Методологические основы педагогической эргономики
Автор: Окулова Лариса Петровна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 1171 раз
Библиографическое описание:
Окулова, Л. П. Методологические основы педагогической эргономики / Л. П. Окулова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/440/ (дата обращения: 11.12.2024).
В настоящее время можно говорить о существовании в отечественной науке нескольких исследовательских направлений, занимающихся эргономикой, результаты которых можно использовать в сфере образования.
Методология инженерно-психологического проектирования рабочих мест исследовалась Зараковским, Зинченко, Ломовым, Пановым, Щедровицким. Применение информационных технологий в образовании анализировали Т.П.Воронина, В.П.Демкин, В.И.Овсянников, В.В.Солдаткин, А.Н.Романов, А.Н.Тихонов. Исследованиями в области психологии образования занимались В.Н.Андреев, Г.Б.Скок, Э.Г.Скибицкий, А.Е.Сережкина. Новым направлением для России является эргономика образования. Вклад в эту сферу внесли А.А.Гречихин, Г.А.Краснова, В.М.Мунипов. Эргономический подход к изучению функциональных состояний человека был предложен А.Б.Леоновой, В.И.Медведевым, Л.Д.Чайновой. О теории учебной книги для высшей школы написаны труды А.А.Беловицкой, С.Г.Антоновой, И.Г.Моргенштерном, И.Е.Баренбаумом, М.П.Ельниковой. Влияние предметно-пространственной среды и ее отдельных компонентов на работоспособность, функциональные состояния, удовлетворенность трудом работников проанализированы в работах Н.М.Беляевой, М. Дерибере, В. Зефельд, А.Мещеркин, Г.Х.Шахбозян, Ф.М.Шлейфман. Требования и принципы рациональной организации рабочих мест с учетом антропометрических психологических данных человека детально изучены В.В.Зефельд, В.М.Муниповым, О.Н.Чернышевой, Л.Шишловой. Исследуется рассматривается проблема функционального комфорта Л.Д.Чайновой, В.П.Зинченко, В.М.Муниповым. В.Г.Зазыкин представил теоретическое описание единого замысла на создание оптимальной предметно-пространственной среды учреждений по системе психолого-педагогических, эргономических и дизайнерских критериев, подход к организации ППС исходя из ее функций, на основе анализа особенностей деятельности.
В ряде зарубежных исследований установлена зависимость между производительностью трудовой деятельности и ее материальными условиями (Evans David R., Pellizari Joseph R., Culbert Brenda J., Metzen Michelle Т.), отмечалась необходимость внимания руководителя к рациональной организации рабочей среды в целях оптимизации труда персонала (Форд Г., 1991).
Существенное действие на методологические взгляды педагогической эргономики оказали идеи:
- профессионализма деятельности и личности (Кузьмина Н.В., 1990 Деркач А.А., Зазыкин В.Г., 2000);
- педагогических условий и факторов развития профессионализма (3азыкин В.Г., 2000; Кузьмина Н.В., 1989);
- высокопродуктивной деятельности (Богданов Е.Н., Зазыкнн В.Г., 2003 и др.);
- концепция функциональных состояний и функционального комфорта (Леонова А.Б., Медведев В.И., 1981; Деревянко Е.А., Хухлаев В.К. и др., 1990; Чайнова Л.Д., Каширина Л.В., 1980; Чайнова Л.Д., 1974; 1983; 1985);Ч айнова Л.Д., Комарова И.А. Афанасьев А.С., Сосновская СТ., 1972; Данилова Н.П., 1992);
- акмеологическая эргодизайнерская концепция психолого-педагогически адаптированной и эстетически значимой предметно-пространственной среды организаций и учреждений (Зазыкин В.Г., 1997);
- синергетический подход в системе образования (И.Пригожин, В.И.Аршинов, В.Г.Буданов, А.И. Бочкарев, В.Г. Виненко, Е.И.Князев, С.П.Курдюмов, В.М. Нестеренко, И.Пригожин, С.С.Шевелева, A.G.Maslow);
- концепция экологизации педагогической технологии (А.Г.Бусыгин, Л.В.Моисеева, Е.В.Орлов, Н.А.Лызь, А.Ф.Аменд, Н.М. Александрова, О.А. Овсянникова).
С целью исследования понятия и сущности эргономики как науки, на основе анализа научных работ Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева, В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. А. Крылова, Г. М. Зараковського , К. Маррела, В. Синглтон и др., сделан вывод, что эргономика относится к той же группе наук, что и инженерная психология и психология труда. Она в значительной степени использует схожие с ними методы исследования. Однако принципиальное отличие эргономики заключается в том, что ее интересует, прежде всего, функциональная структура системы «человек — машина — среда», которая определяет положение и роль человека в системе, внутренние связи системы, взаимодействие со средой.
Эргономика (от греч. ergon - работа и nomos - закон) - область научно-прикладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в которой разрабатываются проблемы проектирования, оценки и модернизации систем «человек-техника-среда».
В.Н.Дружинина трактует эргономику как область научно-прикладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в которой разрабатываются проблемы проектирования, оценки и модернизации системы «человек - коллектив-машина - среда - социум - культура - природа».
В.Паронджанов определил эргономику как отрасль науки, изучающую человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики - системы «человек – машина». Метод исследования - системный подход.
Эргономика – наука о том, как превратить сложную, трудную и противную работу в простую, легкую и приятную.
Когнитивная эргономика – наука о том, как облегчить и улучшить умственную работу.
Эргономизация науки – облегчение и улучшение научной деятельности (за счет устранения интеллектуальных трудностей).
Эргономизация образования – облегчение и улучшение учебной деятельности (за счет устранения интеллектуальных трудностей).
Изучением мозга, интеллекта и интеллектуальной деятельности занимаются когнитивная наука, психология, нейробиология, логика, кибернетика и как бы синтезирующая их практические достижения наука о человеческих факторах – эргономика.
Особенность методологии данного комплексного исследования педагогической эргономики состоит в том, что она вбирает и широко использует комплексы различных методов: психологических, педагогических, социальных, математических, статистических, эргономических и других.
Анализ результатов исследований позволяет сформулировать базовое определение понятия системы «преподаватель — обучающийся — учебная среда», которое создает объектную отрасль педагогической эргономики.
Под педагогической эргономикой мы понимаем направление в современной школе, который занимается комплексным изучением и проектированием педагогической деятельности преподавателя и учебной деятельности студента в системе «преподаватель — студент — учебная среда» с целью обеспечения ее эффективности. Преподаватель и студент рассматриваются как носители деятельности, а учебная среда имеет интегральную функцию.
Таким образом, важнейшим признаком педагогической эргономики является неразрывность человеческого фактора и факторов учебной среды, а выявление особенностей этого синтеза определяет сущность педагогической эргономики как отрасли педагогической науки.
Литература:
Криулина А.А. Эргономика высшего педагогического образования/А.А. Криулина. - М., 1997. - Деп. в НИИ ВО 04.03.97, №30-97 деп.66.
Мунипов В.М, Зинченко В.П. Эргономика: человеко-ориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник для вузов/ В.М. Мунипов, В.П. Зинченко. - М.: ЛОГОС, 2001. - 356с.
Паронджанов В.Д. Как улучшить работу ума: Алгоритм без программистов – это очень просто! – М.: Дело, 2001, - 372 с.
Чайнова Л.Д. Напряженность как ведущее функциональное состояние работающего человека.//Проблемы системного исследования состояния напряженности человека. М., 1988.- с.8-19.