Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции
Автор: Ахметзянова Елена Анатольевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 1509 раз
Библиографическое описание:
Ахметзянова, Е. А. Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции / Е. А. Ахметзянова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/623/ (дата обращения: 11.12.2024).
Современные представления о профессиональной подготовке педагога как специалиста связаны с его компетентностью.
Профессиональная компетентность как приоритетная характеристика специалиста оказывается в фокусе пристального внимания педагогической науки. Разработке теоретико-методологических оснований подготовки будущего учителя, становления его как компетентного специалиста – профессионала посвящены работы К.В. Арановской, В.В. Артаутова, Е.В. Бондаревской, В.И.Данильчука, В.В. Зайцева, И.А. Колесниковой, В.М. Монахова, А.М. Саранова, Н.К. Сергеева В.Г. Фоменко, К.С. Якименской.
Анализ исследований, посвященных профессиональной компетенции учителя, показывает, что они нацелены на разработку:
- основ формирования его педагогической направленности;
- развития профессиональных и личностных качеств;
- определения сущности истоков педагогического творчества;
-анализ психологических основ его профессиональной деятельности.
Под педагогической компетентностью учителя-логопеда понимают единство предметно-профессиональных знаний, освоенных профессионально-педагогических технологий, способностей действовать в ситуациях, определяемых содержанием деятельности педагога.
В проекте нового Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования определены профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник:
- общепрофессиональными способностями и готовностью;
- коррекционно-педагогической деятельностью;
- диагностико-консультатитивной деятельностью;
- исследовательской деятельностью;
- культурно-просветительской деятельностью.
В настоящее время одной из задач высшей педагогической школы является подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи.
В связи с этим остро встает проблема подготовки профессионально компетентных педагогов, формирование которых идет на протяжении всего учебно-воспитательного процесса в вузе, но, прежде всего в процессе педагогических практик, так как здесь соединяется воедино теоретическое и практическое обучение, а результаты практики на наш взгляд, могут служить показателем готовности студентов к профессиональной деятельности.
Студенты воспринимают как должное теоретическое обучение, и в то же время их представления о роли и месте педагогических практик в росте собственного профессионализма значительно отстают.
Анализ педагогических практик позволил установить, что 72% , будущих учителей – логопедов имеют достаточно высокий уровень теоретической подготовки и лишь 38% из них способны применять полученные знания на практике, т.е. трансформировать хорошие знания в способы собственной деятельности.
Наблюдения за студентами, руководство практикой убеждают, что если педагогический процесс ориентирован только на усвоение фундаментальных или прикладных знаний, он не достигает главного – не готовит будущего учителя-логопеда способного эффективно решать проблемы продуктивной педагогической деятельности.
Педагогический процесс в вузе чаще ориентирован на объяснение студентам «как надо» проводить диагностику речевых нарушений, «как надо» вести коррекционно-развивающую работу, «как надо» комплексно работать со всеми специалистами для достижения положительных результатов в коррекции нарушений речи, как вовлекать родителей в коррекционный процесс.
Студенты усваивают все эти «надо», а работать «как надо» по- настоящему не всегда и не все могут. Этот еще раз свидетельствует о наличии нерешенных противоречий в подготовке студентов к практической деятельности.
По нормативно-методическим документам, образовательному стандарту высшего профессионального образования, определяющих объемы и содержание подготовки по специальности «Логопедия», педагогические практики студенты проходят на 4 и 5 курсах (практика в логопедических группах дошкольных образовательных учреждений – IV курс I семестр; практика на логопунктах - IV курс II семестр; практика в школе V вида – V курс I семестр).
Цель практики – овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществить дифференцированную диагностику речевых нарушений, планировать и проводить коррекционно-развивающую работу в условиях специального детского сада или логопедических групп, логопунктов, школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи практики:
- закрепление, углубление теоретических знаний, полученных при изучении курсов логопедии, психолингвистики, психологии, педагогики и других смежных дисциплин; развитие навыков синтезирования сведений из различных наук;
- овладение умениями практического применения полученных знаний в процессе логопедической работы;
- ознакомление с контингентом воспитанников и учащихся образовательных учреждений, с комплектованием специальных групп и с практической реализацией комплексного подхода к преодолению речевых нарушений;
- формирование специальных профессионально-педагогических умений и необходимых для учителя-логопеда личностных качеств;
- стимуляция интереса к научно-исследовательской работе и развитие умений ее проведения;
- воспитание творческого подхода к осуществлению педагогической деятельности.
Профессионально-практические умения, которые должны сформироваться у студентов во время практики:
- осуществлять перспективное и текущее планирование содержания всех видов коррекционной работы (перспективный план логопедической работы с группой, планы отдельных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий);
- определять и реализовывать во взаимосвязи коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, используя разнообразные приемы психолого-педагогического воздействия с учетом индивидуальных личностных особенностей детей дошкольного и школьного возраста с отклонениями в речевом развитии;
- обоснованно выбирать и применять методы, формы и приемы преодоления нарушений речевой деятельности детей, отклонений в поведении и развитии других функций;
- осуществлять методически правильный выбор языкового и речевого материала, наглядных и технических средств обучения детей с речевыми нарушениями; изготавливать демонстрационный и раздаточный дидактический материал;
- анализировать ход и результаты коррекционных занятий, взаимодействия в работе логопеда и психолога, логопеда и воспитателя, учителя, логопеда и музыкального руководителя, логопеда и родителей, имеющих детей с речевой патологией;
- осуществлять адекватную оценку собственной педагогической деятельности и студентов группы;
- проводить пропаганду логопедических знаний среди педагогов и родителей;
- изучать и обобщать педагогический опыт логопедов детского сада и школы.
С одной стороны, прохождение практик на последних курсах обучения в вузе оправдано, так как к этому периоду в основном заканчивается изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и специальных дисциплин. Это создает прочный теоретический фундамент и обеспечивает возможность применения, восполнения и углубления полученных знаний на практике. С другой стороны, очень много предметов по специальности студенты изучают на первом, втором и третьем курсах: «Введение в логопедическую специальность», «Дислалия», «Нарушение голоса», «Ринолалия», «Дизартрия», «ФФН. ОНР», Заикание», «Логоритмика», логопедические практикумы «Организация взаимодействия в работе воспитателя и логопеда», «Организация фронтальных и индивидуальных форм коррекции», логопедическая технология «Формирование и обследование произносительной стороны речи».
Отсутствие педагогической практики на младших курсах нарушает непрерывность, поступательность, системность образовательного процесса и ведет к снижению эффективности и качества подготовки молодого специалиста.
Конечно же, актуализация знаний может проводиться как на практических занятиях, так и на семинарских занятиях.
На практических занятиях студенты коллективно или в микрогруппах обсуждают спроектированные индивидуальные и фронтальные занятия, учатся проектировать собственные занятия в соответствии с поставленной целью, смотрят и анализируют видеозаписи с обследованием детей, со способами постановки звуков, формирования воздушной струи и речевого дыхания, проведения логопедического массажа и т.п. На кафедре имеется хорошая видеокартотека, сделанная преподавателями. Студенты самостоятельно делают электронные методические пособия по обследованию детей.
Кроме этого, большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, которая предполагает выполнение различных заданий, а также изучение рекомендуемой литературы.
В проекте федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения в пункте 7.3. написано: «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями образовательных учреждений, учреждений структур здравоохранения и социальной защиты, научных, государственных и общественных организаций, органов управления, мастер – классы экспертов и специалистов».
Поэтому, на наш взгляд, необходимо ввести практику на младших курсах или выделить один день в неделю для проведения практических занятий в образовательных учреждениях. Такой опыт уже имеется. В рамках курсов «Технология обследования речи», «Технология формирования интонационной стороны речи», «Технология обследования и формирования произносительной стороны речи», «ФФН и ОНР», «Алалия» студенты выходили в образовательные учреждения с целью проведения диагностик, наблюдали коррекционно-развивающую работу, знакомились с новыми технологиями коррекции речевых нарушений, наблюдали работу ПМПК по отбору детей в логопедические группы, посещали мастер-классы логопедов высшей квалификационной категории, знакомились с коррекционно-развивающей средой логопедических групп, самостоятельно проводили занятия.
Мы считаем, что необходимо расширить виды практик, так как логопед – это специалист, который работает не только в системе образования, но и в системе здравоохранения и социальной защиты. Целесообразно заменить практику на логопунктах на практику в поликлиниках, больницах в центрах реабилитации.
Таким образом, педагогическая практика должна способствовать развитию интереса, формированию у студентов положительной мотивации к изучению логопедии, эффективности процесса обучения.
Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании будет способствовать достижению его основной цели – подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, свободно владеющий своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к профессиональному росту социальной и профессиональной мобильности.
Литература:
Баскаев Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу // Инновации в образовании. – 2007. – № 1
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. /И.А. Зимняя.- М.: Исследов. Центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40с.
Митина.Л.М. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Ю. В. Фролов, Д. А. Матохин // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 34-41.