День защиты проектов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2015)

Дата публикации: 08.10.2015

Статья просмотрена: 1443 раза

Библиографическое описание:

Юдина, Е. Н. День защиты проектов / Е. Н. Юдина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 107-111. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8865/ (дата обращения: 16.11.2024).

Ежегодно в нашем классе проходит «День защиты проектов».

Праздник этот не похож на традиционные утренники, концерты, «Дни именинников». В этот день не проводятся весёлые конкурсы, не накрываются праздничные столы. Тем не менее, его ждут с нетерпением и дети, и взрослые. Это — праздник интеллекта, познания, созидания и творчества. В этот день все желающие защищают свои проекты.

Проходит он у нас чаще всего в марте — апреле, в выходной день утром, по договорённости с родителями. На праздник приглашаются все дети класса, а также родители, бабушки, дедушки, братья и сёстры. Любой ребёнок в этот день может выступить с защитой своего проекта. Его внимательно слушают и дети, и взрослые, задают вопросы.

Подобные праздники я провожу в своём классе уже седьмой год.

Первый же опыт в данном направлении удивил меня. Мало того, что он был успешным, он показал мне главное: это интересно детям!

Защита проектов вызывает неизменное удивление родителей. Они видят своего ребёнка с неизвестной им стороны, наблюдают за другими детьми, поражаются тому, какие разные вопросы их волнуют, каким глубоким год от года становится погружение в тему.

Меня часто спрашивают, как я добиваюсь массовости участия, почему мои ребята хотят заниматься подобного рода деятельностью?

Расскажу об этом на примере четырёхгодичной работы со своим классом.

Первые шаги в проектной деятельности очень важны. Они могут подарить ребёнку радость открытия, познания, творчества, а могут на долгое время «убить» интерес к подобным изысканиям. Поэтому, я начинаю с малого, свято соблюдая принцип: «не навреди!»

В 1 классе целью моей работы в этом направлении является создание максимально благоприятных условий для создания и защиты проектов в виде стендовых докладов.

Что я делала для достижения цели?

Первая задача, которая передо мной стояла: выбрать оптимальное время для создания проектов.

Для начала работы над созданием стендовых докладов я выбрала март — букварный период завершен, дети умеют читать и писать, и до «Дня защиты проектов» чуть более месяца. Этого времени достаточно, чтобы включиться в работу, и не спеша, спокойно, обстоятельно всё сделать. За меньшее время можно не успеть, а слишком большой срок, на мой взгляд, многих расхолаживает.

Вторая задача: вдохновить детей на участие в конкурсе.

В один из мартовских дней, я с «горящими глазами» сообщила детям о том, что нас ждёт очень интересное дело: создание стендовых докладов и их защита.

— Создавать свой стенд очень увлекательно, хотя и непросто, но я думаю, что вы справитесь.

Особо отметила, что дело это добровольное.

Третья задача: определиться с номинацией. Она должна быть посильна возрасту.

Я глубоко убеждена, что начинать исследования нужно в той области, которая наиболее близка ребёнку.

Своим первоклассникам я предложила номинацию «Моя семья». Именно в семье множество объектов для наблюдения: сёстры и братья, домашние животные, комнатные растения, интересные вещи и т. д.

Четвёртая задача: помочь определиться с темой. Это очень важно. Дети маленькие. Выбрать тему для них непросто. Для этого надо помочь ученикам заглянуть в себя. И сделать это может учитель.

В течение 2 следующих недель, каждый день спрашивала у класса, выбрал ли кто-нибудь тему для создания стендового доклада? Первые дни, дети, в основном молчали, пожимали плечами. Тогда я начинала рассуждать, вызывая детей на беседу.

Когда я были маленькой девочкой, мне было интересно….

Коллективное обсуждение вариантов тем порой даёт удивительные результаты.

Приведу пример:

На одной из подобных бесед Богдан сказал:

— Я буду наблюдать за своей черепахой.

Владик возразил:

— Но ведь номинация называется «Моя семья». Семья — это люди, а черепаха — не человек!

Тогда Богдан с возмущением произнёс

— Но ведь черепаха живёт в моём доме, значит она же тоже член семьи!

Дети с интересом смотрели на меня. Я поддержала Богдана.

В результате подобной дискуссии родились темы, посвященные черепахе Лии, кошке Дусе, коту Маркизу, хомячку Пушку, декоративному кролику Сене.

Пятая задача: объяснить родителям смысл подобной работы.

Я провела родительское собрание, на котором объяснила папам и мамам, как нужно и можно помочь своим детям. Именно помочь, а не делать за них. По мере необходимости, оказывала посильную помощь детям и заинтересованным родителям: отвечала на вопросы, давала советы, отправляла к источникам информации.

Шестая задача (самая трудная): не дать остановиться на полпути.

Не секрет, что наши дети быстро «загораются», но также быстро и «гаснут». Задача учителя — помочь завершить дело.

Приходилось поддерживать постоянный интерес класса. Часто спрашивала, как идут дела в исследованиях, в оформлении работы. Дети живо откликались:

А мы с папой хомяка сфотографировали!

— А я черепаху взвесил!

— Я у бабушки спрашивал, какой был папа в детстве.

— А мы уже ватман купили!

— А я пальмы нарисовал!

А я нашла фотографию, как папа спит в детской кроватке вместо Даши.

Такие высказывания подстёгивали остальных. Так, Лиза, придя из школы, с обидой говорила маме:

— Богдану уже умную книжку про черепах купили, Настя о своей семье уже много узнала, а мы? Почему мы ещё ничего не сделали?

Через месяц подошло время показа получившегося продукта в виде стенда. Я прекрасно понимала, что работы будут разные: кто-то трудился месяц, и сделал всё качественно, а кто-то присоединился в последнюю неделю; одним детям помогали родители, и стенд получился красиво оформленным, а другие делали сами, и внешний вид творения будет проигрывать.

В данной ситуации передо мной стояла важнейшая задача: не показать, что чья-то работа хуже других. Поэтому я, не моргнув глазом, принимала все работы, которые мне сдавали ребята, и вывешивала их на всеобщее обозрение.

Следующая задача: подготовить детей к самой защите проектов:

Оговорили с детьми требования к защите, репетировали после уроков, индивидуально, а также дома с родителями, речь (не более 3 мин.)

День защиты проектов стал настоящим праздником! Украсили класс, пригласили родителей, создали независимое жюри.

В этот день мои первоклассники защитили 10 стендовых докладов.

Особенно слушателям понравились проекты «Моя любимая черепаха!» Богдана Южанина, «Моё летнее путешествие» Саши Соломина, «История создания нашей семьи» Насти Усцелемовой, «Мой любимец» Даши Симутиной.

По темам распределились так: 5 работ о животных, 3 — о путешествиях, 2 — о членах семьи.

По большому счету, только 1 из них с полным правом можно назвать исследовательской работой.

Ещё 4 проектов основывались на наблюдениях. Остальные работы были чисто информационными.

Но, несмотря на это, все дети получили неоценимый опыт создания своего проекта, учились собирать материал, систематизировать его, оформлять, а также говорить. Слушатели активно поддерживали выступающих: задавали вопросы, громко аплодировали. Все докладчики были награждены дипломами и призами!

Надо ли говорить, что во втором классе нашлось гораздо больше детей, готовых работать над проектами (18 человек). Дети стали старше, расширился круг интересов, поэтому я уже не огранивала выбор тем.

Работа во втором классе проводилась по той же схеме, что и в первом, но номинаций было предложено больше:

-                   Любимый город Снежинск.

-                   Я познаю мир

-                   Прекрасное рядом

На собрании я рассказала родителям о правилах оформления стендов.

Помогала всем желающим. Особенно часто возникали трудности при формулировке целей, задач.

Проекты получились самые разные, но исследовательских работ было уже 5, и ещё 3 работы имели элементы исследования.

Очень интересными получились проекты: «Носороги — это?» Димы Ерёмушкина, «Тайна числа семь» Насти Усцелемовой, «Выращивание кристаллов» Егора Злыднева, «Моя сестра — моя ученица» Кати Липс.

Так как проектов было очень много, приходилось заранее продумывать структуру праздника. Слушать 1,5–2 часа без перерывов дети не могут. Поэтому мы с ребятами заранее разучили песню о городе и спели её (это явилось небольшим отдыхом) между выступлениями в первой и второй номинации, а после 40 минут работы сделали 10-минутный перерыв, во второй части провели танцевальную разминку.

В третьем классе дети уже с осени начали интересоваться, будет ли у нас «День защиты проектов»? Видя, как подросли ребята, я не стала предлагать варианты номинаций. Дети были не ограничены в выборе тем. И они поразили и меня, и родителей!

На суд слушателей было представлено 20 работ, 10 из них были исследовательскими.

Самыми интересными исследовательскими работами были: «Тайны почерка» Саши Соломина, «Как появилась собака и как она стала домашним животным?» Кати Липс, «Полезен или вреден компьютер?» Насти Усцелемовой, «Полезен или вреден сотовый телефон?» Лизы Михеевой.

К информационным, описательным и исследовательским проектам в 3 классе добавились и творческие проекты. Саша Баландина принесла свои вышивки и рассказала о разных видах рукоделия, Андрей Пискурёв собрал целый город из лего и добыл интересные сведения об основателе этой игры, а Алёна Коляда продемонстрировала нам удивительный букет из сшитых ею цветов и рассказала технологию изготовления одуванчиков из фетра.

В 4 классе у нас были представлены несколько групповых и парных проектов. Для учителя, это, конечно, дело хлопотное. Подобным проектом надо грамотно руководить: учить детей планировать совместную деятельность, распределять виды работ, но, при правильном подходе, проекты получаются не только интересные, но и глубокие, эмоционально окрашенные. Да и защищать групповой проект легче, т. к. всегда можно выручить растерявшегося товарища.

Слушателям понравились исследовательские групповые проекты: «Влияют ли занятия спортом на успеваемость учащихся?», «Слова с корнем снег- (снеж-) в городе Снежинске» и краеведческий парный проект «Останцы «Старый замок»

Впервые в 4 классе был представлен и фантастический проект Насти Голуновой «Какими были бы марсиане, если бы они существовали?» Он вызвал неподдельный интерес слушателей.

Как видите, из года в год количество желающих защитить свой проект росло, увеличивалось и число исследовательских работ. Но даже в 4 классе были дети, которые представляли информационный либо описательный проект. Я считаю, что это нормально, особенно, если ребёнок только начинает подобную работу. Ведь самое главное в работе над проектом любого вида, что ребёнок учится задавать вопросы самому себе, планирует свою деятельность, учится обращаться к различным источникам информации, проводит наблюдения, опыты, пытается красиво оформить свою работу. Кроме того, бесценен и опыт публичных выступлений. Маленький докладчик учится связно, четко излагать свои мысли, отвечать на вопросы, доказывать свою правоту. Как это поможет ребёнку в дальнейшей жизни!

Традиция проводить ежегодно «Дни защиты проектов» настолько прижилась в моём классе, что мои выпускники, пятиклассники, упросили свою новую классную руководительницу, Анну Александровну, сделать подобный праздник и этой весной. Они прибегают ко мне и сообщают о том, что уже успели сделать.

А я начала всё сначала. И вот уже мои малыши, первоклашки, начали работу над своими проектами. Миша наблюдает за повадками кошки Нюси, Юля пробует сделать снег в домашних условиях, Вадика интересует Красная Книга природы, Полина пробует узнать, о чём мечтают дети 7–8 лет, Настя сравнивает медведя сказочного с настоящим, Юля проращивает фасоль и наблюдает за тем, как ведут себя ростки в разных условиях, а Вика ищет ответ на вопрос: «Почему у хомячка щёчки толстые?». Потихоньку определяются с темами и другие ребята. И у детей, и у родителей появляются всё новые и новые идеи. А я радуюсь, что дети имеют возможность увлечься проектной деятельностью и проявить свои способности.

Приложение:

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проект, День, класс, работа, задача, защита проектов, родитель, уж, подобная работа.