Использование учебных фильмов при обучении в вузе | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Харитонова И. В. Использование учебных фильмов при обучении в вузе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 197-198. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/31/ (дата обращения: 21.08.2018).


В современных условиях обучения в высшей школе особое значение придается различным интерактивные формам и методам обучения, которые основаны на диалоговых формах познания. Определенное значение при этом отводится учебным фильмам, как и процессу их создания, так и просмотра.
Учебные видеофильмы – это фильмы, созданные в качестве средств обучения, к ним можно отнести также научно-популярные, документальные фильмы, используемые в образовательном процессе.
Научно-популярные фильмы излагают какую-нибудь научную или техническую проблему, они рассчитаны на зрителей с самой различной подготовкой, поэтому доступность и занимательность изложения – главные требования, предъявляемые к ним.
Научные фильмы создаются в процессе научно-исследовательских работ и служат для решения конкретных научных задач. В учебных целях они практически не используются. Такие фильмы могут использоваться в качестве вспомогательного средства на занятии. Применяется они, как правило, в тех случаях, когда учебный материал недоступен для восприятия в обычном формате учебного процесса.
Классификация учебных фильмов производится в соответствие с предметом учебной дисциплины, с возрастом слушателей, со степенью научной подготовленности (если это взрослый зритель) и непосредственно в зависимости от дидактического назначения. Можно выделить фильмы-справки, тематические фильмы, инструктивные фильмы, вводные фильмы, фильмы, завершающие изучение темы, и другие.
На стандартных учебных занятиях, проводимых в форме лекции, обычно большинство студентов заняты пассивной деятельностью, заключающейся в копировании информации, предоставленной педагогом-лектором. Но для каждого преподавателя первостепенным и определяющим является не количество зафиксированной студентом информации, а количество оставшейся в памяти осмысленной информации. Студента необходимо заинтересовать представленной информацией, чтобы ему был интересен и процесс обучения и содержания обучения. Поскольку, когда первоочередной заботой студента является его успеваемость, все его усилия, по возможности, смещаются с процесса усвоения и получения знаний на результат. Причем этот результат может быть не совсем оптимальным для данного студента. Многие студенты поступают в вуз с нейтральным, и порой даже отрицательным отношением к выбранной специальности. Оно может сохраниться до окончания учебы. Но может и улучшиться, если преподаватель правильно построит процесс обучения. В первую очередь именно обучения, а не контроля, заинтересовав студента учением, а потом и его результатами.
Из психологии известно, что информация, воспринятая зрительно, более осмысленна и лучше сохраняется в памяти. Именно поэтому является возможным и целесообразным использование учебных фильмов, которые способствуют либо закреплению полученных знаний, либо систематизации изученного, либо просто остаются надолго в памяти студента благодаря ярким и запоминающимся моментам.
При этом не следует, конечно, забывать, что чрезмерное увлечение на занятии видеофильмами, может снизить интерес к не менее важным другим формам учебной деятельности. Учебные фильмы должны быть не единственным ярким моментом в процессе обучения, учебный материал можно понятно и интересно представить и на лекции. Практические занятия тоже не стоит оставлять в стороне, все учебное время подчинив только просмотру учебных фильмов. Да и длительные по своей продолжительности учебные фильмы могут привести к обратному результату: студенты перестанут их просто смотреть, занимаясь на занятии своими делами. Возможно предложить такой порядок работы с учебными фильмами: вначале занятия несколько минут посвящается просмотру учебного фильма, а остаток времени отводится на его обсуждение и запись главных положений фильма. При этом следует обратить внимание студентов и на умение слушать и записывать самые важные моменты, представленные в фильме. Учебные фильмы позволяют давать информацию в нужной для преподавателя последовательности, обращая внимание именно на те вопросы, которые имеют значимость для темы и предмета.
Учебные фильмы можно использовать при преподавании любой дисциплины, есть много готовых фильмов различной направленности. Например, при изучении курса высшей геометрии можно предложить учебный фильм на тему: «Многомерное пространство», «Фракталы», «Прямолинейные образующие поверхностей второго порядка», для математического анализа это могут быть фильмы «Вычисление объемов тел вращения», «Тензорный анализ», есть много учебных фильмов по экономике, по химии, с демонстрацией разного рода опытов. При технических возможностях и специальных умениях можно снять свой учебный фильм, но это уже будет сложнее, чем использовать готовые материалы.
Итак, учебные фильмы имеют четкое целевое назначение, которое определяется спецификой дисциплины, характером и сложностью материала, местом в процессе обучения. Являясь при этом составной частью комплекса средств обучения, учебные фильмы должны использоваться в сочетании с различными учебно-наглядными пособиями, макетами, и другими традиционными средствами обучения.


Основные термины (генерируются автоматически): фильм, процесс обучения, учебный фильм, занятие, учебный материал.

Похожие статьи

активный метод обучения, студент, ситуация, учебный процесс...

учебный материал, студент, активный метод обучения, занятие, образовательный процесс, учебный фильм, учебный процесс, активное обучение студентов, самостоятельная работа студентов, электротехнологическая установка.

Инновационный подход в работе преподавателя | Молодой ученый

Использование учебных фильмов при обучении в вузе. фильм, процесс обучения, учебный фильм, учебный материал, занятие.

Пример использования короткометражных фильмов на занятиях...

Род занятий: просмотр фильма, обсуждение. Материалы: раздаточный материал для студентов.

русский язык, фильм, учебный процесс, студент, учащийся, этап обучения, социокультурная компетенция, домашнее задание, иностранный язык, речевая деятельность.

Аутентичный художественный фильм как средство обучения...

Особенность данного периода обучения - учебный материал строго ограничен. Преподавание русского языка Китая в последние 15 лет.

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, фильм, иностранный язык, языковой материал, выбор фильма, просмотр...

Изучение английского языка с помощью аутентичных фильмов

При использовании фильмов в процессе изучения языка «реализуется принцип погружения

– Баланс речевого и визуального материала. – Продолжительность и актуальность фильма и т. д.

структуры занятия, и соответствия учебных возможностей фильмов задачам обучения.

интенсификация обучения, учебный процесс, обучение...

учебный материал, студент, активный метод обучения, занятие, образовательный процесс, учебный фильм, учебный процесс...

учебный процесс, учебный материал, использование...

учебный материал, урок, учебный процесс, презентация, звуковое сопровождение, классная доска, образовательный процесс, программное обеспечение, интерес учащихся, процесс обучения.

учебный материал, студент, активный метод обучения, занятие...

Использование учебных видеофайлов Flash на примере предмета... учебный материал, студент, активный метод обучения, занятие, образовательный процесс, учебный фильм, учебный процесс, активное обучение студентов, самостоятельная работа студентов...

Видеоурок — новый метод обучения | Статья в сборнике...

В данной ситуации учителю приходится подстраиваться под готовую версию видео или создавать новый учебный материал (видео).

Просматривая видеоролики, учащиеся активнее вовлекаются в процесс обучения, а если в них еще есть интерактивные задания, тогда...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

активный метод обучения, студент, ситуация, учебный процесс...

учебный материал, студент, активный метод обучения, занятие, образовательный процесс, учебный фильм, учебный процесс, активное обучение студентов, самостоятельная работа студентов, электротехнологическая установка.

Инновационный подход в работе преподавателя | Молодой ученый

Использование учебных фильмов при обучении в вузе. фильм, процесс обучения, учебный фильм, учебный материал, занятие.

Пример использования короткометражных фильмов на занятиях...

Род занятий: просмотр фильма, обсуждение. Материалы: раздаточный материал для студентов.

русский язык, фильм, учебный процесс, студент, учащийся, этап обучения, социокультурная компетенция, домашнее задание, иностранный язык, речевая деятельность.

Аутентичный художественный фильм как средство обучения...

Особенность данного периода обучения - учебный материал строго ограничен. Преподавание русского языка Китая в последние 15 лет.

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, фильм, иностранный язык, языковой материал, выбор фильма, просмотр...

Изучение английского языка с помощью аутентичных фильмов

При использовании фильмов в процессе изучения языка «реализуется принцип погружения

– Баланс речевого и визуального материала. – Продолжительность и актуальность фильма и т. д.

структуры занятия, и соответствия учебных возможностей фильмов задачам обучения.

интенсификация обучения, учебный процесс, обучение...

учебный материал, студент, активный метод обучения, занятие, образовательный процесс, учебный фильм, учебный процесс...

учебный процесс, учебный материал, использование...

учебный материал, урок, учебный процесс, презентация, звуковое сопровождение, классная доска, образовательный процесс, программное обеспечение, интерес учащихся, процесс обучения.

учебный материал, студент, активный метод обучения, занятие...

Использование учебных видеофайлов Flash на примере предмета... учебный материал, студент, активный метод обучения, занятие, образовательный процесс, учебный фильм, учебный процесс, активное обучение студентов, самостоятельная работа студентов...

Видеоурок — новый метод обучения | Статья в сборнике...

В данной ситуации учителю приходится подстраиваться под готовую версию видео или создавать новый учебный материал (видео).

Просматривая видеоролики, учащиеся активнее вовлекаются в процесс обучения, а если в них еще есть интерактивные задания, тогда...

Задать вопрос