Интеграция непосредственной коррекционно-развивающей деятельности логопеда и инструктора по физической культуре | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 09.11.2015

Статья просмотрена: 695 раз

Библиографическое описание:

Смелая, О. В. Интеграция непосредственной коррекционно-развивающей деятельности логопеда и инструктора по физической культуре / О. В. Смелая. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 193-197. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/6438/ (дата обращения: 25.04.2024).



Интеграция непосредственной коррекционно-развивающей деятельности логопеда и инструктора по физической культуре

Смелая Ольга Васильевна, учитель-логопед

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 64 (г. Белгород)

 

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения — одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно закладываться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушениями речи. Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, им присуще отставание в развитии двигательной сферы, характеризуемой плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения физических упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. [3,с.31]

Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне, и их клетки на определённых участках взаимопроникают, переплетаются. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. [5, c. 2]

Деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре будет эффективна только в тесной взаимосвязи, что поможет и сохранить и «приумножить» здоровье детей с тяжёлыми нарушениями речи. [3,с.10] В нашем детском саду системообразующей единицей выступает комплексно-тематическое планирование основа которого — интеграция познавательной, коммуникативной и физической деятельности детей. Интегрированная коррекционно-развивающая деятельность проводятся регулярно в спортивном зале совместно с логопедом, воспитателем и инструктором по физической культуре. А если позволяет погода и чтобы продлить пребывание детей на свежем воздухе, на улице совместно с инструктором по физической культуре во время часа двигательной активности. В нашем детском саду на улице создано образовательное пространство «дорожка движения». Оно представляет собой нарисованные на асфальте различные ориентиры для движений: «лесная поляна», «змейка», «ручеёк», «листик», «буквы», «цифры», «бабочка», «лесенка», «болото». А также два вида подвесных бус и кольца для метания. Это пространство целесообразно использовать для проведения интегрированной деятельности. Все структурные элементы деятельности тесно переплетены между собой и органично связаны одной лексической темой. Физкультурно-речевые упражнения рационально сочетают статические и динамические нагрузки, что особенно важно для детей с нарушениями речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление пройденного материала. Интегрированная деятельность позволяет решать совместно задачи таких областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие. Ниже приводим пример непосредственной коррекционно-развивающей деятельности в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по лексической теме «Осень». Проводится деятельность на улице с использованием «дорожки движения» учителем-логопедом и инструктором по физической культуре.

Интегрированная образовательная коррекционно-развивающая деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Подготовила: учитель-логопед МБДОУ д/с № 64 г. Белгорода Смелая Ольга Васильевна

Тема: Осеннее путешествие.

Цель: содействовать стремлению детей к преодолению нарушений в речи и двигательной сфере, субъективно-ценностному отношению к своему здоровью.

Задачипознавательные:

Уточнять и обобщать знания детей о сезонных изменениях в природе осенью. Закреплять знания о деревьях, их частях.

Коррекционно-развивающие:

Упражнять детей в умении вслушиваться в обращённую речь. Расширять и активизировать словарный запас по теме «Осень». Упражнять в умении выделять и называть признаки. Совершенствовать навык использования в самостоятельной речи притяжательных местоимений «мой, моя, моё» в сочетании с существительными мужского, женского и среднего рода.

Развивать способ словообразования с использованиям существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-). Закреплять у детей навык составления простых предложений по демонстрации действий. Упражнять в умении выделять первый гласный звук в словах, и анализировать звуковое сочетание: ау.

Учить согласовывать речь с движениями. Развивать общую и мелкую моторику, ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления.

Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные:

Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: «дорожка движения», конверт с письмом от осени, листья с разных деревьев, корзинки, мяч, спортивные палки, биты, разные виды спортивного оборудования, колокольчик.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Ход занятия:

I Организационный момент.

Логопед:

Время года отгадайте!

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы на юг улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Ёжик листья собирает,

Свою норку утепляет.

Как определили, что это осень?

Посмотрите вокруг и скажите какая осень, назовите слова признаки.

Дети:

Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Вот такая осень приготовила для вас сюрприз. Она любит, чтобы дети были умными, умелыми, ловкими, быстрыми. Посмотрите от неё письмо.

—Здравствуйте, дорогие ребята! Я пришла к вам в город и мне интересно, что вы знаете про меня. Я посылаю вам свои задания. Если вы с ними справитесь, то вас ждёт сюрприз от меня. Я его спрятала, он вас ждёт в конце трудного пути.

Разминка (На асфальте нарисованы в центре полукругом ягодки, цветы в шесть рядов по десять штук в каждом ряду, по краям площадки листики по 20 штук в ряд)

Инструктор по физической культуре:

—А чтобы его найти, нужно преодолеть много преград. Перед трудным походом надо размяться. Дети стройтесь в колонну по одному. Шагом марш (идут 1 круг по листочкам). А сейчас бегом по клубничкам. Встаньте на цветочки, прыжки на двух ногах с цветка на цветок. Для следующего задания встаньте полукругом на ягодки. По сигналу (колокольчик) бег врассыпную, когда колокольчик перестанет звенеть, вы должны встать на любой предмет какой вам нравится. («листок», «грибок», «ягодку», «цветок»).

Игра «Жадина»

Логопед:

—Чей цветок? (Ребёнок, который на цветке отвечает: «Мой цветок»)

—Чей грибок?

—Чья ягодка?

—Чей листик? (Аналогичные ответы детей)

(Дети подходят к нарисованному на асфальте солнышку.)

Логопед:

—Какое солнышко осенью?

(неяркое, низкое, прохладное)

—Чьё солнышко? (Моё солнышко)

«Ходьба змейкой» (На асфальте нарисована длинная змея, тело которой изогнуто для ходьбы змейкой)

Инструктор по физической культуре:

А теперь красиво пройдём по змейке. (дети друг за другом проходят змейкой.)

Игра «Передвинь шарик» (На двух стойках закреплены два троса, на которых надеты разноцветные пластмассовые шарики. Они свободно передвигаются по тросам.)

Дальше мы с вами передвигаем шарики разными предметами. (Дети по очереди берут предметы и передвигают нижние шары.)

Логопед:

—Что делает Ариана, Егор, Кирилл и чем?

(Ариана передвигает красный шарик палкой. Егор передвигает голубой шарик битой. Кирилл передвигает жёлтый шарик указкой.)

Игра «Назови ласково» (Дети стоят возле аллеи деревьев)

Логопед:

Какие деревья растут на территории детского сада?

(берёза, липа, рябина, дуб, каштан, тополь)

А если деревья маленькие ещё их называют ласково. Назовите ласково берёзу (берёзка). Назовите ласково липу (липка). Назовите ласково дуб (дубок). Назовите ласково рябину (рябинка). Назовите ласково тополь (тополёк). Назовите ласково каштан (каштанчик).

Игра «Какой листик»

Логопед:

Осень с листьями играет,

Осень листья обрывает.

(Детям раздают листья от разных деревьев.)

Каждый называет свой лист. (рябиновый, липовый, каштановый, дубовый, берёзовый, тополиный). Все ли правильно назвали листья? Оценка детьми своих ответов.

Игра «Листопад» (На стойках листики деревьев, привязанные на нитке)

Логопед:

А теперь найдите такой же листик на ниточке и попробуем устроить листопад. Для этого подойдите к своим листочкам, положите ручки на животик, наберите через нос больше воздуха и подуйте на листик. Старайтесь не надувать щёки, весь воздух выдувать на листик. Как вы думаете, получился у вас листопад? Оценка детьми своей деятельности.

Сколько листьев много.

Давайте поиграем в игру «Один-много»

Я называю один предмет, а вы ловите мяч и называете эти же предметы, если их много. (Слова для игры: туча-тучи, облако-облака, лист-листья, дерево-деревья, лес-леса, птица-птицы, дождь-дожди, туман-туманы.)

Пальчиковая гимнастика

Ветер по лесу гулял, Плавно машут ладонями.

Ветер листики считал:

Вот дубовый, Загибают большой палец правой руки.

Вот кленовый, Загибают указательный палец правой руки.

Вот рябиновый — резной, Загибают средний палец правой руки.

Вот с берёзки золотой, Загибают безымянный палец правой руки.

И последний лист с осинки Загибают мизинец правой руки.

Ветер бросил на тропинку. Раскрывают пальцы и опускают ладонивниз

«Перепрыгни ручеёк» (На асфальте нарисован ручей в начале узкий, а затем расширяющийся)

Инструктор по физической культуре:

Осенью часто идут дожди, поэтому впереди у нас образовался речек. Осень даёт нам задание перепрыгнуть ручей.

Как нужно перепрыгивать покажет Егор. Потренируйтесь на узкой части. Перепрыгиваем широкую часть. По три человека. Выполнили вы задание осени? Оценка своей работы детьми.

Игра «Букву найди, слова назови» (На асфальте нарисованы буквы русского алфавита)

Логопед:

Следующее задание от осени. Найдите, где написана буква А. Встаньте возле неё полукругом. Назовите слова, которые начинаются со звука А. Найдите букву У. Назовите слова, которые начинаются со звука У.

—Ау! Кто так кричит? (Тот, кто заблудился). Какой первый звук в этом слове?

Какой второй звук?

Игра «Да-нет» (На асфальте нарисованы полоски на расстоянии 60 сантиметров друг от друга)

Логопед: Игра называется «Да-нет». Я говорю фразу, если это правда, вы говорите да. Если это не правда, вы говорите нет.

Инструктор по физической культуре:

Если ответ «да», вы боком прыгаете с линейки на линейку. Стараемся прыгнуть шире, чтобы доставать линейки. Если ответ «нет», вы стоите на месте

Осенью растут цветы (нет).

Осенью растут грибы (да).

Жаркий ветер прилетает (нет).

Туманы осенью плывут (да).

Ну и птицы гнёзда вьют (нет).

К нам букашки прилетают (нет).

Звери норки закрывают (да).

Урожай все собирают (да).

Птичьи стаи улетают (да).

Часто-часто льют дожди (да).

Солнце светит очень жарко (нет).

Можно детям загорать (нет).

Ну, а что же надо делать-

Шорты, шляпки надевать, (нет)

Или лучше в тёплой куртке

Погулять по переулку (да).

Все правильно выполнили задание. Вы должны допрыгнуть до вот этой линии. Проверим, выполнили ли вы задание осени? Самооценка детей.

Игра «Ходит аист по болоту» (Нарисовано болото с аистом и разноцветными кружками.)

Инструктор по физической культуре:

—Ходит аист по болоту приглашает нас. Перешагните с кочки на кочку с высоким подниманием колен, идёте как аисты. Егор по белым, Даша по жёлтым, Кирилл по сиреневым кочкам.

Логопед:

А теперь каждый возьмите листочки и наложите один лист на кочку. Положите один лист рядом с кочкой.

Игра «Дерево»(На асфальте нарисован контур дерева.)

Листья с дерева уже опали. Дерево грустит. Давайте положим на него листья. Дерево чудесное и на нём растут листья от разных деревьев. Что ты сделал? Я выложил берёзовые листочки от самого большого до самого маленького. Я выложил кленовые листочки от самого большого до самого маленького.)

Релаксация «Чудесное дерево»

Станьте вокруг дерева, ноги поставьте вместе, стопы должны быть прижаты к земле, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойный вдох и выдох, успокойте дыхание и плавно поднимите руки вверх. Держите их на уровне ушей, ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Внимание сосредоточьте на позвоночнике. Дыхание произвольное, спокойное. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное дерево. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как наше дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Держите позу 15–20 секунд. Затем плавно опустите руки и расслабьтесь, сделав два-три спокойных вдоха и выдоха, удлиняя выдох.

Итог деятельности: Какие задания осени мы выполняли? Как вы с ними справились? Со всеми заданиями вы справились и в домике для вас сюрприз.

Она оставила в домике для вас спортивные игры. Осень хочет, чтобы вы были ещё сильнее, смелее и умнее. Можно пройти на спортивную площадку.

 

Литература:

 

  1. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты.- М.: Сфера, 2009–224с.
  2. Дуева Т. И., Суворова Е. Н. Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи// Логопед. 2010. № 8
  3. Инновации в логопедическую практику/Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/Сост. О. Е. Громова -М.: Линка-Пресс, 2008- 65с.
  4. Косенкова О. С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий// Логопед. 2008 № 7
  5. Кириллова Ю. А., Лебедева М. Е., ЖидковаН. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4–7 лет. Методическое пособие.-СПб.: «Детство-Пресс», 2005–240с.
  6. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. — М.: Каро, 2007 -38с.
  7. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6–7 лет с ОНР. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.- М.: Мозаика-Синтез, 2005- 96с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, детский сад, правая рука, ребенок, дерево, игра, лист, логопед, осень, тяжелое нарушение речи.

Похожие статьи

Коррекция речевых нарушений в процессе... | Молодой ученый

Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры речи у детей с ТНР.

Используется логопедом в процессе коррекционно-развивающей фронтальной, подгрупповой и

Первое, с чем встречается ребенок, приходя в группу детского сада, — это развивающая...

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

ребенок, занятие, игра, развитие речи, группа, уголок природы, моя работа, задание логопеда, детский сад, утренняя гимнастика.

Логоритмические занятия как эффективная форма работы по...

В нашем детском саду я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.

Мною была использована игра лабиринт, в которой движение рук помогало детям понять, что такое протяжное, однородное дыхание.

Конструктивный диалог учителя-логопеда и инструктора по...

− Вырабатывать переключение движений правой — левой руки

И так, следует вывод, что детям с ТНР необходима помощь специалиста по физическому воспитанию, который грамотно и интересно

В сфере этого возрастает роль детских садов в физическом развитии ребенка.

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической...

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой).

Создание предметно-развивающей среды в группе...

Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3 до 7 лет», «Детство-Пресс», 2015.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в группах...

Физкультурно-оздоровительная деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В наши дни физическая культура считается одним из решающих факторов среди всего комплекса условий, определяющих оптимальную...

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми 6-7 лет...

Цель — осуществление коррекционной помощи детям с нарушениями речи с учётом их особенностей развития и

Дети легко хотят, ласково гладят цветочки, нежно касаются деревьев, улыбаются.

Художественно-речевая деятельность детей в детском саду.

Современные подходы взаимодействия учителя-логопеда...

Цель: развивать и укреплять физическое, речевое и психическое здоровье детей.

Дети: Мы дети из детского сада.

Дети: Да. Буратино (Логопед) проводит с детьми дидактическую игру

Похожие статьи

Коррекция речевых нарушений в процессе... | Молодой ученый

Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры речи у детей с ТНР.

Используется логопедом в процессе коррекционно-развивающей фронтальной, подгрупповой и

Первое, с чем встречается ребенок, приходя в группу детского сада, — это развивающая...

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

ребенок, занятие, игра, развитие речи, группа, уголок природы, моя работа, задание логопеда, детский сад, утренняя гимнастика.

Логоритмические занятия как эффективная форма работы по...

В нашем детском саду я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.

Мною была использована игра лабиринт, в которой движение рук помогало детям понять, что такое протяжное, однородное дыхание.

Конструктивный диалог учителя-логопеда и инструктора по...

− Вырабатывать переключение движений правой — левой руки

И так, следует вывод, что детям с ТНР необходима помощь специалиста по физическому воспитанию, который грамотно и интересно

В сфере этого возрастает роль детских садов в физическом развитии ребенка.

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической...

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой).

Создание предметно-развивающей среды в группе...

Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3 до 7 лет», «Детство-Пресс», 2015.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в группах...

Физкультурно-оздоровительная деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В наши дни физическая культура считается одним из решающих факторов среди всего комплекса условий, определяющих оптимальную...

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми 6-7 лет...

Цель — осуществление коррекционной помощи детям с нарушениями речи с учётом их особенностей развития и

Дети легко хотят, ласково гладят цветочки, нежно касаются деревьев, улыбаются.

Художественно-речевая деятельность детей в детском саду.

Современные подходы взаимодействия учителя-логопеда...

Цель: развивать и укреплять физическое, речевое и психическое здоровье детей.

Дети: Мы дети из детского сада.

Дети: Да. Буратино (Логопед) проводит с детьми дидактическую игру