Формирование навыков управленческой деятельности у руководителей творческих коллективов
Автор: Коваленко Сергей Анатольевич
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 25.10.2015
Статья просмотрена: 85 раз
Библиографическое описание:
Коваленко, С. А. Формирование навыков управленческой деятельности у руководителей творческих коллективов / С. А. Коваленко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 207-210. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9013/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современное российское образование в настоящее время, переживая процесс модернизации, предъявляет повышенные требования к качеству профессиональных знаний и умений будущих специалистов. Поиск инновационных методов и приемов обучения студентов приобретает все более значимую роль.
Главными целями проводимых реформ являются качество, доступность и эффективность образования. На сегодняшний день вопросы, касающиеся организации образовательного процесса, методов, форм и средств обучения, подготовки высококлассных специалистов, качества преподавания образовательных дисциплин, развития культурного потенциала учебных заведений — важнейшее направление образовательной основы России. В связи с этим широкое применение в отечественном образовании получают нетрадиционные для него формы обучения и контроля эффективности, знаменующие своим приходом критерии смены образовательной парадигмы [1, с. 12].
Сейчас компетентностный подход в российской системе образования переходит из стадии самоопределения в стадию реализации. Массовое внедрение нового подхода ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий. Сегодня для успешного осуществления компетентностно-ориентированного образования необходимы конкретные научно-методические разработки.
Компетентностный подход сегодня стал общепризнан в системе образования России. В то же время его теоретические модели и инструментальные средства реализации до сих пор остаются дискуссионными.
Учебно-познавательная деятельности студентов становится одним из важнейших этапов учебно-воспитательного процесса, проводником которого является современный педагог. В соответствии с этим лидирующие позиции занимают такие приоритеты личности как владение информационными технологиями, социальная активность, свободная ориентация в социуме, толерантность к окружающим, высокая мобильность и способность к непрерывному повышению своего образования в течение всей жизни.
Актуальность данной работы заключается в том, что современный педагогический процесс довольно бурно развивается и переживает непрерывное совершенствование системы обучения. Наиболее распространенная сегодня предметная система обучения проходит значительную модернизацию, направленную на интеграцию предметов и методов в новое качество.
Особое внимание в определении нового государственного образовательного стандарта третьего поколения уделяется компетенциям, как качественному синониму понятия профессионализма во всех его проявлениях и способности применения знаний, умений и личностных качеств для успешной деятельности в профессиональной области.
В связи с этим есть необходимость в переориентации образовательной деятельности преподавателя на достижение качественно иного (определенного ФГОС) образовательного результата, освоения и применения подходов и технологий, обеспечивающих новый образовательный результат.
Изменившиеся цели и задачи образования, перенесли акцент на личностно-ориентированный подход, формирование компетентности, которые включают понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, определение методов и способов выполнения профессиональных задач, работу в коллективе, обеспечивающую его сплочение и эффективное общение, умение ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения задания.
Уходит в прошлое основная задача профессионального образования, трактуемая как передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний. В недавнем прошлом становлению личности будущего специалиста в системе традиционного образования препятствовали идеологизация и регламентация научного ядра знаний, подлежащих усвоению обучающимися. Мешали и авторитарный дух системы образования, нормативно — охранительная воспитательная система, где развитие студента не мыслилось иначе, как в рамках социального заказа на человека определенного типа. На смену приходит новая функция образования — быть «генетической матрицей» общества, субъектом преобразований социума и порождения новых форм общественной жизни, способствовать развитию самостоятельной и ответственной личности, воспитанию творческой индивидуальности. Появились новые педагогические ценности: саморазвитие, самообразование, самореализация, способность и стремление к рефлексии собственных решений, поступков [2, с. 62].
Анализрезультатов педагогической деятельности, который был проведен по результатам 2012–15 учебных годов, дает право сделать вывод о том, что в настоящее время одной из серьезных проблем при получении знаний студентами системы СПО является отсутствие методической подготовки будущих руководителей творческих коллективов.
Об обучении руководителей написано немало, однако по-прежнему актуальность данной темы не снижается.
Безусловно, есть прирожденные лидеры, однако в большинстве случаев, людям которые стали на путь руководителя приходится много работать над собой для достижения запланированных результатов. Здесь важно научиться, а в последующем постоянно анализировать свои навыки и таланты, сильные стороны и зоны развития.
По окончанию обучения молодой специалист в одночасье становится начинающим руководителем без опыта управления людьми. И для того чтобы процесс становления занял меньшее время есть необходимость дать ему этот практический опыт в стенах учебного заведения.
При проведении занятий по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» считаю целесообразным введение элементов методической подготовки для студентов, так как формат занятий и изучаемые темы позволяют это реализовать. Здесь интересны практические инструменты, личный опыт, особенности, интересные детали, риски и новые возможности.
Студентам предлагается подготовить и провести занятие на заданную тему в рамках курса ОБЖ.
Для достижения максимального результата на занятии с включением элементов методической подготовки используются следующие принципы педагогической техники:
свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии студенту предоставляется право выбора);
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, моделировать проблемы, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
деятельности (освоение студентами знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, студент должен уметь использовать свои знания);
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи)
Методы формирования навыков управления людьми основываясь на общих правилах, чаще всего индивидуальны. Результатом должна стать способность управлять и руководить, руководить грамотно и эффективно. Важнейшим становится умение принимать грамотные и ответственные решения в ситуации неопределенности [3].
При подготовке и реализации данного направления применима следующая схема поэтапной подготовки студента к проведению занятия в группе для получения методических навыков.
В ходе первого и второго этаповопределяются и осмысливаются конструктивные вопросы, раскрывающие основное содержание темы информационного материала, которую студент должен донести до группы, определяется целевая установка на конкретную аудиторию, формулируется основной тезис, направленный на решение задачи занятия.
Под задачей занятия понимается конкретная цель, которую студент намеревается достигнуть в данной аудитории по заданной теме. Оставить в памяти студентов определенную информацию, добиться ее понимания, доказать необходимость использования этих знаний в повседневной деятельности.
Результатом работы на третьем этапеявляются общий план и композиция информационного сообщения по теме, которая будет предложена для изучения.
Необходимо принимать, что проведение занятия студентами перед самими студентами сложно с точки зрения концентрации внимания обучаемых. В связи с этим преподаватель при подготовке студента-докладчика должен принять определенные меры для активизации внимания слушателей путем обязательного включения в доклад материала, обеспечивающего повышенный интерес (показательные примеры, практические советы и т. д.).
При разработке студентом текста доклада, а в последующем и проведении занятия, необходимо внимательно контролировать построение фраз.
Иллюстрации к докладу могут быть использованы, когда содержание материала и характер изложения требуют наглядного сопровождения, как одного из средств раскрытия этого содержания. Этот элемент предлагается использовать в последующем, когда у студента сформируется первоначальный опыт проведения занятия.
На этом этапе очень уместно применение мультимедиа технологий, интерактивных технологий, технологий моделирования ситуаций и применения коммуникативных технологий. Сочетание мультимедиа технологий с традиционными методами позволяют достичь максимального уровня при освоении дисциплины (в данном случае по ОБЖ).
Четвертый этан — редакционный. Сюда входят вычитка материала информационного сообщения и подготовка к проведению занятия. В ходе тренировки студент должен мысленно представить аудиторию, предусмотреть возможную ее реакцию. Окончательная готовность студента определяется степенью его владения информационным материалом. Задача преподавателя заключается в том, чтобы научить студента преодолеть страх перед аудиторией и добиться способности произносить текст, не прибегая к написанному, а используя только план и тезисы.
Проведение занятия — пятый по счету и главный по значимости этап.
Чтобы изложение информационного сообщения получилось удачным, надо, во-первых, завоевать внимание студентов и, во-вторых, удерживать это внимание до конца.
Для достижения такого результата необходимо студентам докладчикам рекомендовать некоторые способы привлечения внимания и удержания интереса.
Преподаватель вмешивается в действия обучаемых лишь в случаях значительных нарушений в методике обучения. В конце занятия делается разбор.
Разбор проведенного занятия сначала проводится студентами группы, что дает возможность почувствовать оценку своих действий на уровне студента, затем преподавателем и объявляется оценка.
Занятия с включением элементов методической подготовки проводятся в тесном взаимодействии преподавателя и студента, что позволяет дать студенту знания и практику организации и проведении занятий и более глубоко изучить тематику дисциплины.
В заключении необходимо сказать о том, что качество процесса подготовки студента во многом зависит от профессионального уровня преподавателя, условий проведения занятий, отношения студентов к готовности использовать накопленные занятия в будущей профессиональной деятельности.
Литература:
- Байденко В. И., Компетенция в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России, 2004 — С.12
- Дракина И. К.,Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС (Глава 3): Монография. — Санкт-Петербург: ИПК СПО, 2012. — 249 с.
- Логинова О. Б.,Современное образование глазами работодателей, педагогов, психологов и общественности. Помогает ли стандарт решать стоящие проблемы?// Сайт Издательства «Просвещение». [Электронный ресурс]. Видеолекции и вебинары. URL: https://my.webinar.ru/record/571091.
- Поляков В. А., Технология карьеры: практическое руководство//- Москва: Дело ЛТД, 2008. — 231 с.
- Поткин В. С., Проектная деятельность на уроках ОБЖ// Сайт Издательства «Просвещение». [Электронный ресурс]. Видеолекции и вебинары. URL: https://my.webinar.ru/record/510481/