Тенденции развития образования в XXI веке в условиях современной глобализации | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Репина Л. В., Реутова Е. Г. Тенденции развития образования в XXI веке в условиях современной глобализации [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 22-24. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8958/ (дата обращения: 16.10.2018).



 

Что является целью образования в 21-м веке — предоставить учащимся возможность сдать экзамены и получить диплом средней школы? Или цель — подготовить учеников к успеху в области среднего специального или высшего образования и построения успешной современной карьеры?

Наступление нового тысячелетия сопровождалось резкой технической революцией. Сейчас мы живем в разнообразном, глобальном, меняющемся медиа — насыщенном обществе. Нам поручено подготовить учеников к жизни в этом мире. Наши дети столкнутся с множеством возникающих вопросов, таких, как глобальное потепление, голод, бедность, вопросы здравоохранения, демографические взрывы и другие экологические и социальные вопросы, которые приведут к необходимости общаться лично, социально, экономически и политически на местном, национальном и глобальном уровнях.

Новые технологии в результате глобализации общества предоставляют неограниченные возможности для захватывающих открытий и разработок, таких как новые формы энергии, медицинские достижения, восстановление экологически разорённых районов, коммуникаций, разведки в космосе и в глубинах Мирового океана. Поэтому, нам кажется, что навыки двадцать первого века должны быть междисциплинарными и комплексными, всё больше на основе проектов и исследовательской деятельности. Они включают в себя следующие знания, умения и черты характера:

          критическое мышление и умение решать проблемы;

          рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации;

          сотрудничество посредством Интернета в различных сетях;

          ловкость, настойчивость и инициатива;

          самостоятельная работа и самоконтроль;

          планирование и способность к предпринимательству;

          эффективная устная и письменная коммуникации;

          доступ к информации;

          исследовательские навыки и методы;

          любопытство и воображение;

          творчество, артистизм и самовыражение;

          лидерство и командная работа;

          сотрудничество и взаимодействие;

          экономическая и финансовая грамотность;

          экологическая грамотность и понимание законов экосистемы;

          гуманизм;

          научная грамотность (включая питание, диеты, физические упражнения).

Сегодняшние ученики буквально воспринимают мир с помощью фильтрующих вычислительных устройств: сотовых телефонов, карманных игровых устройств, ноутбуков, которыми они пользуются везде, плюс компьютеры, телевизоры, и игровые приставки в домашних условиях. Молодые люди проводят время в электронных средствах массовой информации по шесть — семь часов в день. Даже дошкольники используют мультимедийные устройства и Интернет, легко ориентируются в играх, с помощью которых они узнают цвета, цифры, буквы, правописание, и решают более сложные задачи, такие как, например, смешивание основных цветов для создания новых и так далее. Компьютерные технологии предоставляют мгновенную связь и доступ к информации, являются ключом к введению в новую образовательную систему, в которой ученики используют информацию буквально «с кончиков пальцев» и работают в команде для достижения поставленной цели.

Такая данность обуславливает необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.

В этой связи, необходимость совершенствования собственной профессиональной компетентности является очевидной; одним из приоритетных направлений является формирование информационно — коммуникативной компетентности педагога. ИКТ-компетентность — это не только использование различных информационных инструментов (персонального компьютера, функций и возможностей программных продуктов, возможностей локальный и глобальных компьютерных сетей), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Учитель теперь выступает в первичной роли дозатора информации или дирижера обучения. Он только лишь оказывает помощь учащимся в том, чтобы превратить информацию в знания, а знания в мудрость.

Но мы всё же мы глубоко убеждены в том, что двадцать первый век потребует знаний всех предыдущих поколений, а не только доставку информации, и школы должны будут выстроить логическую цепочку «культура — запрос».

Учеников сегодня нам следует видеть в новом контексте:

          необходимо поддерживать интерес учащихся к образованию, помогая им увидеть, как то, что они познают, готовит их к жизни в реальном мире;

          нужно прививать такую черту характера, как любопытство, так как оно имеет основополагающее значение для непрерывного обучения;

          следует быть более гибкими в том, как мы учим;

          мотивировать учащихся стать еще более изобретательными, так как они будут продолжать учиться за пределами школы, и этого требует от них сегодняшнее время.

Успех в двадцать первом веке требует знания как учиться. Сегодня ученики должны развивать сильное критическое мышление и навыки межличностного общения для того, чтобы быть успешным в этом сложном меняющемся мире. Образование 21-го века основывается на такой концепции обучения, как базовые знания по предметам, но переделанные для современного мира, где навыки сотрудничества и глобальная перспектива имеют решающее значение. Сейчас, на наш взгляд, уже недостаточно «знать вещи», гораздо более важным является привить ребёнку желание «узнать эти вещи».

В современном мире информация и знания растут с такой астрономической скоростью, что никто не может узнать всё о каждом предмете,и то, что может появиться сегодня, окажется ложным завтра, и те знания, которые учащиеся получат после окончания школы или вуза могут уже и не существовать. По этой причине, ученики должны учиться обрабатывать, анализировать и использовать информацию, в которой они нуждаются, а также учиться адаптировать полученные навыки и применять их ко всем областям жизни, использовать в разных жизненных ситуациях.

Школы также должны адаптироваться и разрабатывать новые способы преподавания и обучения, которые отражают меняющийся мир. Целью школы должна стать подготовка учащихся к успеху после её окончания, и, следовательно, школам нужно уделять приоритетное внимание знаниям и навыкам, которые будут наиболее востребованы в будущей профессии. По этой причине, педагогам следует использовать время в школе, чтобы научить детей находить, интерпретировать и использовать информацию, а не предоставлять её большую часть времени.

Учебный план 21-го века имеет определенные критические атрибуты. Это прежде всего междисциплинарный проект на основе различных исследований. Это связано с сообществом — местным, региональным, национальным и глобальным. Иногда студенты сотрудничают друг с другом по всему миру в различных проектах.Учебная программа включает в себя навыки более высокого порядка мышления, множественного интеллекта, технологий и мультимедиа, грамотности и подлинных оценок. Для того, чтобы наши дети готовы были перейти в мир двадцать первого века, они должны овладеть грамотностью этого века: поликультурной, СМИ, информационной, эмоциональной, экологической, финансовой и кибер-грамотностью. Сотрудничество с другими учащимися по всему миру в значимых реальных проектах является необходимым инструментом для развития этой грамотности. Ученикам необходимо знать, что действуя только в рамках глобального сотрудничества для решения критических проблем, а не конкуренции и обособленности, они смогут сделать этот мир лучше.

Термин «навыки двадцать первого века», как правило, используется для обозначения определенных ключевых компетенций, таких как сотрудничество, цифровая грамотность, критическое мышление, и умение решать задачи, и современные школы должны учить так, чтобы помочь ученикам преуспеть в современном мире.

Государственные школы и учителя всегда учили, учат и будут продолжать учить. Мы определяем образование 21-го века, так же как и образование 20-го. Это — то же самое образование, но с помощью более совершенных инструментов. Сегодняшним учащимся повезло: они имеют мощные инструменты обучения в своём распоряжении. Эти инструменты позволяют им найти, приобрести и даже создать новые знания гораздо быстрее, чем их предшественникам. Но это не является заменой истинного понимания образования.

Ученикам по-прежнему необходимо знать и глубоко понимать историю, обществоведение, географию и биологию, правильно и красиво говорить и писать на родном языке. Они также должны иметь возможность пользоваться величайшими художественными и научными достижениями человечества. Современным молодым людям необходимо уметь разговаривать хотя бы на одном иностранном языке, контактировать с произведениями великой литературы, заниматься самодисциплиной, развивать в себе высокие этические и моральные качества, приобретать социальные навыки и, в конце концов, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте для своего личного удовольствия!

И ведь именно учитель призван помочь научиться думать, видеть в повседневности красоту, образно мыслить, становиться интеллектуально развитой и интересной творческой личностью. Именно он стоит у истоков развития тех способностей и качеств личности человека, которые необходимы сформировавшемуся человеку для решения глобальных задач современности.

 

Литература:

 

  1. Belasco, James A «Teaching the Elephant to Dance»;
  2. Grant, Jodi, Director of the After School Alliance "Fourteen Million Kids, Unsupervised";
  3. Репина Л. В. «Тенденции образования 21-го века в условиях глобализации общества» ПЕДСОВЕТ.ORG;
  4. Kellner, Douglas "New Media and New Literacies: Reconstructing Education for the New Millennium";
  5. McLeod, Scott, "Dangerously Irrelevant".
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, знание, современный мир, навык, век, учащийся, мир, критическое мышление, информация, возможность, школа.

Похожие статьи

Технология развития критического мышления...

Технология развития критического мышления «включает» учащихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний, учит ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.

Критическое мышление как средство развития творческих...

Библиографическое описание: Алтаева Ш. К. Критическое мышление как средство развития творческих способностей учащихся на уроках химии

При этом учитель должен продумать условия для реализации знаний, идей навыков, учеников на данном конкретном уроке.

Формирование духовного мира личности и интеллектуальное...

- критически мыслить. - работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать.

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, учащийся, урок, технология развития, текст, ребенок, Пушкин, прием, внутренний мир...

Взгляды зарубежных ученых на сущность критического мышления

Поль Р. У. Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире [Текст] / Перевод с англ.

По мнению многих учёных, развитие критического мышления учащихся ‒ одна из актуальнейших задач современного процесса...

Содействие стратегии критического мышления творческому...

критическое мышление, учащийся, урок, технология развития, текст, ребенок, Пушкин, прием, внутренний мир, авторская позиция.

критическое мышление, учащийся, группа, учебная аудитория, текст, русский язык, ребенок, идея, здравый смысл, ученик.

Об использовании технологии развития критического мышления...

Критическое мышлениемыслительная деятельность человека, сопровождающаяся высокой оценкой объективности и восприятия мира вокруг

Для учащихся начальной школы полезными являются освоение схематических изображений, моделей и сам процесс их создания.

Формирование умения интерпретации информации на уроках...

критическое мышление, урок, ученик, текст, ребенок, процесс обучения, прием технологии, казахский язык, урок литературы, выпускник школы.

критическое мышление, технология развития, мышление, стадий вызова, стадий рефлексии, знание, учащийся, английский язык...

Развитие критического мышления у учащихся на уроках...

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации.

Критическое мышление способствует творческому развитию учащихся в процессе обучения.

Роль технологии развития критического мышления...

Современной школе предлагается достаточно большое число технологий.

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.

Концепция новых стандартов, отходя от терминологии знания, умения, навыки, предлагает новую версию формулировки...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Технология развития критического мышления...

Технология развития критического мышления «включает» учащихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний, учит ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.

Критическое мышление как средство развития творческих...

Библиографическое описание: Алтаева Ш. К. Критическое мышление как средство развития творческих способностей учащихся на уроках химии

При этом учитель должен продумать условия для реализации знаний, идей навыков, учеников на данном конкретном уроке.

Формирование духовного мира личности и интеллектуальное...

- критически мыслить. - работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать.

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, учащийся, урок, технология развития, текст, ребенок, Пушкин, прием, внутренний мир...

Взгляды зарубежных ученых на сущность критического мышления

Поль Р. У. Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире [Текст] / Перевод с англ.

По мнению многих учёных, развитие критического мышления учащихся ‒ одна из актуальнейших задач современного процесса...

Содействие стратегии критического мышления творческому...

критическое мышление, учащийся, урок, технология развития, текст, ребенок, Пушкин, прием, внутренний мир, авторская позиция.

критическое мышление, учащийся, группа, учебная аудитория, текст, русский язык, ребенок, идея, здравый смысл, ученик.

Об использовании технологии развития критического мышления...

Критическое мышлениемыслительная деятельность человека, сопровождающаяся высокой оценкой объективности и восприятия мира вокруг

Для учащихся начальной школы полезными являются освоение схематических изображений, моделей и сам процесс их создания.

Формирование умения интерпретации информации на уроках...

критическое мышление, урок, ученик, текст, ребенок, процесс обучения, прием технологии, казахский язык, урок литературы, выпускник школы.

критическое мышление, технология развития, мышление, стадий вызова, стадий рефлексии, знание, учащийся, английский язык...

Развитие критического мышления у учащихся на уроках...

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации.

Критическое мышление способствует творческому развитию учащихся в процессе обучения.

Роль технологии развития критического мышления...

Современной школе предлагается достаточно большое число технологий.

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.

Концепция новых стандартов, отходя от терминологии знания, умения, навыки, предлагает новую версию формулировки...

Задать вопрос