Определение уровня компетентности потенциальных абитуриентов в сфере гражданского воспитания
Авторы: Белуженко Ольга Васильевна, Курень Сергей Григорьевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июнь 2011)
Статья просмотрена: 568 раз
Библиографическое описание:
Белуженко, О. В. Определение уровня компетентности потенциальных абитуриентов в сфере гражданского воспитания / О. В. Белуженко, С. Г. Курень. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 64-68. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/817/ (дата обращения: 17.12.2024).
В ряду фундаментальных педагогических проблем, требующих своего изучения и решения, на одно из первых мест в последние годы выдвигается проблема повышения уровня гражданской воспитанности подрастающего поколения. Её актуальность обусловлена, прежде всего, необходимостью научно обоснованного решения практических задач воспитания в связи с глобальными социально-экономическими, политическими и культурными изменениями в нашей стране, возросшими требованиями к личности, недостаточной разработанностью проблемы в теории и практике педагогики, широким распространением в подростковой среде асоциальных явлений (наркомании, преступности, безграмотности, бродяжничества, проституции и т.д.).
В институте развития личности РАО разработана и реализуется концепция воспитания и развития личности, которая предполагает решить следующие задачи:
повышение социальной компетентности подростков;
формирование гражданской позиции;
формирование ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству;
развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [1] подчёркнуто, что происходящие в наши дни существенные изменения характера образования (его направленности, целей, содержания) всё более явно ориентируют его на «свободное развитие человека» на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста. Как полагает Зимняя И.А. [2], эти накапливающиеся изменения означают процесс смены образовательной парадигмы.
Происходящие в мире и в Российской Федерации изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивную адаптацию в этом мире, вызывают необходимость фиксирования более полного, личностно- и социально-интегрированного результата образования. Понятие «компетенция» как раз и представляет собой общее определение интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата современного образования в совокупности мотивационно-ценностных и когнитивных составляющих.
В марте 1996 г. на симпозиуме в Берне по программе Совета Европы [3] был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций, которые должны быть приобретены обучающимися как для успешной работы, так и для дальнейшего образования уже в рамках высшей школы.
Современная геополитическая обстановка в Ростовской области (приток мигрантов из южных и среднеазиатских территорий; увеличение числа обучающихся в вузах, приехавших из дальнего зарубежья; участившиеся случаи расизма и ксенофобии среди молодёжи; проявление интолерантности многими категориями граждан вне зависимости от возраста и т.п.) имеет достаточно много общих черт с общеевропейскими тенденциями, подчёркивая тем самым актуальность компетентностного подхода и в российском образовании. В этом контексте в Российской Федерации в 2001 г. в тексте «Стратегии модернизации содержания общего образования» [4] были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловым понятием которого является «компетентность». При этом в отличие от «Знаний. Умений. Навыков» понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операциональную – технологические составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» [4, с. 14].
Внедрение компетентностного подхода в российском образовании и высшей школе связано не только с разработкой понятийного аппарата, иерархии, структурных компонентов, технологии конструирования компетенций, но и с разработкой процедур измерения. Оценку уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся и студентов по способу оценивания условно подразделяют на внешнюю и внутреннюю [5]. Внутренняя оценка нужна для подведения промежуточных итогов формирования ключевых компетентностей. Внешняя же оценка является важным инструментом управленческого воздействия на процесс формирования ключевых компетентностей.
В частности, в сфере диагностики воспитанности личности учащихся начинает распространяться компетентностно-диагностический подход [6].
Этот же подход в сфере гражданского воспитания характерен как для учёных- педагогов (Руденко Г.Л., г. Ростов-на-Дону, [7]), так и для учёных-психологов (Дашидондокова Л.Б., г. Улан-Удэ, [8]). Первый из названных авторов [7] осуществляет диагностику гражданской зрелости учащихся 8-х – 11-х классов средней школы, используя систему методик, разработанных Андреевым В.И., [9]. Второй автор [8] исследует психологические механизмы формирования гражданственности личности старшеклассника, используя целый комплекс диагностических методов (батарея из 12 методик).
Целью настоящего исследования явился поиск надёжного и мало затратного экспресс-метода диагностики компетенций учащихся старших классов в сфере гражданского воспитания, который мог бы оказаться полезным при стратегическом планировании развития образования на муниципальном или региональном уровне.
Нами был использован метод экспертного оценивания уровня компетенций у учащихся старших классов в сфере гражданского воспитания заместителями директоров по воспитательной работе муниципальных образовательных учреждений, в которых эти дети учатся.
В исследовании приняли участие заместители по воспитательной работе директоров школ Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону (20 чел.).
Мы рассматривали компетенцию старшеклассников в сфере гражданского воспитания как некий континуум, целостное интегративное качество личности, состоящее из целого ряда компонентов и имеющее полиаспектный характер. В соответствии с этим, педагогам была предъявлена анкета, разработанная Сикевич З.В. [10, с. 300], которая включала 16 компетентностных компонентов, с предложением оценить выраженность каждого компонента у учащихся школы, в которой работает респондент, по семибалльной шкале (от 1 до 7).
Затем результаты заполнения анкет были перекодированы в шкалу измерения ;3, ;2, ;1, 0, +1, +2, +3 и обработаны в виде общей базы данных, при этом последовательно определялись: а) частота по каждой цифровой категории каждого компонента компетенции; б) сумма баллов по каждой цифровой категории каждого компонента компетенции; в) общая сумма баллов по каждому компоненту компетенции; г) среднее значение по каждому компоненту компетенции.
Результаты данной обработки представлены на диаграмме 1.
Обращает на себя внимание тот факт, что практически все средние значения компонентов, входящих в состав исследуемой компетенции, находятся в области «средних значений» (от ;1,5 до +1,5 баллов). Исключение составляет компетентностный компонент «Готовность отстаивать свои убеждения», находящийся в области «высоких значений» (1,85 балла). Тем не менее, необходимо отметить, что такие компоненты, как «Основы правовой культуры», «Основы политической культуры», «Философско-мировоззренческая подготовка», «Знание истории мировой цивилизации» были наименее высоко оценены респондентами ; ;0,10; ;0,25; ;0,35; +0,10 баллов соответственно.
Диаграмма 1
Профиль уровня компетентостных компонентов учащихся старших классов школ Ворошиловского
района г. Ростова-на-Дону в сфере гражданского воспитания
Мы полагаем, эти результаты заставляют уделить особое внимание одноимённым направлениям деятельности при планировании воспитательной работы со старшеклассниками.
На следующем этапе исследования полученные нами данные по всем 16 компонентам рассматриваемой компетенции были подвергнуты факторному анализу при помощи компьютерной программы SPSS. Эта процедура позволила выделить два фактора (см. таблицу).
Таблица
Преобразованная матрица факторных нагрузок
№№ п/п |
Наименование компонента |
Фактор |
|
1 |
2 |
||
1 |
Готовность защищать своё Отечество |
0,879 |
0,223 |
2 |
Интернационализм |
0,854 |
0,181 |
3 |
Патриотизм |
0,834 |
0,323 |
4 |
Чувство гражданского долга |
0,830 |
0,330 |
5 |
Социальная активность |
0,765 |
0,390 |
6 |
Чувство социальной ответственности |
0,762 |
0,437 |
7 |
Готовность отстаивать свои убеждения |
0,606 |
0,342 |
8 |
Толерантность |
0,576 |
0,460 |
9 |
Основы правовой культуры |
0,148 |
0,879 |
10 |
Основы политической культуры |
0,242 |
0,850 |
11 |
Знание истории мировой цивилизации |
0,386 |
0,836 |
12 |
Философско-мировоззренческая подготовка |
0,366 |
0,791 |
13 |
Знание истории своего края |
0,369 |
0,749 |
14 |
Культура гражданского поведения |
0,602 |
0,726 |
15 |
Знание истории Отечества |
0,584 |
0,701 |
16 |
Навыки организаторской деятельности |
0,542 |
0,562 |
Следует особо подчеркнуть, что ни один из исходных 16 компонентов после распределения по факторам не несёт явно низких положительных (или даже отрицательных) значений нагрузки. Это обстоятельство позволяет нам заключить, что изначально, при составлении анкеты [10, с. 300], все компоненты исследуемой компетенции были подобраны адекватно.
Распределение факторов после вращения выглядит следующим образом (см. диаграмму 2):
Диаграмма 2
В первый фактор вошли компоненты компетенции, характеризующие поведенческие особенности индивида (готовность защищать своё Отечество, чувство гражданского долга, чувство социальной ответственности, социальная активность), его ценностные ориентации (интернационализм, патриотизм, толерантность) и, отчасти, его мотивационный настрой (готовность отстаивать свои убеждения). Данный фактор, отталкиваясь от максимальной факторной нагрузки его первой переменной (0,879), может быть назван «Защита Отечества». Именно готовность защищать своё Отечество является тем показателем, который способен оказать объединяющее влияние на все компоненты этого фактора.
В свою очередь, во второй фактор вошли компоненты компетенции, описывающие когнитивные возможности индивида (основы правовой культуры, основы политической культуры, знание истории Отечества, философско-мировоззренческая подготовка, знание истории мировой цивилизации, знание истории своего края), а также его социальные навыки (культура гражданского поведения, навыки организаторской деятельности). Здесь наиболее высокую факторную нагрузку несут два первых компонента ; основы правовой культуры (0,879) и основы политической культуры (0,850). Это позволяет нам присвоить данному фактору объединяющее название «Правовая и политическая культура».
Выводы:
Проведёно исследование уровня компетенций в сфере гражданского воспитания учащихся старших классов школ Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону с использованием метода экспертного оценивания.
Выстроен профиль уровня компетентностных компонентов старшеклассников в сфере гражданского воспитания.
При помощи факторного анализа установлена структура компетенции учащихся старших классов в сфере гражданского воспитания.
16-компонентное экспертное оценивание взрослыми участниками образовательного процесса компетенции учащихся старших классов (потенциальных абитуриентов) в сфере гражданского воспитания является надёжным и удобным средством экспресс-диагностики как отдельных образовательных учреждений (с привлечением в качестве экспертов всех учителей-предметников, работающих в данном образовательном учреждении со старшеклассниками), так и отдельных муниципальных образований (с привлечением в качестве экспертов заместителей директоров школ или иных образовательных учреждений по воспитательной работе).
Анализ результатов подобной диагностики позволяет осуществлять планирование и корректировку воспитательной работы как в отдельно взятом образовательном учреждении, так и в масштабах муниципального образования.
Литература:
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5.
Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) // Secondary Education for Europe, Strasburg, 1997.
Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001.
Фишман И.С. Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся // Методист. – 2007. – №№ 2 – 4.
Диагностика уровня воспитанности личности школьника. Компетентностно-диагностический подход: Пособие для социальных педагогов, педагогов-психологов и воспитателей. Под ред. Н.Н. Соколовой. – СПб, 2003.
Руденко Г.Л. Диагностика гражданской зрелости школьников. В сб.: Школа воспитания гражданской зрелости: Из опыта работы педагогов МОУ СОШ № 90. – Ростов-на-Дону: изд-во «Булат», 2007. – 188 с.
Дашидондокова Л.Б. Психологические механизмы формирования гражданственности личности старшеклассника. – Автореферат дисс. … канд. психол. наук. – Иркутск, 2008. – 22 с.
Андреев В.И. Пакет диагностических методик на оценку резервных возможностей качества образования, здоровьесберегающего обучения и воспитания. – Казань, 2000.
Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – Спб.: Питер, 2005. – 320 с.: ил.