидуального дневника. Одним из важных условий является то, чтобы при заполнении этого дневника акцент в его содержании падал не на описание двигательных действий или предметов, с помощью которых совершаются действия, а на то, что по этому поводу думает учащийся. Он — объект, к которому обращено воспитание. Также важен в такой работе контроль и наблюдение учителя за выполнением каждого или группы заданий, накопление полученного материала для периодического анализа за протеканием воспитательного процесса и его особенностями, положительных и отрицательных результатов, и возможности вовремя остановить или исправить нежелательное воздействие на физическое и духовное развитие учащегося. Однако для воплощения идеи в жизнь необходима серьезная и тщательная подготовка: разъяснительные беседы с родителями и учащимися, объяснение им необходимости должного подхода в такой работе, проведение анкет с целью выявить, насколько готовы учащиеся и их родители к заданию и насколько оно понятно.

Данные объективных показателей (ЧСС и другие), полученные и анализируемые с помощью учителя в процессе занятий, учащиеся могут использовать в своих дневниках. А субъективные (настроение, самочувствие и др.) показатели остаются индивидуальным заданием учащихся. Доступно объясняет сущность субъективных факторов О. С. Клименкова: «…настроение как отражающий показатель психического состояния занимающихся. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Самочувствие — важный показатель оценки физического состояния, влияние физических упражнений на организм. Утомление — физиологическое состояние организма. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности…». [1] Несомненна значимость этих факторов, а, следовательно, и их учёта в воспитательной деятельности. Актуальность учёта личностной «настроенности» занимающихся подчеркивает Е. М. Якуш: «Из практики физического воспитания и спорта известно: если занимающиеся обладают высоким уровнем мотивации, определяющим их потребности и интересы в учебно-воспитательном процессе, то его эффективность будет высокой. Поэтому изучение мотивационной сферы индивида, его интересов в сфере физической культуры является важным аспектом формирования сознательности и активности». [2] Также Елена Михайловна пишет о сознательности следующее: «Сознательное выполнение физических упражнений, несомненно, способствует мобилизации индивида, тем самым повышая эффективность образовательного аспекта занятий и рост духовности занимающихся». [2]

Среди прочих домашних заданий у учащихся появятся и домашние задания, связанные с занятиями физической культурой. И эти задания в форме ведения дневника будут включать в себя письменный анализ, который в какой-то степени сохранит внимание учащихся к учебному предмету, дополнит пройденное занятие или занятия, продлит процесс обучения и закрепит полученную информацию и знания. Тем более что домашние задания по физической культуре не всегда могут иметь как таковую регулярность на практике или применяются, скорее, по индивидуальной (частной) необходимости. В спорте дневники самоконтроля используются для того, чтобы правильно оценивать эффективность занятий спортом, физическое развитие и др. На подобии дневника самоконтроля учащимся предлагается регулярное ведение индивидуального дневника по занятиям физической культурой. Дневник включает в себя наблюдение, анализ и вывод. В этом случае, через анализ в дневнике мы пробуем привить учащемуся внимательное отношение к самому себе, чтобы он обращал внимание на то, что он делает на занятиях физической культурой. И таким образом пришел к выводу, что взаимосвязано и взаимовытекаемо абсолютно всё, что ничего не бывает просто так. При анализе выявляется причина и следствие. Откуда осознанное понимание переходит в понимание ответственности. А главное, что при систематической практике в этом спустя определенное время опыт, полученный учащимися, вероятно, перенесется и на все сферы их деятельности. Следовательно, они будут строить свою взрослую жизнь сознательно, интересно и целенаправленно и будут примером для следующего поколения. Такой дневник повысит эффективность и благоприятное использование педагогических принципов в физическом воспитании. Важно отметить, что ведение дневника ни в коем случае не должно быть представленным в определенной строгой форме или регламентированных рамках. Его заполнение — творческий процесс.

 

Литература:

 

  1.                Клименкова О. С. реферат: «Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания», Пенза 2010
  2.                Якуш Е. М. Пособие: «Средства, методы и принципы физического воспитания», Минск 2014
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, учащийся, занятие, время, индивидуальный дневник, задание, дневник, действие, физическое развитие.

Похожие статьи

Принцип индивидуализации в физическом воспитании...

На сегодняшний день, занятия физической культуры в школе являются немаловажной частью укрепления здоровья подрастающего поколения. Преподаватели физической культуры используют различные формы, методы и средства для того...

Урок — основная форма проведения занятий по физическому...

физическая культура, физическое воспитание, школа, физическое воспитание школьников, учебная программа, учащийся, спорт, мероприятие, занятие, внеклассная спортивно-массовая работа.

Индивидуальный подход на занятиях по физической культуре

Современные представления биологии человека, теоретической медицины и психологии сводятся к тому, что для оптимизации состояния человека необходим индивидуальный подход. Аналогичные выводы делаются в последнее время и многими специалистами...

Домашние задания по физической культуре | Статья в журнале...

– улучшение физического развития; – ведение здорового образа жизни; – повысить престиж уроков физической культуры; – активизировать самостоятельные занятия учащихся; – воспитание устойчивого интереса к двигательной активности.

Образовательная направленность урока физическая культура

физическая культура, физическое развитие, учащийся, урок, общеобразовательная организация, методология обучения

физическое воспитание, качество, двигательное действие, физическая культура, развитие учащихся, взаимное уважение, межэтническое...

Подготовка студентов к уроку физической культуры

двигательное действие, физическая культура, выполнение движения, действие

Принцип индивидуализации в физическом воспитании школьников.

1. Настроем учащихся на необходимость выполнения определенных действий в процессе выполнения учебного задания.

Воспитание потребностей и мотивов к регулярным занятиям...

Проблема воспитания потребностей и мотивов к занятиям обучающихся физической культурой наиболее остро возникает с переходом обучающихся в основную школу.

Теория и методология обучения физической культуре...

физическая культура, физическое развитие, учащийся, урок, общеобразовательная организация, методология обучения, образовательно-тренировочная направленность, индивидуальный подход...

Теоретические знания по физической культуре

воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся. упражнение, грудная клетка, опорно-двигательный аппарат, нарушение осанки, внешняя среда...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Принцип индивидуализации в физическом воспитании...

На сегодняшний день, занятия физической культуры в школе являются немаловажной частью укрепления здоровья подрастающего поколения. Преподаватели физической культуры используют различные формы, методы и средства для того...

Урок — основная форма проведения занятий по физическому...

физическая культура, физическое воспитание, школа, физическое воспитание школьников, учебная программа, учащийся, спорт, мероприятие, занятие, внеклассная спортивно-массовая работа.

Индивидуальный подход на занятиях по физической культуре

Современные представления биологии человека, теоретической медицины и психологии сводятся к тому, что для оптимизации состояния человека необходим индивидуальный подход. Аналогичные выводы делаются в последнее время и многими специалистами...

Домашние задания по физической культуре | Статья в журнале...

– улучшение физического развития; – ведение здорового образа жизни; – повысить престиж уроков физической культуры; – активизировать самостоятельные занятия учащихся; – воспитание устойчивого интереса к двигательной активности.

Образовательная направленность урока физическая культура

физическая культура, физическое развитие, учащийся, урок, общеобразовательная организация, методология обучения

физическое воспитание, качество, двигательное действие, физическая культура, развитие учащихся, взаимное уважение, межэтническое...

Подготовка студентов к уроку физической культуры

двигательное действие, физическая культура, выполнение движения, действие

Принцип индивидуализации в физическом воспитании школьников.

1. Настроем учащихся на необходимость выполнения определенных действий в процессе выполнения учебного задания.

Воспитание потребностей и мотивов к регулярным занятиям...

Проблема воспитания потребностей и мотивов к занятиям обучающихся физической культурой наиболее остро возникает с переходом обучающихся в основную школу.

Теория и методология обучения физической культуре...

физическая культура, физическое развитие, учащийся, урок, общеобразовательная организация, методология обучения, образовательно-тренировочная направленность, индивидуальный подход...

Теоретические знания по физической культуре

воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся. упражнение, грудная клетка, опорно-двигательный аппарат, нарушение осанки, внешняя среда...

Задать вопрос