Библиографическое описание:

Кузнецова Г. Н. Создание предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 58-60.

В современной образовательной практике активно развиваются и реализуются альтернативные формы дошкольного образования на основе кратковременного (неполного пребывания) детей в дошкольном образовательном учреждении. В последние годы всё более широкое распространение получают новые модели образования детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях семьи.[1] Реализация основного замысла нашего исследования нам видится через разработку и внедрение комплекса педагогических условий, способствующих эффективной организации образовательного процесса детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Одним из главных условий, обеспечивающих качество исследуемого процесса, мы определили создание предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Логика изложения материала предполагает уточнения понятия «среда», «предметно-развивающая среда ДОУ»

Современный философский взгляд на среду базируется на понимании ее как системы, включающей разнообразные взаимосвязи предметного и личностного характера. Под средой понимается все то, среди чего находится субъект развития в окружающем его мире. Среда с функциональной точки зрения определяется как то, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и "осредняет" личность. При этом осреднять - значит типизировать. Посредствовать - значит побуждать, помогать, позволять, порождать что-либо. Опосредовать означает преломлять, влиять, в смысле облагораживать, обогащать, оздоравливать и пр. Среда опосредует ребенка спектром возможностей первого и второго порядка. Среда первого порядка предоставляет событийные возможности, позволяющие созерцать, соревноваться, сообщаться с кем-либо и т.д. Среда второго порядка создает условия, позволяющие что-либо иметь и уметь (спортивный разряд, развитое чувство художественной формы, сознание морального превосходства и пр.). И те, и другие возможности среды позволяют ребенку "быть!" (т.е. состояться как личности). Среда в значении средства способна облагораживать, оздоравливать, объединять и пр.

Учитывать возможности среды - значит принимать во внимание: свойства среды (как и в чем посредствует она субъекту развития, что и как опосредует в развивающейся личности, как влияет в психо-физиологическом, социальном, моральном планах их развития); качества среды, от которых зависит ее способность влиять на процесс развития детей; потенциальные возможности среды.[2]

Исследуя среду, ученые по-разному определяли ее воспитательный потенциал: среда, наполненная нравственно-эстетическими ценностями дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие (В.С.Библер), формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни (Н.В.Гусева, Л.П.Буева); представляет целостную социокультурную систему, способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения (Ю.Г.Волков, В.С. Поликарпов); выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В.Мудрик); окружает, принизывает, завлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности (В.А.Нечаев).

Таким образом, анализируя разные подходы авторов к проблеме предметно-развивающей среды, можно констатировать, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования субъекта.

Теоретической основой построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении является Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского [3]. В данной разработке получили дальнейшее развитие основные идеи общей Концепции дошкольного воспитания применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды. Авторы концепции построения развивающей среды считают, что непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Стратегия и тактика построения такой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, отношений взрослого и ребенка.

Цель взрослого - содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

- обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;

- формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности. Личностно-ориентированный способ взаимодействия это представление ребенку свободы, независимости, большого «поля» для самостоятельных действий, общения на равных. В этом аспекте особое место занимает развивающая среда (мир природы и людей, предметно- пространственное окружение).

Таким образом, по мнению авторов Концепции, предметно-развивающая среда это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

Опираясь на работы А.Н. Леонтьева, А.Р Лурия А В. Запорожца, М.И. Лисиной, Э.Б. Эльконина и др. в исследовании С.Л. Новоселовой определены психологические требования к построению развивающей среды:

- среда должна быть современна и отвечать основным положениям развивающейся детской деятельности;

- необходимо обеспечить достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности;

- базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро - и микропространством деятельности детей и взрослых;

- содержание среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления творческих способностей на основе амплификации (обогащения) предметной основы развития конкретных видов деятельности;

- среда должна учитывать возрастные особенности детей детского сада.

Наиболее важным для нашего исследования, является изучение условий, при которых она наиболее полно обеспечивает развитие ребенка раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания в ДОУ. К таким условиям относятся:

- отношения между участниками совместной жизнедеятельности, т.е эмоционально-поддерживающий компонент среды;

- внешняя обстановка (цветовое решение интерьера, удобство мебели и пр.), т.е. эмоционально-настраивающий компонент;

- режимные моменты, организующие пребывание детей в группе кратковременного пребывания, т.е. стабилизирующий компонент;

- проведение психогимнастических упражнений, т.е. эмоционально-тренирующий компонент.

Вопросы создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста наиболее подробно рассмотрены в исследованиях Л.А.Максимовой [4] Под эмоционально развивающей средой автор понимает совокупность общих и специфических педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку, создающих соответствующий эмоциональный настрой, активизирующих развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста-основы полноценного развития и самоактуализации личности. Для нас представляют интерес исследования Е.В. Коротаевой [5] в которых уточняется, в чём заключается различие «предметно-развивающей среды и «эмоционально-развивающей среды» В понятии «предметно-развивающая среда» речь идёт о средствах достижения цели: развитие ребёнка происходит через окружающие предметы, в предметной деятельности. В то время как в понятии «эмоционально-развивающая среда» приоритетна основная цель-развитие эмоциональной сферы ребёнка, которая в раннем дошкольном детстве является доминантной. Л.С. Выготский подчёркивал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса» [6,312]

Таким образом, мы принимаем сформулированное Коротаевой Е.В. понятие «эмоционально-развивающая среда» как специально-создаваемую систему педагогических условий организации жизнедеятельности для обеспечения развития ребёнка раннего возраста через развитие эмоциональной сферы [5]. Обобщая результаты экспериментального исследования, мы пришли к выводу, что создание «эмоционально-развивающей среды» выступает одним из главных педагогических условий, которые позволяют повысить эффективность процесса воспитания и развития детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении.


Литература:
  1. Данилина, Т.А. Программно-методическое обеспечение групп кратковременного пребывания в ДОУ: практическое пособие / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенадзе. – М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.

  2. Майнулов, Ю.С. Средовый подход в воспитании: к определению понятия / Ю.С. Манулов // Воспитательная системы массовой школы: проблемы гуманизации. М., 1992. С. 98-110.

  3. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении – М., 2003. – 211 с

  4. Коротаева, Е.В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа: монография / Е.В. Коротаева. – Екатеринбург, УрГПУ, 2007. – 276 с.

  5. Максимова, Л.А. Педагогические условия создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста: автореф. дис. …канд. пед. наук / Л.А. Максимова. – Екатеринбург: [б.и.], 2007. – 21 с.

  6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл: Эксмо,2004 – 512 с

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольном образовательном учреждении, детей раннего возраста, развивающей среды, кратковременного пребывания, группе кратковременного пребывания, построения развивающей среды, педагогических условий, эмоционально развивающей среды, группы кратковременного пребывания, условиях группы кратковременного, группах детей раннего, кратковременного пребывания детей, развития ребенка, возможности среды, построения предметной среды, создания эмоционально развивающей, развитие эмоциональной сферы, построению развивающей среды, развития детей, развивающей предметно-пространственной среды.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос