Педагогическое мастерство в наследии Я.Корчака и В. А. Сухомлинского | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 29.10.2015

Статья просмотрена: 4120 раз

Библиографическое описание:

Гвалдин, А. Ю. Педагогическое мастерство в наследии Я.Корчака и В. А. Сухомлинского / А. Ю. Гвалдин. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9025/ (дата обращения: 23.04.2024).



 

Автор статьи рассматривает педагогическое мастерство как преемственную категорию в целом ряду исследований, обращаясь к наследию Я.Корчака и В. А. Сухомлинского. Педагогическое мастерство рассматривается не только как сложная педагогическая категория, но и многогранное явление внутреннего состояния педагога.

Ключевые слова:педагогическое мастерство, умения педагога, профессионализм, педагогическая техника.

 

Феномен педагогического мастерства является одним из тех феноменов, без исследования которых невозможно говорить о таких важнейших категориях педагогики как педагогическая деятельность, профессионально-педагогическая компетентность. В разное время понятие педагогическое мастерство рассматривали в своих работах Ю. П. Азаров, Р. А. Валеева, И. А. Зимняя, И. Ф. Исаев, В. А. Кан-Калик, Я. Корчак, Л. И. Маленкова, А. С. Макаренко, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, Е. Н. Шиянов и др. Исследуя понятие «педагогическое мастерство», каждый из учёных акцентирует внимание на той или иной грани этого сложного феномена.

С. И. Ожегов в словаре русского языка определяет «мастерство» как «высокое искусство в какой-либо области, а мастер — это специалист, достигший высокого искусства в своём деле». [6] В этом определении мастерства ключевым выступает такое понятие как «искусство», которое позволяет нам дать общее определение педагогического мастерства. Педагогическое мастерство и есть высокое искусство воспитания и обучения, которое достигается на определённом профессиональном этапе и постоянно совершенствуется на протяжении всей педагогической деятельности.

Понятие «педагогическое мастерство» часто трактовалось учёными-педагогами с позиции знаний и умений педагога.

А. С. Макаренко считал, что педагогическое мастерство — это знание особенностей педагогического процесса. У него основой педагогического мастерства выступает знание педагогом своего дела. А. С. Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. «…Выше всего воспитанники ценят в педагоге уверенное и чёткое знание, умение, искусство, золотые руки, постоянную готовность к работе, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. Я на опыте пришёл к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении и квалификации». [8]

В. А. Сластенин классифицирует умения педагога, рассматривая их сквозь призму синтеза теории и практики, следующим образом:

        Умение соотносить теоретическое содержание учебного процесса с конкретными педагогическими задачами, которые необходимо решить педагогу в процессе своей профессиональной деятельности.

        Умение применять на практике имеющиеся знания, приводя тем самым в в последовательное движение весь педагогический процесс.

        Умение понимать сложные взаимосвязи компонентов педагогического процесса. [9, с.42]

Невозможно рассматривать феномен педагогического мастерства с позиции знаний и умений, не затронув такую категорию как «профессионализм». Профессионализм предполагает эффективное использование навыков, теоретических знаний в решении профессиональных задач. При непосредственном решении педагогических задач мы сталкиваемся с таким явлением как педагогическая техника.

В узком смысле педагогическая техника определяется как совокупность приёмов и средств, направленных на организацию комплексной работы с воспитанниками.

Более широкое определение этому понятию даёт Г. М. Коджаспирова: педагогическая техника — это комплекс общепедагогических умений и навыков педагога, обеспечивающих владение им психофизиологическим состоянием, настроением и эмоциями, телом, речью и организацией педагогически целесообразного общения, т. е. оптимальное поведение педагога и его эффективное взаимодействие с воспитанниками в различных педагогических ситуациях. [3,с.364]

Ю. П. Азаров утверждает, что развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися всё лучшее, профессионально значимое в его личности. [1]

Ряд исследователей подмечают, что помимо навыков и умений, важной составляющей педагогического мастерства являются личностные качества педагога.

В. А. Сластенин и И. Ф. Исаев отмечают в своём определении, что педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя — это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. [8]

Е. В. Первухина выделяет основные компоненты мастерства педагога, необходимые ему для решения профессионально-педагогических задач:

  1. Профессионально-педагогическая компетентность педагога.
  2. Владение педагогической техникой.
  3. Высокий уровень общей и педагогической культуры.
  4. Гуманистическая направленность деятельности (идеалы, интересы, ценности, гуманистические отношения).
  5. Профессионально-личностные качества (любовь к детям, интеллигентность, ответственность и т. д.).
  6. Сформированность профессионального самосознания и самоотношения.
  7. Творческие педагогические способности. [7]

Как уже было сказано, педагогическое мастерство достигается на определенном этапе и совершенствуется на протяжении всей педагогической деятельности. С целью обогащения представления о педагогическом мастерстве представилось возможным обратиться к классиками педагогической мудрости, каковыми по праву можно назвать Януша Корчака и Василия Александровича Сухомлинского. Во взглядах на воспитание, в трудах и судьбах этих педагогов-практиков много схожего. Я. Корчак жил и работал в Варшаве, воспитывал детей-сирот в учреждениях «Наш дом» и «Дом сирот». В. А. Сухомлинский был директором Павлышской средней школы на Полтавщине, воспитывал детей, измученных войной, лишённых своих отцов, матерей. Их педагогическое мастерство оттачивала сама жизнь. Война была в судьбе обоих педагогов, оставила свои отпечатки в их педагогическом наследии. Я. Корчак и В. А. Сухомлинский воспитывали детей, опалённых войной, попавших в трудные жизненные условия, требовавших особого педагогического взаимодействия, а самое главное любви. Любовь к детям — это то, что в первую очередь давали своим воспитанникам педагоги, то чего не хватает и в современном обществе.

Исторически сложилось, что педагогическая профессия выполняет две важнейшие социальные функции — адаптивную и гуманистическую. Адаптивная функция связана с приспособлением воспитанников к социокультурным условиям. Гуманистическая функция направлена на развитие личности, утверждение жизненных ценностей и идеалов. Принцип гуманизма является основополагающим в педагогическом наследии Я.Корчака и В. А. Сухомлинского.

Я. Корчак, признавая высшей ценностью уважение, выступал за уважение прав ребёнка. Уважение ребёнка должно прежде всего выражаться в признании его достоинства, индивидуальности, неповторимости. Жизнь Януша Корчака — это ещё и пример высшего проявления педагогического долга и самопожертвования. Корчак был воспитателем сиротского дома в варшавском гетто. Гитлеровцы приговорили несчастных детей на смерть в печах Треблинки. Корчак отказался от предложенной ему свободы и выбрал смерть с воспитанниками, поддерживая их и разделяя с ними их участь. Так мог поступить только Мастер. Личность, деятельность и книги замечательного польского педагога-мастера Я. Корчака оказали огромное влияние на становление педагогического мастерства Василия Александровича Сухомлинского. Узнав о его подвиге, Сухомлинский пишет: «Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». [10, с. 21] Одну из своих книг он так и назвал — «Сердце отдаю детям», что созвучно названию книги Я. Корчака «Как любить ребёнка».

В трудах В. А. Сухомлинского главным гуманистическим смыслом является воспитание во имя счастья ребёнка. Он также считал, что духовные ориентиры в жизни человека есть тот стержень, который способствует формированию человечности, высокой культуры общения, умения воспринимать боль другого человека.

Я. Корчак и В. А. Сухомлинский выработали требования к личности педагога, обеспечивающие гуманистическую направленность воспитания. Сухомлинский отмечал: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни, лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать». [10, с.322] Теоретические знания, личностные качества, жизненный опыт педагога должны стать для детей авторитетом. Но авторитет в понимании В. А. Сухомлинского это не возвышение, отгораживание от детей эрудицией, требованиями беспрекословного послушания, формальное и авторитарное управление ребёнком. Без духовного общения учителя и ребёнка, без взаимного проникновения в мир мыслей и чувств, переживания друг друга немыслима эмоциональная культура как проявление и составляющее культуры педагогической. «Важнейший источник воспитания чувств педагога — это многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ». [10, с.22]

Януш Корчак писал, что педагог должен быть «разумным воспитателем», который в деле воспитания должен опираться на принцип уважения к личности ребёнка и его прав. Для него «разумное воспитание» — это бескорыстие, учёт психологии ребёнка и его индивидуальности, основанный на тщательном его изучении. Я.Корчак готовил «разумных воспитателей» для работы с детьми в своих сиротских домах. Он руководствовался принципом взаимодействия «разумности воспитания» и самовоспитания детей. [2]

Педагогическое мастерство предполагает наличие широкого научного кругозора у педагога. Януш Корчак получил медицинское образование. Выбрав специальность педиатра, он навсегда связал свою жизнь с миром детей. Он также уделял особое внимание детской психологии. Именно поэтому созданная им педагогическая концепция опиралась на широкий научный фундамент, она была результатом синтеза целого комплекса наук о человеке — от медицины и биологии до философии и истории культуры. Знания Корчака позволяли быть не только врачевателем детских недугов, но и детских душ.

О пользе взаимодействия науки и практики в развитии педагогического мастерства воспитателя размышлял Я. Корчак: «Благодаря теории я знаю, а благодаря практике — я чувствую. Теория обогащает интеллект, практика расцвечивает чувство, тренирует волю. «Я знаю» не значит «действую сообразно тому, что я знаю». Чужие взгляды незнакомых людей должны преломиться в моем живом «я». Из теоретических посылок я исхожу не без разбора. Отклоняю — забываю — обхожу — усиливаю — пренебрегаю. В результате я, сознательно или бессознательно, получаю собственную теорию, которая управляет поступками. И это много, если что-нибудь, частица теории, во мне приживется, сохранит право на существование, в какой-то мере повлияет, отчасти воздействует. Отрекаюсь по многу раз от теории, а от себя редко». [5]

В. А. Сухомлинский утверждал, что при решении главных проблем воспитания подростков и формирования их научного мировоззрения необходимо учитывать их психофизиологические особенности и противоречия этого возраста. Педагог, видел, что правильное соотношение воспитательных воздействий с особенностями возраста — залог успеха. Поэтому он подробно раскрывает противоречия свойственные отрочеству, и на этой основе строит свою педагогическую аргументацию, много внимания выделяет вопросам физического воспитания, психического развития, проблемам дружбы, товарищества, любви, придаёт особенно большое значение половому воспитанию и развитию эмоциональной сферы. [10, с.11] В. А. Сухомлинский использовал в своей практике и медицинские знания, внимательно наблюдал за здоровьем своих подопечных: Опытным путём он убедился в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе — плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя. [10, с.48]

Таким образом, педагогическое наследие Я. Корчака и В. А. Сухомлинского показывает насколько важное значение имеют такие составляющие педагогического мастерства как профессионально-педагогическая компетентность, педагогическая культура, гуманизм, личностные качества. Все перечисленные компоненты предстают в синтезе — знания, интуиции, широкого научного кругозора, позволяющих эффективно решать педагогические задачи, и, в то же время, дара тонко чувствовать состояние хрупкой детской души. Педагогическая деятельность Я. Корчака и В. А. Сухомлинского показывает не только роль знания разных областей наук, но и величие роли личности в педагогической профессии. Современным педагогам можно многое позаимствовать из наследия этих двух классиков педагогической мысли, но следует помнить, что педагогическое мастерство индивидуально и требует постоянного поиска и размышлений. В этом контексте важен совет Корчака: «Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде, чем намечаешь круг их обязанностей и прав, отдай себе отчет в том, на что ты способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить» [4]». Это настоящие заповеди педагогического мастерства, которые сохранили свою актуальность и в наши дни. Они могут быть руководством к действию для современных молодых педагогов.

 

Литература:

 

  1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — 2 изд. [Текст] / Ю. П. Азаров. — М.:Просвещение, 1985. — 448с.
  2. Валеева Р. А. Педагогическое кредо Януша Корчака / Р. А. Валеева // Народное образование. — 2003. -№ 10. — С.205–213.
  3. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник [Текст] / Г. М. Коджаспирова. — М.:Гардарики, 2004. — 528с.
  4. Корчак Я. Наедине с Богом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.koob.ru/korczak_janush/naedine_s_bogom
  5. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
  6. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под. ред. Шведовой Н. Ю. — М.: Советская энциклопедия, 1973.
  7. Первухина Е. В. Мастерство педагога в решении профессионально-педагогических задач [Текст] / Е. В. Первухина // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 562–564.
  8. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  9. Сластенин В. А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А. И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М., 2001. — 512 с.
  10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. — К.: Рад.шк., 1985. — 557с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое мастерство, педагогическая деятельность, педагогическая техника, педагогический процесс, педагог, педагогическое наследие, ребенок, умение, умение педагога, высокое искусство.

Похожие статьи

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское мастерство, педагогический артистизм, профессиональное мастерство...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Педагогическая деятельность, педагогическое мастерство, деловая игра, педагогические способности

Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.

Искусство педагога особенно проявляется в умении учить на уроках.

Использование воспитателем актерских умений...

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское мастерство, педагогический артистизм, профессиональное мастерство...

Мастерство педагога в решении...

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское мастерство

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач. Педагогический опыт преподавателя на современном этапе.

Педагогическое мастерство в современных условиях развития...

педагогическое мастерство, педагог, умение, искусство, повышение качества, педагогическая деятельность, особое внимание, дошкольное образование.

Понятие и некоторые особенности педагогического мастерства

Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя.

 вооруженность знаниями из педагогики, общей, возрастной и педагогической психологии, умение использовать их в практике обучения и воспитания

Некоторые пути становления педагогического мастерства...

педагогическое общение, педагог, учебный процесс, педагогическая деятельность, педагогическое мастерство, нужный уровень воспитанности, совместная учебная деятельность, старший товарищ, учебная группа...

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

педагогическое общение, педагог, учебный процесс, педагогическая деятельность, педагогическое мастерство, нужный уровень воспитанности, совместная учебная деятельность, старший товарищ, учебная группа...

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач

Любая педагогическая ситуация проблемная. «Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса.

Похожие статьи

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское мастерство, педагогический артистизм, профессиональное мастерство...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Педагогическая деятельность, педагогическое мастерство, деловая игра, педагогические способности

Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.

Искусство педагога особенно проявляется в умении учить на уроках.

Использование воспитателем актерских умений...

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское мастерство, педагогический артистизм, профессиональное мастерство...

Мастерство педагога в решении...

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское мастерство

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач. Педагогический опыт преподавателя на современном этапе.

Педагогическое мастерство в современных условиях развития...

педагогическое мастерство, педагог, умение, искусство, повышение качества, педагогическая деятельность, особое внимание, дошкольное образование.

Понятие и некоторые особенности педагогического мастерства

Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя.

 вооруженность знаниями из педагогики, общей, возрастной и педагогической психологии, умение использовать их в практике обучения и воспитания

Некоторые пути становления педагогического мастерства...

педагогическое общение, педагог, учебный процесс, педагогическая деятельность, педагогическое мастерство, нужный уровень воспитанности, совместная учебная деятельность, старший товарищ, учебная группа...

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

педагогическое общение, педагог, учебный процесс, педагогическая деятельность, педагогическое мастерство, нужный уровень воспитанности, совместная учебная деятельность, старший товарищ, учебная группа...

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач

Любая педагогическая ситуация проблемная. «Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса.