Программа формирования и развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2015)

Дата публикации: 30.09.2015

Статья просмотрена: 1440 раз

Библиографическое описание:

Кудрявцева Н. Н. Программа формирования и развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 96-98. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8820/ (дата обращения: 14.12.2018).

Универсальные учебные действия формировались в условиях реализации основной образовательной программы начального общего образования, являясь основой для ключевых компетентностей. Учебная деятельность младших школьников была той средой, в которой могли быть сформированы универсальные учебные действия. На этапе основного общего образования универсальные учебные действия продолжают развиваться уже не только в учебной деятельности, но и в таких видах деятельности как проектная и исследовательская, а также в различных социальных практиках.

Программа развития универсальных учебных действий на уровне основного общего образования (далее — Программа) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности.

Программа развития универсальных учебных действий основывается на положениях системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и знаниевой парадигмы образования.

Программа развития универсальных учебных действий в основной школе определяет:

-          цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий в основной школе, описание основных подходов, обеспечивающих эффективное их усвоение обучающимися, взаимосвязи содержания урочной и внеурочной деятельности;

-          планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД;

-          ценностные ориентиры развития универсальных учебных действий, место и формы развития универсальных учебных действий, связь УУД с содержанием учебных предметов;

-          основные направления деятельности по развитию УУД на второй ступени ООО;

-          описание технологии включения развивающих задач, как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся;

-          условия развития УУД;

-          преемственность программы развития УУД при переходе от начального к основному общему образованию.

1.1.Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований стандарта

Цель программы: обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала основного общего образования.

Задачи Программы:

-          описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса;

-          разработка системы типовых задач применения универсальных учебных действий;

-          описание основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;

-          описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;

-          описание видов взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей;

-          описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров, психолого-педагогических условий сопровождения формирования УУД;

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида универсального действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития УУД уделяется становлению коммуникативных УУД.

По мере формирования в начальных классах личностных действий ученика (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие УУД (коммуникативных, познавательных и регулятивных) в основной школе претерпевают значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты подростка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении».

1.2. Понятия, функции, состав и характеристика универсальных учебных действий и их связи с содержанием учебных предметов

Термин «универсальные учебные действия» имеет несколько значений. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

-                   обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

-                   создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

-                   обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личности и познавательной сфер подростка.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Т. о., достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

1)      учебные мотивы,

2)      учебную цель,

3)      учебную задачу,

4)      учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Существенное место в преподавании школьных дисциплин занимают так называемые метапредметные учебные действия. Под «метапредметными» действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного (с другими учащимися) лабораторного эксперимента по физике либо химии.

Требования к развитию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов различных УМК по-разному. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

 

Литература:

 

1.         А. Г. Асмолов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.];— М.: Просвещение, 2010.

2.         Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000».... Методическое пособие / Под редакцией Л. Г. Петерсон — М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010. — 160 с..

3.         Гальперин Петр Яковлевич. //Психологический журнал. — 1988. — Т.9, № 6. — С.164–165.

4.         Давыдов В. В., Маркова А. К. Формирование учебной деятельности школьников. — М., 1982.

5.         Л. Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» /Построение непрерывной сферы образования. М., 2007.Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов, М. А. Кубышева, В. А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.

6.         Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. М., 2008.

7.         http://www.pandia.ru/text/77/161/15522.php Примерная основная образовательная программа основного общего образования — вектор индивидуализации обучения в основной школе.

8.    http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства»

Основные термины (генерируются автоматически): действие, основное общее образование, основная школа, программа развития, внеурочная деятельность, развитие, учебная деятельность, психологическая способность личности, основная образовательная программа, познавательная сфера.

Похожие статьи

Формирование метапредметных образовательных результатов...

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа...

Реализация Основной образовательной программы через...

В п.16 ФГОС говорится: основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, рабочая программа, программа, образовательная организация, образовательный процесс...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих...

Одними из основных задач реализации основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) является: «Выявление и развитие способностей обучающихся…, их интересов

 сформированность мотивации к обучению и познавательной деятельности

Методические советы по разработке и оформлению рабочих...

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, рабочая программа, программа, образовательная организация, образовательный процесс...

Организационно-педагогические условия реализации внеурочной...

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, рабочая программа, программа, образовательная организация, образовательный процесс...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Программа внеурочной деятельности «Быть гражданином»...

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, суворовское военное училище, создание условий, образовательный процесс, формирование умения, программа, краеведческая деятельность, образовательная система...

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных...

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных достижений учащихся как один из факторов реализации потребностей личности в профессиональном самоопределении.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование метапредметных образовательных результатов...

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа...

Реализация Основной образовательной программы через...

В п.16 ФГОС говорится: основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, рабочая программа, программа, образовательная организация, образовательный процесс...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих...

Одними из основных задач реализации основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) является: «Выявление и развитие способностей обучающихся…, их интересов

 сформированность мотивации к обучению и познавательной деятельности

Методические советы по разработке и оформлению рабочих...

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, рабочая программа, программа, образовательная организация, образовательный процесс...

Организационно-педагогические условия реализации внеурочной...

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, рабочая программа, программа, образовательная организация, образовательный процесс...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Программа внеурочной деятельности «Быть гражданином»...

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, суворовское военное училище, создание условий, образовательный процесс, формирование умения, программа, краеведческая деятельность, образовательная система...

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных...

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных достижений учащихся как один из факторов реализации потребностей личности в профессиональном самоопределении.

Задать вопрос