Здоровье школьников как ключевое направление образовательного процесса | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Хаустова В. Н., Губарева Е. Г., Гладкова Н. А. Здоровье школьников как ключевое направление образовательного процесса [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 32-33. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8843/ (дата обращения: 15.08.2018).

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Данные мониторинга Всероссийской диспансеризации физической подготовленности детей свидетельствуют о низком уровне их развития. Сегодня проблема сохранения здоровья учащихся является наиболее актуальной и рассматривается как ключевое направление образовательного процесса.

Ухудшение памяти школьников, несформированность мышления, снижение познавательной сферы, незрелость нервной системы, сенсорные патологии, низкая двигательная активность ведут к снижению уровня знаний учащихся. Решить эту проблему через преподавание традиционного «стандартного» урока, урока физической культуры становится невозможным.

Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать новыми качествами:

-          уметь думать и самостоятельно решать разнообразные проблемы (т. е. применять полученные знания для их решения);

-          обладать критическим и творческим мышлением;

-          владеть богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний.

Актуальным становится вопрос: «Как учить?». Как же включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, чтобы они сами «открывали» новые знания без ущерба для их здоровья. Понимание того, что творческое мышление детей формируется в учебном процессе как результат участия в познавательной коллективной деятельности, привело к использованию в практике личностно-ориентированных технологий, направленных на признание индивидуальности обучающихся, создание необходимых и достаточных условий для их развития. Технология полного усвоения знаний, технология разноуровневого обучения, максимально адаптируют учебный процесс к возможностям и потребностям каждого школьника. При правильной организации обучения и снятии жёстких временных рамок 100 % учащихся полностью усваивают всё содержание программного учебного материала.

В процессе преподавания многие педагоги придерживаются известного высказывания, что «ученик не сосуд для знаний, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Но чтобы обучающегося «зажечь», требуется его активное, осознанное отношение к информации.

Достичь этого можно путём применения в педагогической деятельности приёмов и форм организации образовательного процесса, рекомендованных В. М. Лизинским, к.п.н., профессором АПК и ПРО, главным редактором журнала «Завуч». Эффективен приём разноуровневого выбора учащимися предложенных задач по рангу и баллу сложности, приём положительной знаниевой активизации, приём использования тумбы предметной информации и т. д.

Все вышеперечисленные технологии, приёмы и формы работы сводят на нет стрессовую педагогическую практику, интенсификацию учебного процесса, несоответствие методик, форм и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, тем самым способствуют сохранению здоровья при обучении младших школьников

В практике своей работы мы используем следующие направления:

-          оздоровительное,

-          физкультурно-массовое,

-          просветительское и др.

Каждое из этих направлений решает определенные задачи, направленные на формирование двигательных навыков учащихся и предупреждение роста заболеваемости школьников.

Детям младшего школьного возраста необходима двигательная деятельность с общеразвивающей и оздоровительной направленностью. Основным содержанием данной работы в нашей школе являются упражнения для укрепления дыхательной системы организма (дыхательная гимнастика Стрельниковой), общеукрепляющие упражнения для опорно-двигательного аппарата, упражнения на развитие двигательных качеств, а так же профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы, зрения и простудных заболеваний.

На учебных занятиях, используя музыкальное сопровождение, нестандартные и сказочные моменты, творческие и игровые задания, мы создаем благоприятный психологический климат и ситуация успеха, так как результат любого труда зависит еще и от настроения.

В спортивно-массовой деятельности нашей школы есть традиционные и очень любимые как учителями, так и детьми мероприятия: туристические слеты, легкоатлетическое многоборье, лыжня, шахматы, шашки, соревнования по волейболу, футболу, лапте, теннису, дни здоровья.

В рамках месячника “За здоровый образ жизни” дети готовят проекты по заданной для их возраста тематике, такие как: “Неболейка”, “Питание и здоровье”, “О спорт, ты — мир” и другие. Классы участвуют в конференциях по ЗОЖ, конкурсах плакатов, готовят выступления агитбригад.

В течение последних лет большое внимание уделяется созданию комфортности обучения и эмоциональному благополучию ребенка посредством внедрения в образовательный процесс специальных тренингов. Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий обучающиеся более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе. В детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.

Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь является важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья школьников. Посредством внедрения в образовательный процесс игровых технологий решается проблема мотивации физического развития учащихся, здоровьесбережения и социализации. В игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее, приобретаются качества, опыт, необходимые для жизнедеятельности.

Наличие в школе данной системы здоровьесбережения позволяет:

-          обеспечить высокий охват учащихся школы регулярными занятиями физической культурой и спортом;

-          увеличить объём двигательной активности детей в режиме учебного дня;

-          сформировать у учащихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья; а также практическом использовании умений и навыков, полученных на уроках и во внеурочной деятельности;

-          обеспечить рост физической и гигиенической культуры учащихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;

-          активизировать помощь родителей, общественности, организаций и учреждений социума в работе школы и по сохранению и укреплению здоровья детей.

Опираясь на данную систему здоровьесбережения школьников, свою деятельность мы осуществляем в едином направлении для достижения желаемого результата — успешности образовательного процесса без потерь здоровья школьников. Ведь только физически, психически и нравственно здоровый человек может быть полезен обществу.

 

Литература:

 

1.      Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. М.: ВАКО, 2004.

2.      Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М.: АРТИ, 2003. — 272 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, учебный процесс, физическая культура.

Похожие статьи

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Библиографическое описание: Ложкина О. П., Ложкина Н. П., Тютюнников В. И. Физическая культура в образовательном процессе курсантов

М. Я. Горшков. А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студентов: Учебное пособие для вузов/ Гардарити — 2007г.

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для...

Библиографическое описание: Скворцова С. О. Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочного обучения

Государственный образовательный стандарт предусматривает занятия по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочной...

Теория и методология обучения физической культуре...

– совершенствовать процесс обучения физической культуре; – разрабатывать новые образовательные оздоровительные технологии.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, урок, круговая тренировка, упражнение, учебная...

Преподавание предмета «Физическая культура»

физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание, физическое образование, учебный процесс, умение, образовательная направленность, активный отдых, воспитательная направленность...

Физическая культура. Учебная программа для 1–4 классов...

Значение учебно-тренировочного процесса в футболе. Рубрика: Физическая культура и спорт.

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Образовательная направленность урока физическая культура

физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание, физическое образование, учебный процесс, умение, образовательная направленность, активный отдых, воспитательная направленность...

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для...

образовательный процесс, учебный процесс, физическая культура, высшая школа, повышение эффективности, современное общество, электронная библиотека.

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Библиографическое описание: Ложкина О. П., Ложкина Н. П., Тютюнников В. И. Физическая культура в образовательном процессе курсантов

М. Я. Горшков. А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студентов: Учебное пособие для вузов/ Гардарити — 2007г.

Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая...»

Вопросы оптимизации образовательного процесса по физической культуре позволяет решить технология

1. Баранов В. А. Теоретические основы дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов / А. В. Баранов...

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для...

интерактивная доска, физическая культура, учебный процесс, образовательная деятельность, образовательный процесс, процесс обучения, информационная среда, техническое действие, физическое воспитание...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Библиографическое описание: Ложкина О. П., Ложкина Н. П., Тютюнников В. И. Физическая культура в образовательном процессе курсантов

М. Я. Горшков. А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студентов: Учебное пособие для вузов/ Гардарити — 2007г.

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для...

Библиографическое описание: Скворцова С. О. Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочного обучения

Государственный образовательный стандарт предусматривает занятия по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочной...

Теория и методология обучения физической культуре...

– совершенствовать процесс обучения физической культуре; – разрабатывать новые образовательные оздоровительные технологии.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, урок, круговая тренировка, упражнение, учебная...

Преподавание предмета «Физическая культура»

физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание, физическое образование, учебный процесс, умение, образовательная направленность, активный отдых, воспитательная направленность...

Физическая культура. Учебная программа для 1–4 классов...

Значение учебно-тренировочного процесса в футболе. Рубрика: Физическая культура и спорт.

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Образовательная направленность урока физическая культура

физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание, физическое образование, учебный процесс, умение, образовательная направленность, активный отдых, воспитательная направленность...

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для...

образовательный процесс, учебный процесс, физическая культура, высшая школа, повышение эффективности, современное общество, электронная библиотека.

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Библиографическое описание: Ложкина О. П., Ложкина Н. П., Тютюнников В. И. Физическая культура в образовательном процессе курсантов

М. Я. Горшков. А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студентов: Учебное пособие для вузов/ Гардарити — 2007г.

Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая...»

Вопросы оптимизации образовательного процесса по физической культуре позволяет решить технология

1. Баранов В. А. Теоретические основы дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов / А. В. Баранов...

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для...

интерактивная доска, физическая культура, учебный процесс, образовательная деятельность, образовательный процесс, процесс обучения, информационная среда, техническое действие, физическое воспитание...

Задать вопрос