Библиографическое описание:

Чечева Н. А. Научно-практические основания мониторинга качества повышения квалификации педагогов [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 122-124.

Современный этап модернизации отечественного образования характеризуется фундаментальным качественным изменением в системном подходе к развитию образования. Это особый период в развитии образования, когда к нему предъявлены невиданные ранее высокие требования, рассчитанные на становление и проявление качественно нового потенциала общекультурных, интеллектуальных, духовных, профессиональных возможностей личности.

Это обусловливает изменение требований к образовательному процессу, появление его новых качественных характеристик, а значит и адекватные изменения в требованиях к организатору образовательного процесса – педагогу. Это проявляется в постановке принципиально новых социально-педагогических задач, усилении методолого-технологического образования педагога, росте наукоемкости педагогического труда, в котором начинает преобладать развивающее, стимулирующее, проективное, рефлексивное начала.

Новая ситуация в образовании во многом определила необходимость формирования педагога как субъекта, который должен уметь приводить собственную профессиональную деятельность в соответствие с требованиями времени, непрерывно повышая свой профессиональный уровень; быть готовым самостоятельно вносить изменения, быстро и эффективно реагируя на внешние перемены и новые вызовы. Индивидуальное профессионально-педагогическое совершенствование становится составной частью совершенствования системы образования. Возникает необходимость в том, чтобы педагог осваивал новые профессиональные роли и в своем развитии двигался от использования предписанного к конструированию нового, к самостоятельному принятию решений; от исполнителя к «рефлексопрактику»-профессионалу (Д. Шон), т.е. проходил путь от «рецептурного» (С.Л. Рубинштейн) до концептуального поведения. Помочь учителю стать адекватным времени, помочь самопреобразованию в ориентации на способность решать принципиально новые задачи, на достижение нового личностного образа и профессионального уровня призвана система повышения квалификации, структурные подразделения которой должны стать высококвалифицированными тьюторами, обеспечивающими комплексное сопровождение решения современных проблем образования.

В этих условиях актуальной становится идея качества повышения квалификации, отражающего степень соответствия рассматриваемого феномена задаваемым инновационным развитием общества нормам и требованиям. Высокий уровень качества, позволяющий ответить на вызовы времени и обеспечить конкурентоспособность педагогов и страны в целом, является одним из слагаемых эффективной модели повышения квалификации. Обеспечение должного качества повышения квалификации педагогических работников невозможно без объективной, своевременной информации о состоянии и развитии этого процесса. Такую возможность предоставляет педагогический мониторинг, теории и практике которого посвящено немало работ, и который становится все более востребованным в условиях оптимизации, реструктуризации, диверсификации, персонификации системы повышения квалификации.

С точки зрения методологии мониторинг представляет собой универсальный тип мыследеятельности, индифферентный к предметному содержанию и научной специальности. Это научно-практический феномен, который нашел применение во многих сферах в целях исследования любых объектов любой деятельности. В настоящее время достаточно определены общенаучные характеристики мониторинга (универсальный тип мыследеятельности, способ исследования реальности, способ управления деятельностью на основе наличия необходимой информации). Общетеоретические характеристики мониторинга включают такие процедуры, как: постоянное отслеживание процесса; выявление соответствия его реального состояния желаемому (предполагаемому); принятие управленческих решений на основе результатов предшествующего действия: а) оперативное регулирование, б) проектирование развития. Раскрытие общенаучной сущности мониторинга находит свое воплощение в различных сферах наук, где может фокусироваться внимание на отдельных характеристиках и могут выявляться дополнительные и важные для конкретной науки характеристики мониторинга. Это заслуживает внимания для получения более полного и ясного представления о педагогической сущности мониторинга. Мониторинг необходим, когда в построении какого-либо процесса важно постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления, с тем чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления. Именно на основе мониторинга формируется информационный ресурс управления.

В контексте нашего исследования мониторинг предстает как процесс непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием и развитием профессиональной компетентности педагога. Компетентность отражает «меру соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем» [1, 237]. В.В. Сериков подчеркивает, что «специфика компетентности как определенного типа профессиональной готовности состоит в том, что она приобретается в ситуациях реального решения профессиональных проблем» [2, 34].

Профессиональная компетентность педагога как целостное явление выступает в единстве её компонентов и связей между ними. Предметом мониторинга служат отношения между результатами диагностики состояний отдельных компонентов профессиональной компетентности педагога. Сочетание диагностируемых результатов состояний отдельных компонентов профессиональной компетентности даёт представление о состоянии профессиональной компетентности в целом, её уровне в данный момент. Совокупность «срезов» состояний профессиональной компетентности во времени даёт информацию о её развитии.

Основная идея проведения мониторинга профессиональной компетентности заключается в том, чтобы обеспечить управление развитием профессиональной компетентности, сделать этот процесс целенаправленным, обоснованным и организованным, а также способствовать реализации модели гибкой траектории индивидуального профессионального самосовершенствования педагогов.

Главные задачи мониторинга профессиональной компетентности как целостности:

  1. получение достоверной информации о процессе и текущих состояниях профессиональной компетентности;

  2. выработка коррекционной программы, способствующей оптимальному развитию профессиональной компетентности на основе прогноза возможных изменений;

  3. последующее отслеживание реальных изменений в развитии профессиональной компетентности на основе коррекционной программы.

Содержание этих задач одновременно представляет собой цикл мониторинга профессиональной компетентности. Циклы мониторинга могут повторяться сколь угодное количество раз, отслеживая непрерывное развитие профессиональной компетентности в процессе повышения квалификации педагога.

В структуре мониторинга выделяются следующие базовые компоненты:

  • сбор фактического материала, результатом которого является максимально точная, объективная и своевременная информация о состоянии профессиональной компетентности педагога;

  • оценивание, результатом которого является постановка диагноза, содержащего как оценку актуального состояния профессиональной компетентности педагога, так и оценку возможностей, ресурсов ее развития;

  • прогнозирование: поисковый прогноз (предсказание вариантов состояний профессиональной компетентности педагога) и нормативный прогноз (способы педагогического воздействия на все компоненты профессиональной компетентности педагога и на все факторы ее становления в процессе повышения квалификации с целью приведения объекта мониторинга в оптимальной состояние на основе заранее заданных норм).

Смысл мониторинга: актуализировать потребность педагогов в профессионально-личностном самосовершенствовании, формировании новых профессиональных потребностей, простимулировать их применять результаты повышения квалификации на практике. Системно выстроенная мониторинговая процедура реализуется как в курсовой, так и в посткурсовой период, позволяя отследить отсроченные результаты повышения квалификации, тем самым задается продолженность мониторинга во времени, обеспечивая переход от стихийных механизмов развития профессиональной компетентности к сознательно управляемому и самоуправляемому процессу.


Литература:
  1. Рапацевич Е.С. Золотая книга педагога / Под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010.

  2. Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. – 2010. - №5. – С.29-37.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной компетентности, профессиональной компетентности педагога, повышения квалификации, мониторинга профессиональной компетентности, состояний профессиональной компетентности, развитием профессиональной компетентности, состоянии профессиональной компетентности, компонентов профессиональной компетентности, качества повышения квалификации, повышения квалификации педагогов, профессиональной компетентности даёт, характеристики мониторинга, развитии профессиональной компетентности, состояния профессиональной компетентности, компоненты профессиональной компетентности, состояниях профессиональной компетентности, развития профессиональной компетентности, развитию профессиональной компетентности, развитие профессиональной компетентности, процессе повышения квалификации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос