Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Пути совершенствования уроков чтения

5. Педагогика общеобразовательной школы
09.11.2015
371
Поделиться
Библиографическое описание
Хабибуллина, Ф. Г. Пути совершенствования уроков чтения / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова, Г. Г. Зиганшина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9099/.


 

Уроки чтения и развития речи, должны прежде всего решать две задачи: нравственное воспитание и совершенствование навыков чтения и речи учащихся. Однако в практике начальной школы мы не всегда наблюдаем успешное решение этих задач. И причина этого кроется в неправильной организации уроков чтения.

Наиболее распространенные недостатки:

1)                  воспитательная работа строится на базе объяснений и внушений со стороны учителя, а не идет от эмоционально-образного содержания произведения, от переживаний учащихся, вызванных прочитанным;

2)                  отсутствует ясная и логически правильно определенная цель урока, к осуществлению которой должен бы быть на урок. Нет анализа, ведущего к раскрытию идеи произведения;

3)                  уроки проводятся по шаблону, по стереотипному для данного учителя плану, выбор занятий в связи с чтением и их расположение носят случайный характер, лишены логической связи;

4)                  дети не заняты непрерывным, целенаправленным, умственным трудом. Отсутствует систематическая обучающая работа с текстом. Самостоятельная работа над произведением не всегда направлена на углубленный анализ произведения, задания однообразны и не ведут к решению конкретной цели урока, не обучают более сложным и новым приемам работы;

5)                  многие уроки не дают возможности совершенствовать навык чтения у всех и у каждого учащихся;

6)                  не наблюдается систематической, продуманно организованной работы над речью учащихся. Неправильно понимая программное требование — «главное место на уроке должно занимать чтение и работа над текстом».-учитель не оставляет времени для системати-ческой работы над культурой речи учащихся, над развитием их мышления. Более того, учитель просто не планирует эту нужную ра-боту;

7)                  урок не захватывает эмоциональной сферы детей, не приносит удовлетворения и оказывается зачастую просто скучным.

Весь процесс обучения нужно строить на интересе детей к учебе. Поэтому на уроках используются наглядность, технические средства обучения, загадки, чистоговорки, скороговорки, ребусы. Эффективность образования зависит от развития навыка чтения.

Первый шаг к овладению чтением — знакомство с буквами. Графическое начертание буквы и ёё звучание формирует навык вокализации. Специализированных уроков на первом этапе нет.

Все учебное время подчинено одной задаче — овладению алфавитом. Необходимо представить детям весь алфавит и за этот период добиться его усвоения. Уроки планируются так, чтобы они были подчинены одной идеи, т. е. на день выбирается одна игровая ситуация, один сюжет: Например: «В лесной школе', ''На рыбалке.'' или уроки строятся на фоне какой-либо сказки, например: ''Колобок,'' Репка'', ''Теремок''.

Элементы занимательности на уроке вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности. Дети отгадывают с помощью загадок, ребусов, шарад какой звук предстоит им изучать, отрабатывают его в пословицах и скороговорках, придумывают сами слова с этим звуком. Они встают, хлопают в ладоши, если слышат нужный звук в словах. Играют в разные игры, н-р: ''Буква заблудилась,'' Доскажи словечко,'' слушают и сочиняют сказки про буквы. За это время дети заучивают буквы, играют с ними, рисуют, лепят, выщипывают из бумаги.

Особенно хороши кубики с буквами. Из кубиков конструируют слова по образцу данному учителем, строят крепости и делают подписи к ним.

Всё это для того, чтобы как можно в более короткий срок все дети запомнили и освоили алфавит. В процессе этих занятий происходит взаимообучение. Одновременно предъявляется звуковой и графический образ слова.

При обучении грамоте по данной методике не надо заставлять детей читать. Самим нужно читать им. У детей нет страха перед книгой, перед учителем, перед школой.

Ребёнка надо учить, только следить за теми словами, которые звучат сейчас в классе.

Дети начинают читать сами, не сознавая, что уже читают. Все трудности этого периода обучения грамоте снимаются. А ведь это самый сложный и даже страшный период для детей и для учителя.

Задачи этого периода:

1)                  познакомить со всеми буквами;

2)                  научить следить по тексту за словами, звучащими в данный момент.

Для последующих уроков готовится много карточек с изображением различных животных, предметов и подписями к ним, таблиц-плакатов четверостишиями, пословицами, загадками, шапочки-маски и шапочки сказочных героев. Это необходимо для выработки у ребёнка способности соотносить звучащий и графический образ, т. е. научить следить за звуковым ориентиром. Начинать учить следить по таблицам на доске. Висит перед глазами таблица с текстом, учитель вслух читает медленно, не допуская слогового чтения (лучше побольше сделать паузу между словами), а ученики следят. Затем к таблице приглашаются по очереди ученики, ученик ведёт указкой, учитель читает, все дети ведут в воздухе вытянутый к тексту пальчик.

Заранее пишутся на плёнку тексты, которые будут читать на уроке, перед чтением любого произведения задаётся детям проблемный вопрос и включается магнитофон. Дети пальчиком следят, они видят это слово, слышат его, прекрасно понимают содержание. При таком чтении не происходит регрессии глаз, т. е. детям не приходится возвращаться к прочитанному, чтобы понять, о чём прочитали. А учитель в это время ходит по классу и помогает тем, кто потеряет строчку. С каждым днём таких ''потеряшек'' меньше. Скорость начитки надо начинать с 30–35 слов в минуту.

В данное время подвергаются критике сверхкороткие букварные тексты, не претендующие на информативность, многократное перечитывание.

По данной можно читать очень много. Начинать с ярких, красочных книг-стихов: К.Чуковского, А. Барто, А. Пушкина, С. Маршака, С. Михалкова. Почему стихи? Здесь короткая строчка, дети её почти не теряют за звуковым ориентиром при слежении, удобен рифмованный ритм чтения. Да и сами произведения интересные, эмоциональные.

Слабые ученики не мешают двигаться вперёд сильным, а сильные не создают у слабых ситуацию неуспеха — все слишком заняты: интересный сюжет, чтение со звуковым ориентиром постоянно поддерживает определённый ритм работы, слабые хорошо понимают содержание, это позволяет активно участвовать в обсуждении. Интенсивность урока со звуковым ориентиром крайне высока. Огромное количество информации на каждом уроке. По окончанию чтения проверка с помощью тестов-экспресс-опрос. Утверждения из текста, могут быть провокационные вопросы. Дети в специальных тетрадках дают утвердительные или отрицательные ответы. 10 вопросов и утверждений да (+) нет(-). Вопросы даются на внимание по содержанию. Дети могут сами готовить вопросы для тестирования — это творческая работа. Таким образом, за несколько минут проверяется понимание прочитанного.

Преимущества такой проверки:

1)                  дети приучаются внимательно вчитываться в содержание, т. к. знают,

2)                  При тестировании на каждом уроке можно оценить работу каждого, понимание содержания прочитанного, а всего на это уходит 3–5 м.

 

Литература:

 

  1. Словарь литературоведческих терминов. Ред-составит. Л. И. Тимофеев. С. В. Тураев. — М., 2004г.
  2. Молдавская Н. Д. '' Литературное развитие школьников в процессе обучения.'' — М.., 2006 г.
  3. Эльконин Д. Б. ''Как учить детей читать.'' — М., 1991 г.
  4. Бугрименко Е. А. ''Чтение без принуждения.'' — М., 2010 г.
  5. Усова Н. К. '''Интеграция метода Д. Б. Эльконина в современную методику обучения чтению.'' Нач. шк.-2002 г. № 6 –7
  6. Голуб И. Б., Розенталь Ф. Е. ''Секреты хорошей речи.'' — М., 2003 г
  7. Иващенко Т. А. ''Чтение — вот лучшее учение''.
  8. Чернышкова М. П. ''Контрольный экспресс — опрос в начальной школе.''
  9. Лезер Ф. ''Тренировка памяти.'' — М., 2009 г.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный