Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования общеобразовательной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Валиева, З. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования общеобразовательной школы / З. И. Валиева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/633/ (дата обращения: 19.04.2024).


Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Ее актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приемов и средств обучения. При решении проблемы активизации познавательной деятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением школьников методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания. Однако возможности целенаправленного освоения операций мыслительной деятельности в современных условиях реализуются не полностью. Основная причина заключается в том, что достижение определенных результатов в обучении не всегда оказывает достаточное влияние на умственное развитие школьников. Учащиеся накапливают определенный запас знаний и навыков, но не умеют продуктивно их использовать. Следовательно, необходимы дальнейшие исследования для получения количественных данных о позитивном влиянии изучения гуманитарных дисциплин на умственное развитие, активизации познавательной деятельности учащихся.

Понятие познавательной активности многоаспектно и многогранно, чему свидетельствует анализ работ В.И. Дружинина, Е.В. Коротаевой, А.М. Матюшкина, И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. И.Ф. Харламов понимает познавательную активность как «деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями»[4]. Т.И. Шамова рассматривает познавательную активность как качество личности, проявляющееся в отношении к содержанию и процессу деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий в достижении цели обучения [5].

Признавая, что активность в широком смысле является биологически обусловленным свойством человека, особое внимание придается ее направленности на определенный вид деятельности и способах удовлетворения. В отношении познавательной деятельности это означает формирование у школьников мотивации учения и обучения их навыкам добывания и использования информации, т.е. навыкам мыслительной деятельности, которые определяют возможность осуществления продуктивной учебно-познавательной деятельности. Результативность деятельности, вызывая положительные эмоции и гностические чувства, тем самым способствует сохранению и упрочнению познавательных интересов, стимулируя дальнейшую познавательную деятельность. Необходимым условием реализации познавательной активности является саморегуляция, выражающаяся в умении регулировать свое поведение в зависимости от характера и условий деятельности, в частности, проявлять волевые усилия для достижения поставленной цели. Сформированность учебной деятельности, предполагающая наличие способности к саморегуляции поведения, рефлексии, устойчивой мотивации учения, позволяет школьнику реализовать свою познавательную активность адекватными способами.

Становление учащегося как субъекта учебной деятельности невозможно без определенного уровня развития психических познавательных процессов, прежде всего мышления, поскольку осуществление рефлексии, самоконтроля и самооценки предполагает сформированность операций мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д. Несформированность навыков учебной деятельности порождает снижение эффективности процесса учения, как следствие, успешности обучения, что ведет к потере мотивации к учебно-познавательной деятельности. Можно условно выделить два направления развития познавательной активности – деятельное, предполагающее освоение навыков учебной деятельности, и личностное, в основе которого лежит формирование мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер личности школьника. Познавательная активность с одной стороны, является формой самоорганизации и самореализации учащихся, с другой – результатом усилий педагога в организации учебной деятельности и становлении их в качестве субъектов последней [3]

На основании того, что развитие мышления оказывает решающее влияние на совершенствование других психических познавательных процессов, в условиях реформируемой школы исследования акцентируются на актуализации возможностей развития логичности и критичности мышления учащихся, определяющих проявления активности познавательной деятельности. В отношении познания, активность выражается в наличии познавательных интересов, освоения навыков получения информации и оперирования ею, сформированности саморегуляции поведения. Г.И, Щукиной познавательная деятельность характеризуется как интеграция поисковой направленности в учении, познавательного интереса и его удовлетворения, при помощи различных источников знаний, благоприятных условий осуществления деятельности [6].

В современной школе идет интенсивный поиск путей усиления развивающей направленности традиционной классно – урочной системы, главное место в которой должна занимать рациональная познавательная деятельность учащихся. Эффективность такой методики может быть достигнута за счет создания комплексной системы методических средств обучения. Они должны исполнять функцию управления познавательной деятельностью и быть рассчитаны на сохранении положительной мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности, что имеет значимую социальную ценность и способствует воспитанию личности учащегося как субъекта своей жизнедеятельности; активную работу по формированию у учащихся навыков исследовательской деятельности, творческой работы, наиболее подходящих конкретным условиям современного учебно-воспитательного процесса [2].

Таким образом, элементами познавательной деятельности, которые ведут к ее активизации, являются как эмоциональная деятельность на уровне восприятия событий и формирования представлений, что обусловливается психолого-возрастными особенностями учащихся, так и мыслительная деятельность, на уровне теоретического осмысления ими явлений и фактов.


Литература:
  1. Дружинин В.П. Психология общих способностей. -СПб.: «Питер», 1999.-368 с.

  2. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование. - 1995.-№ 10. - С. 156-159.

  3. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 5-17.

  4. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. -М.: Юристь, 1997. - 512 с.

  5. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. -209 с

  6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.


Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, познавательная деятельность, учебная деятельность, мыслительная деятельность, саморегуляция поведения, учебно-познавательная деятельность.

Похожие статьи

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

познавательная активность, познавательная активность студентов, познавательная деятельность, профессиональная

Познавательная активность студентов на занятиях будет более активной, если учебный процесс будет построен на ситуациях проблемно-поискового...

Познавательная активность студентов как...

Познавательная активность студента, как один из важнейших факторов успешной реализации учебного процесса, является предметом

жизненных проблем; внимание, сосредоточенность, мыслительная деятельность; мобилизация нравственно-волевых усилий...

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках... познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность, учебный процесс.

Педагогические механизмы саморегуляция учебной...

учебная деятельность, осознанная саморегуляция, оценка результатов, индивидуально-стилевая особенность саморегуляции деятельности, студент, произвольная активность, индивидуально-стилевая особенность...

Развитие познавательной активности младших школьников...

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность, учебный процесс.

Его область — познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при...

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность

Активизация учебно-познавательной деятельности понимается сегодня как процесс, направленный на усиленную деятельность обучающего и обучающегося, побуждение к её энергичному целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции...

Формирование универсальных предпосылок учебной...

контролировать свою деятельности

Организуя учебно-познавательную деятельность учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ребёнка.

Игровые методы как средство активизации познавательной...

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

Коллективная познавательная деятельность и воспитание...

Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат.

учебно-познавательная деятельность, познавательная...

учебно-познавательная деятельность, познавательная деятельность, задача, деятельность, студент, знание, умение, действие, образовательная деятельность, учебная деятельность.

Похожие статьи

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

познавательная активность, познавательная активность студентов, познавательная деятельность, профессиональная

Познавательная активность студентов на занятиях будет более активной, если учебный процесс будет построен на ситуациях проблемно-поискового...

Познавательная активность студентов как...

Познавательная активность студента, как один из важнейших факторов успешной реализации учебного процесса, является предметом

жизненных проблем; внимание, сосредоточенность, мыслительная деятельность; мобилизация нравственно-волевых усилий...

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках... познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность, учебный процесс.

Педагогические механизмы саморегуляция учебной...

учебная деятельность, осознанная саморегуляция, оценка результатов, индивидуально-стилевая особенность саморегуляции деятельности, студент, произвольная активность, индивидуально-стилевая особенность...

Развитие познавательной активности младших школьников...

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность, учебный процесс.

Его область — познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при...

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность

Активизация учебно-познавательной деятельности понимается сегодня как процесс, направленный на усиленную деятельность обучающего и обучающегося, побуждение к её энергичному целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции...

Формирование универсальных предпосылок учебной...

контролировать свою деятельности

Организуя учебно-познавательную деятельность учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ребёнка.

Игровые методы как средство активизации познавательной...

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

Коллективная познавательная деятельность и воспитание...

Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат.

учебно-познавательная деятельность, познавательная...

учебно-познавательная деятельность, познавательная деятельность, задача, деятельность, студент, знание, умение, действие, образовательная деятельность, учебная деятельность.