Создание условий для реализации воспитательного компонента ФГОС
Автор: Черемушкина Татьяна Борисовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 28.09.2015
Статья просмотрена: 826 раз
Библиографическое описание:
Черемушкина, Т. Б. Создание условий для реализации воспитательного компонента ФГОС / Т. Б. Черемушкина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8817/ (дата обращения: 05.10.2024).
Согласно Закону РФ «Об образовании в РФ» содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Образование должно обеспечивать формирование у обучающегося целостной, адекватной современному уровню знаний картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование себя и этого общества.
С 2010 г. в России идет реализация основных образовательных программ по Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования третьего поколения, в которых содержатся общие требования к основным образовательным программам по направлениям подготовки, определена новая терминология, сформулированы определения.
Подготовка обучающихся в Бирючанском техникуме отвечает актуальным задачам реализации нового поколения ФГОС, который включают в себя воспитательный компонент. Воспитательный компонент ФГОС содержит: примерную программу воспитания, социализации и духовно-нравственного развития; характеристику воспитательных ценностей, целей и задач воспитания, его примерное содержание, механизмы, формы и методы, модель выпускника среднего профессионального образования.
Воспитательный процесс осуществляется с учетом специфики нашего образовательного учреждения. Главная цель педагогического коллектива техникума — способствовать разностороннему формированию и развитию личности обучающихся: его умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию, способствовать возможности раскрыть индивидуальности студента, способствовать выработке осознанной гражданско-правовой позиции, воспитывать осознанную мотивацию к выбору профессии.
В нашем техникуме воспитательная работа имеет целью формирование следующих общих компетенций:
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
5. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Воспитательная работа осуществляется в нескольких направлениях: гражданско-правовое, физическое, духовно-нравственное и эстетическое воспитание.
В плане личностного и профессионального роста студента важно создать ему условия для творческой работы: поддерживать и поощрять любые начинания, любые проявления творческой инициативы. Лучшей формой для достижения этой цели являются конкурсы, которые традиционно проводятся в нашем образовательном учреждении. Это — конкурсы профессионального мастерства по профессиям и специальностям; научно-практические конференции. Важно то, что цели проведения таких мероприятий не ограничиваются популяризацией специальностей и профессий, обменом опыта, а имеет более широкий масштаб. Конкурсы — это индикатор уровня профессиональной деятельности обучающихся, педагогов и мастеров производственного обучения и эффективный способ совершенствования профессионального мастерства и творчества, включения механизмов саморазвития в системе образования.
Включаясь в исследовательскую деятельность, обучающийся приобретает умение работать с научной литературой, собирать, обрабатывать и анализировать статистические и другие материалы, учится критически оценивать изучаемые явления, связывает теорию с практикой. Такая деятельность основывается на личных интересах, добровольности, инициативе и самостоятельности самих обучающихся, что обеспечивает удовлетворение широкого спектра их разнообразных индивидуальных потребностей и интересов, опирающаяся на все доступные средства, формы и методы приобретения знаний, достаточных для получения успехов в жизни, позволяющих углубить, дополнить и продолжить знания, полученные в учебном процессе, а также развить профессионально-личностные качества будущего специалиста.
В ходе подготовки и проведения научно — практических конференций решаются многие воспитательные задачи, происходит формирование у обучающихся современного технического, экономического мышления и правового сознания.
Из опыта работы нашего учебного заведения, отмечаем, что научно — практические конференции целесообразно проводить в несколько этапов. Первый этап проводится в рамках Недель специальностей в различных формах: форумы, круглые столы, заседание клубов, устные журналы. Так в 2014–2015 учебном году среди обучающихся по специальности «Ветеринария» проводились: научно-теоретическая конференция на тему «Моя учебно-профессиональная деятельность — вклад в будущее России» и «Лейкоз КРС».
Второй этап предполагает участие обучающихся в областных, региональных конференциях и открытых конкурсах, проводимых совместно с якорным работодателем. Для обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)» стало традицией участие во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства по профессии.
В ходе проведения таких мероприятий у обучающихся активизируется созидательная деятельность, прививаются навыки аналитического осмысливания жизненных ситуаций, на основе которых они делают самостоятельные правильные выводы, появляется заметный интерес к выбранной специальности или профессии, и как следствие этого, повышается успеваемость. Вдумчивая работа обучающихся развивает способность к творческому мышлению и осуществлению поиска, осознанию границ личных возможностей, способность планировать и организовывать свою деятельность при формировании своей профессиональной карьеры.
Необходимыми условиями социально-экономических преобразований в российском обществе, соответствующих общим тенденциям мирового развития, является социальная активность граждан, их высокая правовая культура, новая система ценностей, призванная стать основой современного гражданского общества.
Формирование гражданско-правовой культуры в техникуме осуществляется посредством деятельности клуба молодых избирателей «Голос», руководителем которого является преподаватель техникума, а членами обучающиеся старших курсов. Целью гражданско-правового образования является формирование у обучающихся их правосознания и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения. Работа клуба ведется по следующим направлениям: правовое просвещение молодых и будущих избирателей, с внедрением инновационных форм работы с обучающимися; взаимодействие со средствами массовой информации района. Среди обучающихся популярностью пользуется различные конкурсы, деловые игры, правовые дискотеки, олимпиады по конституционному праву и избирательному процессу, проводимые внутри техникума и избирательной комиссией муниципального образования.
В рамках работы клуба происходит передача информации, обмен, отрытое искреннее общение, обсуждение многих вопросов, стоящих перед молодежью. Члены клуба вовлекают молодежь, не имеющую активного избирательного права в демократический процесс преобразования жизни, осознания своей причастности к этим изменениям. Электромонтеры, автомеханики, слесари контрольно-измерительных приборов и автоматики, ветеринары получают новую информацию; смотрят на проблему с точки зрения других позиций; у них формируется политическая культура, гражданская зрелость, повышается интерес к решению актуальных проблем российского общества и города.
Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью почти всех воспитательных систем. Современное общество требует физически крепкого молодого поколения. Это одна из целей воспитательной деятельности нашего техникума. Практически все обучающиеся техникума охвачены различными формами физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они имеют возможность заниматься физической культурой и посещать спортивные секции: по волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису. Для этого в техникуме оборудованы спортивный зал, открытые спортивные площадки и современный тренажерный зал. Доброй традицией стало проведение в техникуме спортивных праздников, Дней Здоровья. Обучающиеся техникума принимают участие в областной спартакиаде студентов СПО Белгородской области, областной спартакиаде студенческих трудовых отрядов, Всероссийском полумарафоне, посвященном Дню г. Бирюча и др..
Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности является художественно-эстетическое воспитание, способствующее развитию потребности в прекрасном, реализующего индивидуальные задатки и способности личности. Вокально-театральная студия «Ритм», студия эстрадного танца «Стиль» созданные в техникуме, является центром притяжения талантливой молодежи, раскрытия творческих способностей и самореализации личности.
Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Воспитание — процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу. Главный результат воспитательного процесса каждого образовательного учреждения — формирование гармонично развитой, общественно активной личности. Сегодня каждое образовательное учреждение ищет свой путь в решении поставленных временем задач. Условия и возможности нашего образовательного учреждения, создают систему взаимодействия педагогического коллектива с обучающимися, которая дает положительные результаты и способствует реализации воспитательного компонента ФГОС.
Литература:
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения// Педагогика. 2009. № 4.
2. Бочаров В. Г. Современные образовательные технологии. М.: 2008.
3. Степанчук Т. А. Формирование гражданской ответственности учащихся старших классов и профессиональных лицеев// Среднее профессиональное образование. 2010. № 10.