Авторы: Салманова Джамила Абдулкафаровна, Сайдиева Хамис Лукмановна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2015)

Дата публикации: 10.09.2015

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Салманова Д. А., Сайдиева Х. Л. Формирование творческой активности бакалавра педагогического образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 149-151.

В статье освещаются взгляды и исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов на проблему формирование творческой активности бакалавров педагогического образования. Раскрываются сущность понятия активность, творческая активность, обосновывается механизм формирования творческой активности студентов, в качестве которого выступает проблемное обучение.

Ключевые слова: творческая активность, бакалавр педагогического образования, профессиональное образование, проблемное обучение.

 

На современном этапе развития общества четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умеющих системно мыслить, ставить и нестандартно решать различные задачи. В стремительно меняющихся условиях общественного и технического развития особенно важными качествами человека становятся мобильность, новаторство, нестандартность принятия решений, в комплексе характеризующих творческую активность личности. Проблема формирования творческой активности личности приобретает крайне высокий статус и социальную необходимость. В связи с этим появляется необходимость обновить содержание образования с позиции формирования творчески активных, инициативных и креативных специалистов.

Понятие «активность» представляет собой способность человека реагировать на внешние проявления среды посредством деятельности, что характеризует ее как системообразующее свойство индивида. При этом, в широком понимании активность, представляет собой комплекс: способностей изменять, свойств реагировать, функциональное проявление личности в отношениях выстраиваемых человеком. Активность следует рассматривать как целостность, связывающая воедино процессы, протекающие, во внутреннем плане и поведения, где в качестве отношения к деятельности выступают процессы, формируемые через потребности ® мотивы ® цель ® действования.

Переход потребности во внешнее реализуемое поведение (действование) проходит ряд ступеней «опредмечивания», поскольку представляет собой мотивацию, трансформациями которой выступают: мотивы, интересы, убеждения, стремления, желания, ценностные ориентации так называемая основа и движущая сила человеческого поведения, а также побуждение и цель, которые следует рассматривать в качестве ядра личности. Отсюда можно проследить важный для нашего диссертационного исследования механизм формирования внутреннего отношения личности к деятельности.

В плане поведения сама деятельность будет выступать, как внешнее проявление отношения к ней, а целостность этих процессов следует рассматривать как единство, существование которых друг без друга не имеет смысла. При этом активность на наш взгляд, состоит из единства внутреннего отношения и внешнего проявления этого отношения.

В различных литературных источниках активность трактуется как единство внутреннего отношения к деятельности и внешних проявлений этих отношений. С этих позиций наличие двух составляющих (внутреннего отношения и внешнего проявления) недостаточно для определения сущности активности, поскольку по нашему мнению главной отличительной особенностью активности выступает результат, в виде изменений, которые должны произойти вследствие внешних проявлений внутреннего отношения к деятельности. Кроме того, эти изменения должны произойти обязательно либо в самой личности, либо в окружающей ее действительности. Обобщая все выше изложенное, мы пришли к выводу, что активность должна включать в себя как минимум три составляющие: внутреннее отношение, внешнее проявление этого отношения и результат в виде изменений, как в самом субъекте, так и в окружающей действительности.

С учетом сказанного активность, на наш взгляд выступает как единство внутреннего отношения к деятельности, внешнего его проявления ведущая к реальному или идеальному изменению, как себя, так и окружающей действительности, включая результат преобразований [2].

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что проблемы формирования творческой активности личности исследованы в работах Л. А. Аристова, М. К. Билалова, О. В. Борисовой, П. Я. Гальперина, и других, где она рассматривается как процесс профессионального становления, и где выявлены педагогические и психологические аспекты проблемы [1; 2; 3; 5]

Проблемы исследования активных методов и средств развития творческого мышления в образовательном процессе исследованы в работах Г. М. Гаджиева, Л. Н. Давыдовой, Л. В. Занкова, Е. Н. Ильина, М. Ю. Кулагиной, Д. Б. Эльконина и др. Творчество следует рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле [4; 6; 7].

Психолого-педагогические основы готовности к развитию творческого мышления посвящены исследованиям Л. И. Божовича, Е. М. Бохорского, А. Н. Леонтьева, Е. К. Лютовой, Р. С. Немова, Д. Т. Полуянова, Т. Б. Тагиевой и других [8].

Сравнительно-сопоставительный анализ приведенных исследований показывает, что в системе взаимодействия «мышление-школьник-общество» подготовка бакалавра педагогического образования, осуществляется при обеспечении определенных условий. Среди которых: доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью; сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования; доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний; формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей; стремление к максимально глубокому исследованию проблемы; индивидуализация предполагающая проявление и развитие специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса; проблематизация, предполагающая ориентацию на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Кроме перечисленных условий необходимо учитывать свод требований в процессе организации педагогического процесса: познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения); задачи, задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон; система познавательных и творческих задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Немаловажен факт создание творческой среды, преподавателем на занятии. Признаками творческой среды являются: догматизм предполагающий присутствие традиций, авторитета преподавателя, дисциплины, порядка; безмятежность, характеризующаяся душевным покоем, беззаботностью, чувствительность, приветливостью и добротой; идейность предполагающая энтузиазм, активность освоения и преобразования окружающего мира.

Поскольку для развития творческой активности студента необходимо учитывать индивидуальные особенности личности во всех его формах и методах, то предполагаем, что это возможно при условии использования технологии проблемного обучения.

Сущность проблемного обучения состоит в том, что знания и умения не преподносятся в готовом виде, а предлагается поисковый механизм (путем, размышления, рассуждения и выдвижения гипотезы) самостоятельного добывания знаний, умений. Таким образом, у студентов развивается интерес к предмету, формируется самостоятельность и творческая активность на занятии.

Кроме того, применение проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у студентов определенную познавательную потребность, обеспечивает направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы. Создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение бакалавров педагогического образования в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет их к развитию творческой активности.

 

Литература:

 

1.                  Аристова Л. И. Активность учения школьника. — M., 1968. — 139 с.

2.                  Билалов М. К. Педагогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства Дис.... кандидата пед. наук. Махачкала 2009.

3.                  Борисова О. В. Воспитание социально активной позиции учащейся молодежи в условиях системы высшего образования // Мировой опыт организации и реализации детей и учащихся: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 3 4 апреля 2000г. М., 2001.

4.                  Гаджиев Г. М., Биланов М. К., Салманов Д. А. Тренинг как средство формирования творческой активности будущего учителя // Среднее профессиональное образование. 2008. № 3.

5.                  Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М„ 1985.-42 с.

6.                  Давыдова Л. Н. Формирование у будущих учителей умений педагогического диагностирования// Автореферат дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 1995. — 23 с.

7.                  Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — М.: Дом педагогики, 1999.

8.                  Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.

Основные термины (генерируются автоматически): творческой активности, педагогического образования, формирования творческой активности, внутреннего отношения, бакалавра педагогического образования, внутреннего отношения к деятельности, творческой активности личности, Формирование творческой активности, творческой активности студентов, бакалавров педагогического образования, подготовка бакалавра педагогического, единство внутреннего отношения, внутреннего отношения и внешнего, отношения и внешнего проявления, активности бакалавра педагогического, активности бакалавров педагогического, активности студентов педагогического, творческая активность, проблемных ситуаций, внутреннего отношения личности.

Ключевые слова

профессиональное образование, творческая активность, бакалавр педагогического образования, проблемное обучение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос