Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 30.10.2015

Статья просмотрена: 330 раз

Библиографическое описание:

Гусева И. И. Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 204-207. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9046/ (дата обращения: 15.08.2018).



 

В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. Существуют различные альтернативные теории (биогенетическая; социогенетическая; персоногенетическая. К зарубежным теориям личности относят психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые, экзистенциальные), описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. Рассмотрим основные взгляды ученых на сущность процесса самореализации личности.

Большинство современных западных философов, как гумаʜᴎϲтического, так и бихевиористского направлений, исследования по проблемам реализации человеком своей сущности и духовному становлению личности осуществляли на стыке философии и психологии, поскольку являлись известными сᴨециалистами в области психиатрии.

В зарубежной психологии проблема реализации человеком своей сущности и духовного становления личности осуществляли А. Адлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франклин, Э. Эриксон, К. Юнг и многие другие [1]. В концепциях образования (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл и др.), сложившихся в русле гуманистической психологии, утверждается, что непрерывное развитие и самореализация есть основа человеческого существования. Человек — это активное, устремленное в будущее творческое существо, он сам выбирает свою судьбу в соответствии со своими смыслами и ценностями, что дает ему свободу. В процессе его развития подвергается преобразованию субъективный мир человека и каждый сам выбирает направление этих изменений. При этом самореализация личности рассматривается учеными (К. Гольдштейн, А. Маслоу, Э.Эриксон, К. Роджерс и другие) как самоактуализация (самоосуществление), т. е. психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека

Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая психоаналитическую теорию, придавали особое значение высшему «Я» и его функциям. Так, Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику развития «Я» на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил. В отличие от Фрейда, у Эриксона «Я» предстает как самостоятельная личностная структура. Его теория сфокусирована на качествах, появляющихся в предсказуемые периоды жизни. Эриксон утверждает, что «Я» проходит в своем развитии через несколько универсальных стадий. Согласно его концепции развития человека, каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий — результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей [2].

С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосоциальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или решающий этап в жизни человека. Стадии описаны в терминах ведущих психологических конфликтов: 1) базальное доверие — базальное недоверие; 2) самостоятельность — стыд и сомнение; 3) инициативность — вина; 4) трудолюбие — неполноценность; 5) самотождественность Я — ролевое смешение; 6) близость — изоляция; 7) продуктивность — инертность, застой; 8) цельность Я — отчаяние. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов [2].

Условием самореализации личности, по мнению швейцарского психолога К. Юнга, является обретение «самости» — величины, относящейся к сознательному «Я» и обозначающей целостность человека. «Самость» он определил как результат стремления различных компонентов личности к единству. С его точки зрения, человек, постоянно приобретая новые умения, достигает новых целей и реализует себя более полно [3].

Согласно Э. Фромму, мощной мотивационной силой в жизни людей обладает конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности. Свободу, при которой человек может быть автономным и уникальным и при этом чувствовать себя частью мира и в то же время независимость от него, ученый назвал позитивной свободой [4].

Карл Роджерс — американскийпсихолог, один из создателей и лидеровгуманистической психологии, сформулировал теорию личности, в которой подчеркиваются тезисы, связанные с феноменологией, наряду с особым вниманием к «Я«. В теории К. Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства — тенденцию к актуализации, врожденное стремление человека воплощать в действительность, сохранять и интенсифицировать себя. Роджерс считал, что люди стремятся к тем переживаниям, которые воспринимаются как Я-интенсифицирующие, и избегают тех переживаний, которые воспринимаются как Я-отрицающие. Он утверждал, что единственной реальностью, с точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность — личный мир переживаний человека. В его системе элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание. Роджерс подчеркивал, что детям для развития позитивной Я-концепции, которая позволит им стать полноценно функционирующими людьми, необходимо безусловное позитивное внимание. В то же время условия ценности заставляют детей жить в соответствии с навязанными ценностями, а не с собственным организмическим оценочным процессом [5].Человек, полностью осознающий свое реальное «я», это обладает следующими чертами: он открыт опыту, живёт настоящим, доверяет своим интуитивным суждениям и внутренним импульсам. Такие люди в системе Роджерса называются «полноценно функционирующими» [5].

Уильям Джеймс первым из психологов начал разрабатывать проблематику «Я-концепции». Глобальное, «личностное Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются «Я- сознающее» и «Я-как-объект». Это — две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. В области «Я — как объект» Джеймс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: «духовное Я», «материальное Я», «социальное Я» и «физическое Я» [6].

В социуме человек устанавливает цели, связанные с различными компонентами «Я», оценивает успешность деятельности относительно поставленных целей. Он считал, что наша самооценка зависит от того, кем мы бы хотели стать, какое положение хотели бы занять в этом мире, это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач. Всем людям свойственно стремление максимально развить все возможные грани своего «Я», однако ограниченность способностей человека, ограниченность существования в пространстве и во времени заставляют каждого выбирать лишь отдельные аспекты личностного развития и ставить по отношению к ним конечные цели, с достижением которых человек связывает свой жизненный успех. Самооценка повышается, если они реализуются, и понижается, если человеку не удается их реализовать.

Джордж Мид считал, что становление человеческого «Я» как целостного психического явления есть не что иное, как происходящий «внутри» индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые «Я-сознающее» и «Я- как-Объект». Через усвоение культуры человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек показывает наше собственное поведение. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. У индивида развивается способность реагировать на самого себя, формируется установка на себя сообразная с отношением к нему окружающих. Человек ценит себя в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих. Таким образом, индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие [6].

В трудах отечественных психологов Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др. интересующая нас проблема рассматривается в сочетании личностного и деятельностного начал в жизни человека. Методологией для объяснения самореализации личности выступает деятельностный подход, позволяющий освещать данный процесс с точки зрения формирующей предметной деятельности.

Б. Г. Ананьев считает, что одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека [7].

Г. И. Щукина, считает, что активность школьника, сопровождая весь процесс становления личности, проявляется в творческой деятельности и развивается, продвигаясь по различным уровням:

  1. Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого человека.
  2. Поисково-исполнительская активность. На этом уровне ребенку нужно принять поставленную задачу и самому отыскать средства ее выполнения.
  3. Творческая активность являет собой высший уровень, поскольку и сама задача может ставиться учащимся, и пути ее решения избираются новые, оригинальные.

Следовательно, процесс самореализации направлен на осуществление человеком своих возможностей, что приводит его от репродуктивно-подражательного через поисково-исполнительский к творческому уровню активности [8].

По мнению С. Л. Рубинштейна, субъект созидается и определяется в своих деяниях, в своей творческой самодеятельности, поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть. По его мнению самореализация — это один из главных мотивов человеческой деятельности, так как это стремление испытать и выявить свои силы и способности [9].

Изучение проблемы потребности в самореализации личности рядом авторов позволило прийти к выводу, что данная потребность является базовой духовной потребностью по отношению к другим потребностям. Особенностью потребности в самореализации является циклический характер ее развития. То есть, удовлетворение потребности порождает потребность качественно нового уровня.

Таким образом, можно рассмотреть пирамиду Маслоу в графическом варианте, но перевернутую вверх дном. И тогда становится очевидным, что главная потребность людей в самореализации. ДанахЗохар в своем труде «Духовный капитал» писал, что такая идея пришла самому Маслоу пред смертью. [10] И скорее даже творчество подстегивает духовность. Именно поиском духовных ресурсов озабочено общество.

Учитывая то обстоятельство, что самореализации происходит непрерывно в течение всей жизни человека, мы в своей работе сосредоточили внимание на выявлении факторов внешней среды, влияющих на самореализацию подростков. В связи с этим рассмотрим некоторые подходы к определению самореализации личности с педагогической точки зрения.

Несмотря на то, что, понятие «самореализация учащегося ", возникло в науке сравнительно недавно, термин «самореализация» присутствует во многих педагогических исследованиях. Однако в большинстве из них его содержание не раскрывается и часто используется как само собой разумеющееся понятие.

Уникальным примером педагогики, базирующейся на глубоком уважении к личности воспитанника, является педагогическая система Царскосельского лицея, построенная на идеях Руссо. По мнению З. И. Равкина, данная система способствовала самостоятельной разносторонней деятельности лицеистов, обращенной к различным сторонам психики: интеллектуальной, физической, сенсорной, художественно-эстетической. Организация самодеятельных групп по интересам, литературные объединения, выпуск нескольких литературных журналов и другие виды творческой деятельности в полной мере способствовали развитию творческой самореализации лицеистов, как в учебной деятельности, так и во взрослой жизни, отличавшаяся у большинства выпускников творческой гражданской самореализацией [11].

Различные аспекты самореализации личности изучались отечественными педагогами конца XIX- начала XX вв. Труды и практическая деятельность К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. П. Вахтерова, А. Ф. Блонского, К. Н. Вентцеля, В. В. Зеньковского были направлены на раскрытие и совершенствование природы ребенка, предоставление максимальных возможностей для реализации личностных свойств ученика, развитие творческой самостоятельности [12].

Взгляды П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинского, С. Т. Шацкого и др. педагогов на проблему самореализации опирались на признание самостоятельной ценности личности ребенка, ее индивидуальной исключительности, присущее каждому ребенку творческое начало. Рассматривая развитие как естественное стремление каждого ребенка, а свободу как его необходимое средство, они утверждали, что саморазвитие ученика, направляемое учителем должно составлять внутреннюю сущность образовательного процесса, обеспечивающего самореализацию [13].

Современные исследователи (О. С. Газман, А. В. Мудрик, Г. К. Селевко и др.) большое внимание уделили таким аспектам, как: выработка жизненной позиции, установление целесообразных межличностных отношений, формирование адекватной самооценки, способствующие обеспечению и развитию элементов самореализации.

Самореализация определяется О. С. Газманом как реализация человеком своих сил и способностей, полноценное проживание жизни [14].

Л. А. Коростылева определяет самореализацию как осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и мором в целом [15].

По мнению исследователей процесса самореализации учащихся М. Ю. Коваленко и Т. Н. Розовой, самореализация безгранична и востребована в любом возрасте, является процессом и результатом слияния уникальной личности и объективного мира, которое происходит в результате разнообразной учебной деятельности. К признакам процесса самореализации они относят: направленность, в которой важное значение имеют мотивы деятельности и ценностные ориентации, и расширение сферы деятельности [16].

Важным фактором в процессе самореализации подростка является разнообразие форм деятельности в коллективе. Только через “апробацию” и поиск своего дела, интереса подросток может выявить свои внутренние потребности, способности, возможности, а следовательно, включиться в процесс самореализации.

Великий воспитатель В. А. Сухомлинский писал, что самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы подросток задумался над собственной судьбой, посмотрев на себя со стороны, пожелал “сотворить” самого себя путем самореализации и самосовершенствования. И нужно поднять интеллект и культуру подростка до такого уровня, чтобы процесс работы над собой стал потребностью и продолжался без внешнего стимулирования.

Потребность личности в самореализации в отличие от других потребностей безгранична и востребована в любом возрасте, и даже при включении личности в многообразные виды деятельности она никогда не может быть полностью удовлетворена. В процессе онтогенеза подростковый период, как известно, занимает особое место как в плане физического, психофизиологического роста и развития, так и в плане социального развития. Важнейшим показателем измерения места значения подростка в этом процессе является уровень его социальной зрелости как выступающего в новой позиции, фиксируемой им самим и окружающими. Подростковый возраст — это «судьбоносное начало», «точка бифуркации», и от того, что будет происходить в этой «точке», с какими приобретениями окажется личность, какими«результирующими» развития она будет обладать, какого уровня социальной зрелости достигнет, зависит ее дальнейшее движение, тот путь, которым она пойдет, и то, приведет ли этот путь к самореализации — к действенному воплощению собственного предназначения.

 

Литература:

 

  1.                Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — М., 1998.
  2.                Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. СПб., 1996. С.
  3.                Юнг К. Г. Психологические типы /Пер. с нем. Лорие С.; Под общей ред. Зеленского В. — М.: «Университетская книга», 1996
  4.                Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Пер. с англ.:АСТ Москва,2006
  5.                Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — М., 1998.
  6.                Раншбург И., Поппер П., Секреты личности. — М., 1983.
  7.                Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М, 1977
  8.                Щукина Г. И. Педагогическая проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М.: Педагогика, 1988.
  9.                Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Гл. ХХ. — СПб., 1998.
  10.            Котлер Ф., Хермаван Картаджайя, Айвен Сетиван «Маркетинг 3.0», ООО Издательский дом «Эксмо», 2012
  11.            http://pedagogical_dictionary.academic.ru
  12.            Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений, 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2004
  13.            Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред.В. А. Сластенина. — 3-е изд. — М.: Академия, 2004.
  14.            Газман, О. С. Неоклассическое воспитание: от авторитарной педагогики кпедагогике свободы [Текст] — М.: МИРОС, 2002
  15.            Коростылева Л. А. Психология самореализации личности. — М.: Речь, 2005
  16.            http://cyberleninka.ru
Основные термины (генерируются автоматически): самореализация, творческая деятельность, самореализация личности, реализация человеком, развитие, жизнь человека, жизненный цикл, духовное становление личности, социальная зрелость, безусловное позитивное внимание.

Похожие статьи

самореализация, творческая деятельность, самореализация...

самореализация, творческая деятельность, самореализация личности, реализация человеком, развитие, жизнь человека, жизненный цикл, духовное становление личности, социальная зрелость, безусловное позитивное внимание.

Проблема самореализации личности: исторический контекст

самореализация, ребенок, деятельность, развитие, создание условий, жизнь человека, позитивная свобода.

Условия и задачи личностной самореализации

Проблема самореализации личности: исторический контекст. Одни зарубежные ученые придерживаются мнения, что люди, прежде всего, стремятся к превосходству, что есть фундаментальный закон человеческой жизни.

Условия самореализации личности в процессе любительского...

Современный социальный запрос на продуктивную личность, способную к «самодостраиванию», принятию самостоятельных решений, определяющую приоритетными потребности духовного, интеллектуального, творческого порядка...

Опыт теоретического анализа проблемы самореализации...

процесс самореализации, сфера деятельности, социализация личности, смысл жизни, процесс усвоения, жизнь индивида, социальный опыт, общественная жизнь, личностное самоопределение...

К проблеме личностного роста | Статья в журнале...

Для развития личностного роста человека и преодолении «комплекса неполноценности» необходимо

Духовные кризисы будут выступать интеграторами в личностной трансформации на пути развития и роста личности.

Самореализация, нравственность и профессиональное...

Самореализация, нравственность и профессиональное становление личности: педагогический аспект проблемных точек соприкосновения.

Данные тенденции, предоставляя возможности для успешной самореализации человека во многих сферах, одновременно предъявляет...

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

Становление творческой самореализации является важным условием дальнейшего полноценного развития личности студента как человека и как профессионала.

Социализация, саморазвитие и самореализация как векторы...

Позитивное, нейтральное и негативное проявление любого качества и свойства, чувства и мысли предопределяет путь развития личности.

Саморазвитие и самореализация связаны с моделями, функциями, типами, условиями, тенденциями и пр. социализации личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

самореализация, творческая деятельность, самореализация...

самореализация, творческая деятельность, самореализация личности, реализация человеком, развитие, жизнь человека, жизненный цикл, духовное становление личности, социальная зрелость, безусловное позитивное внимание.

Проблема самореализации личности: исторический контекст

самореализация, ребенок, деятельность, развитие, создание условий, жизнь человека, позитивная свобода.

Условия и задачи личностной самореализации

Проблема самореализации личности: исторический контекст. Одни зарубежные ученые придерживаются мнения, что люди, прежде всего, стремятся к превосходству, что есть фундаментальный закон человеческой жизни.

Условия самореализации личности в процессе любительского...

Современный социальный запрос на продуктивную личность, способную к «самодостраиванию», принятию самостоятельных решений, определяющую приоритетными потребности духовного, интеллектуального, творческого порядка...

Опыт теоретического анализа проблемы самореализации...

процесс самореализации, сфера деятельности, социализация личности, смысл жизни, процесс усвоения, жизнь индивида, социальный опыт, общественная жизнь, личностное самоопределение...

К проблеме личностного роста | Статья в журнале...

Для развития личностного роста человека и преодолении «комплекса неполноценности» необходимо

Духовные кризисы будут выступать интеграторами в личностной трансформации на пути развития и роста личности.

Самореализация, нравственность и профессиональное...

Самореализация, нравственность и профессиональное становление личности: педагогический аспект проблемных точек соприкосновения.

Данные тенденции, предоставляя возможности для успешной самореализации человека во многих сферах, одновременно предъявляет...

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

Становление творческой самореализации является важным условием дальнейшего полноценного развития личности студента как человека и как профессионала.

Социализация, саморазвитие и самореализация как векторы...

Позитивное, нейтральное и негативное проявление любого качества и свойства, чувства и мысли предопределяет путь развития личности.

Саморазвитие и самореализация связаны с моделями, функциями, типами, условиями, тенденциями и пр. социализации личности.

Задать вопрос