Проблемы и практический опыт профессионального самоопределения подростков группы риска в России (начало пути, становление: конец XIX века)
Автор: Зеленкина Татьяна Дмитриевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 264 раза
Библиографическое описание:
Зеленкина, Т. Д. Проблемы и практический опыт профессионального самоопределения подростков группы риска в России (начало пути, становление: конец XIX века) / Т. Д. Зеленкина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/592/ (дата обращения: 20.04.2024).
Проблема подростков группы риска является вечной для человеческого общества. Она пришла в настоящее из прошлого и будет актуальной в будущем.
Необходимо отметить, что благотворительная деятельность в России уходит корнями во времена Киевской Руси. Именно в этот период под влиянием князя Владимира, а затем и его правнука Владимира Мономаха, показывающих пример личного благодеяния, поощрения призрения страждущих становилось предметом постоянного внимания княжеской власти и духовенства. Первым документом, придающим организованный характер благотворительной деятельности, является Устав, принятый в 996 году. В соответствии с этим Уставом общественное призрение за нуждающимися в помощи и поддержки со стороны общества и государства поручалось церквям, монастырям, организованным при них благотворительным учреждениям. Этим же документом определялся и источник финансирования помощи - так называемая «десятина». Данный период характеризуется религиозно-благотворительной направленностью решения проблемы.
Со временем стала возрастать роль государства в благотворительной деятельности. При Петре I забота о нуждающихся была возложена наряду с церковью и на государственную администрацию (Камер Контора, Главный магистр, воеводы), включая и учреждения, занимающиеся проблемами подростков «группы риска». Начало целенаправленной работы с подростками «группы риска» можно считать со времени открытия по проекту И.И. Бецкого московского воспитательного дома для детей-сирот. В своем труде «Генеральный план московского воспитательного дома» он не только определяет правила приема, но и обосновывает содержание деятельности, которую сейчас мы можем назвать «социально-трудовой адаптацией». Основным средством подготовки подростков, отданных на воспитание, к самостоятельной жизни и деятельности он определяет труд.
В своей работе И.И. Бецкой говорит, что «... мальчиков отдавать учиться мастерствам, какие они по склонности выберут» [5, с. 131-134].
Им же разработана одна из первых классификаций подростков в процессе их профессионального самоопределения по природным способностям. И.И. Бецкой предлагает всех воспитанников делить на три «разбора», исходя из их дарования и способностей. «Первому стоять из тех, которые очевидно, могут отличаться в науках и художествах: второму, и который, конечно, величайшее число в себе заключает, из определенных быть ремесленниками и рукодельниками; а третьему, коих понятия тупы, из простых работников [5. с. 132].
Екатериной II в 1775 году в законодательном порядке устанавливается государственная система общественного призрения для всех сословий. В каждой губернии под председательством губернатора были созданы особые Приказы общественного призрения, на которые возлагалась обязанность организовать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для душевнобольных, работные дома [4].
Данный период в большей степени мы связываем с государственно-религиозно-благотворительной направленностью решения проблемы профессионального самоопределения подростков группы риска.
Создание системы специально организованной деятельности с подростками «группы риска», по-нашему мнению, стала возможной благодаря созданию системы общеобразовательных и профессиональных школ различного типа для всех сословий, включая и самое низшее. И если до первой половины XIX в. в школы брали только детей и подростков, способных к учению, имеется в виду нормальных умственно и физически, то в 1839 году около г. Риги было открыто первое в России «Спасательно-воспитательное учреждение». Оно предназначалось для так называемых «нравственно - заброшенных подростков». В данное заведение принимались мальчики и девочки, все они учились, кроме того, мальчики занимались земледелием и сапожным ремеслом, а девочки рукоделием и домоводством.
К середине XIX в. заведения подобного типа были открыты в Нарве и Ревеле (Таллинн), в также в Санкт-Петербурге (Мариинский приют).
В этот период открываются учреждения реабилитационной направленности для подростков, детей арестантов и ссыльных, как мы сейчас говорим для подростков из неблагополучных семей и социальных сирот. К концу XIX в. таких учреждений насчитывалось свыше 10. Реабилитационная работа и профессиональное самоопределение подростков осуществлялось через систему воспитательных мероприятий, носивших религиозный характер и в процессе ремесленной подготовки. Педагогическая, социальная помощь в социальном и профессиональном становлении продолжалась и после выпуска из этих учреждений, т.е. носила пролонгированный характер.
В конце 1890 года инженер-путеец Петр Иванович Христианович открыл при железнодорожной станции Екатеринослав двухклассную общеобразовательную школу для детей малоимущих родителей - стрелочников, смазчиков, кондукторов. Эта школа, в которой круглогодично обучалось до 150 учащихся 9-12 лет, просуществовала до революции.
Интересен опыт работы Ярославского приюта для подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей. Особенностью организации и содержания его является попытка перенести содержание и структуру семейного воспитания, подготовки подростков к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности в рамки формального образовательно - воспитательного учреждения. Союз детей (10-15 человек) жил вместе с семьей смотрителя (воспитателя). Подростки учились ремеслам, перенимали опыт жизни в семье, получали элементарное образование [2, с. 64].
В России получает бурное развитие деятельность по созданию благотворительных обществ и благотворительных заведений. К концу XIX века таковых насчитывается уже 14854, а их помощью ежегодно пользовались около 7 млн. человек. Кроме того, в благотворительных заведениях постоянно проживало около 500 тысяч человек [3, с. 6].
Таким образом, на основании анализа, мы можем сказать, что проблема профессионального самоопределения подростков группы риска решалась в общественно-государственной благотворительной деятельности, связанной с призрением детей, подростков, нуждающихся в помощи и поддержке со стороны общества, государства.
Интересным представляется опрос, произведенный в 1912 году 199 воспитанников-подростков Рукавишниковского приюта в Москве. Автор, изучая типы детской беспризорности, отмечает, что 60% подростков попали в приют из мест «учения и услужения». Так в то время называли ремесленное ученичество.
Можно двояко оценивать данную форму социальной и производственной адаптации подростков, которых мы называем социальными сиротами, подростками группы риска.
С одной стороны, акцентируя внимание на их бесправное положение, отсутствие нормативно-правового механизма регулирования отношений мастера и ученика подмастерья, отсутствие контроля со стороны государства, прогрессивные педагоги, писатели, общественные деятели отмечали отрицательные стороны этой формы интеграции подростков в социально-производственную среду, их социальное и профессиональное самоопределение.
Крайне тяжелом и бесправном положении учеников «в людях» Д.И. Писарев в частности писал: «Правда, что обучение тех мальчиков, которые отдаются на выучку к хозяевам, продолжается очень долго, года четыре и больше, но ведь это происходит не от того, что ремесло действительно трудно и головоломно, а от того, что первые годы учения тратятся мальчиком обыкновенно на исполнение разных мелких комиссий, которые дают ему хозяин и подмастерья и которые, развивая быстроту ног, в то же время нисколько не знакомят его с техническими тайнами мастерской [1, с. 109].
С другой стороны, эта форма сыграла определенную положительную роль как форма массового профессионального образования и как форма социально-производственной адаптации подростков группы риска.
Действительно, в связи с отсутствием в России системы начального профессионального образования, основная масса подростков после окончания нескольких классов низшей общеобразовательной школы вынуждена решать проблему своего самоопределения самостоятельно. В том случае, если он совершил проступок против закона подросток попадал в приют и там получал ремесленную подготовку, а затем и трудоустраивался в соответствии с полученной профессиональной подготовкой. С этой точки зрения системе ремесленного ученичества была своеобразным буфером социальной дезадаптации подростков, особенно подростков-сирот или оставшихся без попечения родителей. Да, там было бесправно, там было тяжело, да, там работали за содержание, но все же это было лучше, чем в ученичестве на производстве и тем более, лучше, чем на улице, в притоне, воровской шайке и т.д.
Критика ремесленного ученичества того времени связана, не только в связи с тяжелым положением подростков, а, прежде всего с тем, что это была архаичная система профессиональной подготовки и на смену ей шла государственная система начального профессионального образования.
Для основной массы подростков группы риска (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения семьи, детей из малообеспеченных и неблагополучных семей, было два пути: либо с 11-12 лет тяжелый, физический фабричный или сельский труд, либо идти «в люди» учиться жизни и ремеслу.
Анализируя состояние ремесленнического ученичества и его влияние на процесс профессионального самоопределения подростков группы риска, К.Д. Ушинский предлагал для детей, круглых сирот, открыть ремесленнические школы, отмечая, что таких детей в России немного [1, с. 127].
Если объединить мысли общественных деятелей, педагогов о проблеме подготовки детей к труду и выбору профессии, то их можно свести к следующему:
1. Процесс профессионального самоопределения должен иметь длительный по времени (пролонгированный) характер.
2. Готовить к будущей трудовой деятельности должна школа, сочетая при этом трудовую деятельность с трудовым воспитанием.
3. Основным средством профессионального выбора является участие в труде. При этом, с одной стороны, выявляются и развиваются склонности, способности и интересы, с другой - осуществляется поиск профессионального жизненного пути.
4. Всеми подчеркивалась необходимость - профессиональное образование предварять общеобразовательной подготовкой, в процессе которой проявляются и развиваются склонности и способности подростка, как главная основа выбора профессии.
5. Неприятие для развития подростка и его профессионального самоопределения раннего «специализма», т.е. раннего профессионального обучения. По этому поводу Н.Г. Чернышевский писал: «Вы хромого сделали кровельщиком, глухонемого - музыкантом, бессильного труса - кучером; что же чудного, если и кровельщик ваш и музыкант, и кучер - все одинаково плохо исполняют свое дело? А если бы поступить разумно, подождав, пока можно будет различать качества этих людей и пока они поймут, к чему они годны, тогда и результаты были бы не те: тому глухота не помешала бы сделаться хорошим кровельщиком, другому трусость - хорошим скрипачем, третьему - хромота - хорошим кучером [1, с. 123].
Решение проблемы в рамках семейного трудового воспитания, ремесленнического ученичества, начальной профессиональной подготовки является еще одним важным направлением оказания помощи подросткам группы риска в их профессиональном самоопределении.
К концу XIX в. завершилось формирование Российской модели социальной защиты, реабилитации, профессионального самоопределения подростков группы риска, которая характеризуется следующими признаками [4]:
1. Благотворительная основа деятельности.
2. Осуществление работы по социальной, медицинской коррекции и профессиональному определению подростков в специально устраиваемых колониях, фермах, рабочих приютах, школах объединенных общим названием «приют».
3. Как правило, воспитание в данных заведениях носило семейный характер.
4. Высокое, для данного периода, медико - психолого - педагогическое обеспечение.
5. Осуществление всестороннего изучения характера, привычек, наклонностей, в том числе и способностей к какому-либо виду деятельности.
6. Наличие института попечительства и социальной опеки.
7. Пролонгированный характер специально организованной деятельности по оказанию помощи подросткам «группы риска» в их средовой адаптации и профессиональном самоопределении.
Литература:
Антология педагогической мысли: в 3 т. Т.2 Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании, сост. Н.Н. Кузьмин. – М.: Высш.шк., 1989. – 463 с.
Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция/Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 1991 г. – М.: Изд-во МАИ, 1992. -103 с.
Колледж по подготовке социальных работников. Концептуальные основы развития. – М.: 1996. – 68 с.
Савиных В.Л. Профессиональное самоопределение подростков группы риска: Монография. – Курган: Изд-во «Зауралье», 2000. – 332 с.
Хрестоматия по истории педагогики/Под ред. Н.А. Желвакова. – М.:1936.
Похожие статьи
Трудности профессионального самоопределения подростков
профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, девиантное поведение, профессиональная деятельность, подросток, подростковый возраст, молодой человек, выбор профессии, возможность...
Профессиональное самоопределение дезадаптированных...
Трудности профессионального самоопределения подростков. выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, позиция родителей, профессиональное образование, подростковый возраст.
Профессиональное самоопределение подростка с девиантным...
Трудности профессионального самоопределения подростков. выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, позиция родителей, профессиональное образование, подростковый возраст.
Личностно-профессиональное самоопределение учащихся...
профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, девиантное поведение, профессиональная деятельность, подросток, подростковый возраст, молодой человек, выбор профессии, возможность... Психологические особенности профессионального...
Профессиональное самоопределение школьников: сущность...
Трудности профессионального самоопределения подростков. выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, позиция родителей, профессиональное образование...
Психолого-педагогические условия профессионального...
Трудности профессионального самоопределения подростков.
Профессиональное самоопределение подростка с девиантным...
‒ начальная школа (1–4 классы)- формирование представлений о мире профессий, о.
профессиональное самоопределение, выбор профессии...
Особенности профессионального самоопределения... профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность...
Программа поддержки осознанного профессионального...
информационная система, профессиональное самоопределение, проведение, блок, разработанная программа, участник группы, организация встреч, направление подготовки, профессиональное самоопределение...
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального...
Трудности профессионального самоопределения подростков.
профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность...
Похожие статьи
Трудности профессионального самоопределения подростков
профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, девиантное поведение, профессиональная деятельность, подросток, подростковый возраст, молодой человек, выбор профессии, возможность...
Профессиональное самоопределение дезадаптированных...
Трудности профессионального самоопределения подростков. выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, позиция родителей, профессиональное образование, подростковый возраст.
Профессиональное самоопределение подростка с девиантным...
Трудности профессионального самоопределения подростков. выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, позиция родителей, профессиональное образование, подростковый возраст.
Личностно-профессиональное самоопределение учащихся...
профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, девиантное поведение, профессиональная деятельность, подросток, подростковый возраст, молодой человек, выбор профессии, возможность... Психологические особенности профессионального...
Профессиональное самоопределение школьников: сущность...
Трудности профессионального самоопределения подростков. выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, позиция родителей, профессиональное образование...
Психолого-педагогические условия профессионального...
Трудности профессионального самоопределения подростков.
Профессиональное самоопределение подростка с девиантным...
‒ начальная школа (1–4 классы)- формирование представлений о мире профессий, о.
профессиональное самоопределение, выбор профессии...
Особенности профессионального самоопределения... профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность...
Программа поддержки осознанного профессионального...
информационная система, профессиональное самоопределение, проведение, блок, разработанная программа, участник группы, организация встреч, направление подготовки, профессиональное самоопределение...
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального...
Трудности профессионального самоопределения подростков.
профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность...