Использование технологии ТОГИС при изучении славянской культуры на занятиях по народному художественному творчеству в колледже культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)

Статья просмотрена: 159 раз

Библиографическое описание:

Терентьева О. Г., Терентьев А. А. Использование технологии ТОГИС при изучении славянской культуры на занятиях по народному художественному творчеству в колледже культуры [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 20-25. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/298/ (дата обращения: 16.10.2018).

В статье раскрываются возможности технологии ТОГИС (технология образования в глобальном информационном сообществе) с применением фреймов и структурно-логических схем при изучении студентами колледжа культуры дисциплины «Народное художественное творчество».

Ключевые слова: Технология ТОГИС (технология образования в глобальном информационном сообществе), фрейм, таблица, опорная схема, структурно-логическая схема, обобщение, структурно-логическая схема, мотив, интерес, учебная задача, культурный образец, интернет-сайт, тестирование, игра.

Преподавание НХТ (народного художественного творчества) сопряжено с рядом трудностей, связанных и с уровнем общей грамотности, и с переоценкой студентами своих возможностей запоминания и воспроизведения информации (которая кажется на первый взгляд знакомой), и с отсутствием широкого выбора учебников, в том числе и электронных. Недостаток специальной литературы частично компенсируется наличием популярной и научно-популярной книги.

В методической литературе часто встречается положение о повышении интереса к обучению русскому языку и поднимается вопрос о роли интереса в обучении. Справедливо считается, что от интереса к предмету изучения зависит усвоение и запоминание учебного материала. Но необходимо также выяснять, чем определяется интерес, то есть какими внешними или внутренними процессами он порождается.

А.Н. Леонтьев полагает: «…сделать что-нибудь интересным – это значит: 1) сделать действенным или создать вновь определенный мотив и 2) сделать искомым и соответствующие цели. Иначе говоря, для того, чтобы возбудить интерес, нужно не указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели, но нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели (обычно целой системы промежуточных и «окольных» целей) в том или ином предметном содержании».1

Создать мотив при изучении народного художественного творчества могут, во-первых, содержание учебного материала, во-вторых, творческие действия, связанные с усвоением, переработкой информации и применения знаний, что собственно активизирует мыслительные процессы, и, в-третьих, эмоциональный настрой учащегося на успех в решении задачи.

Таким образом, перед преподавателем стоит задача найти рациональные способы успешной учебной деятельности при освоении традиционной культуры. Интересна в данной ситуации технология ТОГИС - технология образования в глобальном информационном сообществе, автором которой является доктор педагогических наук Гузеев Вячеслав Валерьянович. Типовая структура блока уроков, методов и организационных форм обучения и систематизация учебных задач обеспечивает создание уже зарекомендовавших себя в педагогике неких фреймов. Понятие фрейм в психологии трактуется как «рамка, обрамление – установление контекста, границ рассмотрения чего-либо».2
Исследователь Колодочка Т.Н. замечает: «Под фреймом в дидактике мы понимаем периодически повторяющийся способ организации учебного материала (фрейм как концепт) и учебного времени (фрейм как сценарий) для дисциплин, теоретический материал которых подвергается сгущению и имеет универсальную каркасную структуру».3
Фреймовый учебный материал в таком случае будет представлять собой систему тренажёров, опорных конспектов, алгоритмов, схем, таблиц, т.е. систему всевозможных способов свёртывания информации, что и ведёт к рационализации процесса обучения.
Технология ТОГИС даёт возможность переработать студенту различную информацию: как из книг; из разработок, выполненных преподавателем, так и из ИНТЕРНЕТа. Следовательно, во-первых, увеличиваются шансы обучаемых ознакомиться с множеством источников и избрать более приемлемый. Во-вторых, создаются условия для сотрудничества: преподаватель репрезентирует учебный материал для студентов, который, на его взгляд, является исчерпывающим. Для обучаемых адаптированная таким образом учебная информация является вектором для дальнейшей деятельности. В-третьих, в ходе такой работы происходит приучение к самостоятельности в обучении.
Макет учебной задачи, предлагаемый для школьников и пригодный для студентов колледжа, следующий4:
  • Имя задачи
  • Автор
  • Предмет
  • Класс
  • Тема
  • Профиль
  • Уровень
  • Текст задачи
  • Возможные информационные источники
  • Культурный образец
В качестве культурных образцов могут служить не только высказывания известных греческих путешественников, историков и результаты специальных исследований отечественных учёных, но и карты расселения славян; карты, отражающие распространение славянской мифологии; а также картины, рисунки художников (даже жанра фэнтези), современные фотографии неоязычников и т.д. (Возможности ИНТЕРНЕТа позволяют найти необходимый наглядный материал.).
Итогом такой поисковой деятельности должно стать либо заполнение таблицы, в которой обозначены основные, повторяющиеся из урока в урок культурные концепты:

Таблица 1

Обрядовые песни

Название

песни

Цель

исполнения

Темы,

мотивы

Герои

Тропы






Таблица 2

Календарные циклы

Название праздника/

время

Славянский Бог

Сакральный

смысл

Христианский

аналог

Зимний цикл:

КОЛЯДКИ

(СВЯТКИ) 24.12/24.02

(сичень/лютень)

6.01-8.01 по новому стилю


КОЛЯДА

– бог мира и сопутствующего

ему блаженства

Праздник зимнего

солнцеворота значил

обновление и обустройство мира. Основной обрядовой идеей выступает выпроваживание старого

и установление нового

миропорядка при помощи ритуальных

действий

РОЖДЕСТВО
ХРИСТОВО,
СВЯТКИ

В современной педагогике изучается и потенциал тестирования. На занятиях по НХТ введение тестовых материалов будет способствовать, скорее, освоению особенностей русской (или иной) культуры, нежели проверке знаний, хотя это тоже актуально:

ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Задание

Соответствие Бога и его функции

Даждьбог

Бог Солнца

Сварог

Бог неба

Род

Прародитель славян

Дид-Ладо

Верховный владыка Солнца и Неба

2. Задание

Другое имя Бога неба Сварога ...

Правильные варианты ответа: Стрибог.

3. Задание

"Пресветлый Ирий" - это...

&#; капище Бога Солнца

&#; жилище богов

&#; потусторонний мир

&#; граница между светом и тьмой

4. Задание

Занятия Дев-Рожаниц - ...

&#; одна предсказывает судьбу, другая делает подарки

&#; одна меряет нить жизни, другая - отрезает

&#; одна моет новорождённого, другая - пеленает

&#; одна молится за новорождённого, другая делает подарки

5. Задание

Богиня ... отвечает и за пряжу, и за урожай

Правильные варианты ответа: Макошь; Мокошь; Макош; Мокош

6. Задание

Камень, дающий исцеление всему живому, - ...

&#; Алатырь

&#; Алмаз

&#; Яхонт

&#; Агат

7. Задание

Сулица - это ...

&#; копьё, предназначенное для рукопашного боя

&#; обещание и последующий обман

&#; схватка насмерть

&#; копьё, не предназначенное для рукопашного боя

8. Задание

Три сакральных мира славян:

1: Правь

2: Явь

3: Навь

9. Задание

Служители языческих культов в культуре древних славян

&#; жрецы

&#; монахи

&#; послушники

&#; волхвы

10. Задание

Религиозные верования, характеризующиеся обожествлением сил природы -

&#; пантеизм

&#; монотеизм

&#; язычество

&#; фетишизм

Следует заметить, что технология ТОГИС будет работать и когда учащиеся сами создают фреймы, тесты и в пределах заготовок педагога.

Ещё одним испытанным средством являются опорные схемы или структурно-логические схемы. Опорные схемы являются одним из способов кодирования информации. Вся информация представляется в свернутом виде на основе ключевых слов, имеющих логические связи. Причём опорная схема как любой сигнал должна быть понятна каждому, то есть её символические обозначения узнаваемы и просты.

Как видим, данное определение выделяет важную особенность схемы – обобщение. Способность систематизировать, свести к общему началу и определяет рациональность опорной схемы. Именно через обобщение фактов происходит процесс понимания и запоминания.

На принципе обобщения основаны и таблицы. Возможности изображения многосторонних связей в таблице ограничены, тогда как схема выгодна пространственно. Она способна охватить большое количество связей и взаимодействий, то есть представляет собой как бы саму мысль или ее развитие. Следовательно, схема является наглядным отражением человеческой мысли, как думанье «С пером в руке».5

«Зафиксированная» таким образом мысль способна к различным трансформациям и моделированию. Схема может увеличивать или сокращать объем информации, обнаруживать стойкие и нестойкие связи, пересекаться с другими схемами и, наконец, она способна аккумулировать информацию. В связи с этим В.В. Давыдов замечает, что всеобщую, генетическую связь «необходимо воспроизвести в особых предметных графических и знаковых моделях, позволяющих изучать ее свойства «в чистом виде»6

То есть ученый выделяет еще одно свойство схемы – абстрактность.

Но, как отмечает Менчинская Н.А., опорой формирующегося понятия выступает схема, «объединяющая в себе черты и конкретного и абстрактного … так как схема свободна от предметных деталей…, и в то же время она пространственно – наглядна»7

Иначе говоря, схема может быть представлена и как средство наглядности, способствующее лучшему, экономному запоминанию учебного материала. Тем более что долговременная память способна сохранять модели и схемы.

Всякое обобщение предполагает сцепление между собой фактов информации: предшествующих – с последующими, знакомых – с новыми. В результате обобщения возникает некое единство, части которого прочно связаны между собой. Эта связь может быть различного характера, но формируется она не случайно. Информация в долговременной памяти на основе обобщений упорядочена и структурирована.
Так, например, с помощью опорной структурно-логической схемы можно рассмотреть особенности композиции волшебной сказки:







Врезка1

Врезка5Врезка4Врезка2Врезка3








Врезка6




Врезка7












Врезка8









(Схема составлена по работам П.Я. Проппа8,9)

Возможности технологии образования в глобальном информационном сообществе содействуют освоению сети интернет для целей обучения. Безусловно, учебные книги и монографии известных учёных не исключаются из процесса усвоения культурологических знаний. При таком подходе учебные задачи могут решаться студентами в разных формах, в том числе и игровых:
Задание 1. Определите и воспроизведите элементы древних обрядов славяно-русского язычества(с комментированием).

Рисунок 110



Рисунок 211



Рисунок 312

Учащиеся могут выполнять такие задания, разделяясь на группы, создавая тем самым творческие коллективы, в которых деятельность студентов будет выглядеть как взаимообучение.
Предлагаемые способы работы по изучению народного художественного творчества при помощи ТОГИС, фреймов, тестов, таблиц, игры, структурно-логических схем позволяют построить процесс обучения занимательно, активно, живо; используя различные источники информации и с освоением неоднородных путей переработки учебного материала.

Литература:
1. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах./ А.Н.Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983.- С.376

2.Коледа, С. Моделирование бессознательного./ С. Коледа.- М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000.- С. 216

3.Колодочка, Т.Н. Фреймовое обучение. / Т.Н.Колодочка // Школьные технологии.- 2005.- №1.- С. 140

4.Ботина, Т.В. Задача о русском классицизме//Педагогические технологии.- №3, 2003.- С.137

5.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах./А.Н.Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. - С.258)

6.Давыдов В.В. Особенности реализации содержательного обобщения в обучении / В кн.: Виды обобщения в обучении. / В.В.Давыдов.- М., 1972. – С.398)

7.Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения./ В кн. Исследования мышления в советской психологии./ Н.А.Менчинская/ - Изд-во "Наука" М., 1966. -.-С.371)

8.Пропп, В.Я. Русская сказка./ В.Я.Пропп.-М., 2005. – 384с.

9.Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки./ В.Я.Пропп.-М., 2007. – 332с.

10. http:// images.yandex.ru

11. http:// images.yandex.ru

12. http:// druidgor.narod.ru

Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, схема, глобальное информационное сообщество, народное художественное творчество, задание, фрейм, технология образования, опорная схема, Культурный образец, долговременная память.

Похожие статьи

Опорный конспект как один из способов представления учебной...

Главная цель опорного конспекта — изложить учебный материал так, чтобы на основе логических связей материал стал доступнее, остался в долговременной

Формирование и развитие информационной компетентности на... Технология опорных сигналов.

Опорный конспект на уроках обществознания как средство для...

Главная цель опорного конспекта — изложить учебный материал так, чтобы на основе логических связей материал стал доступнее, остался в долговременной памяти [1].

История. 5–11 классы: технологии современного урока / авт.-сост. В. В. Гукова и др.

Информационные технологии в преподавании предметов...

Информационные технологии в преподавании предметов народной и мировой художественной культуры в школе.

информационная культура, система образования, английский язык, сфера образования, учебный процесс, иностранный язык, предметный мир...

Методика изучения народных художественных промыслов...

Традиционная схема занятий декоративного рисования в современной школе (концепция В. С. Кузина) имеет классический подход и свою специфику.

1. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народно-художественных промыслов: Учебное пособие для...

Структурно-логические схемы как технология формирования...

Библиографическое описание: Белякова М. М. Структурно-логические схемы как технология формирования культуры научного мышления на уроках литературы

На современном этапе мы наблюдаем снижение интереса к художественной литературе высокого образца, что пугает.

Моделирование художественно-творческого процесса...

Искусство –это и художественное творчество, и восприятие этого творчества, это и

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед

В педагогическом процессе я использую народное искусство по трем направлениям.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Схема анализа литературно-художественного произведения.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат.

Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного...

Сегодня в условиях развитого информационного общества особенно актуальным вопросом становится вопрос о защите и сохранении эмоционального здоровья ребенка.

Коллективная художественная деятельность сегодня — это комплексная педагогическая технология...

Наглядное моделирование как эффективное средство развития...

Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Следовательно, технология наглядного моделирования требует соблюдения следующих принципов обучения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Опорный конспект как один из способов представления учебной...

Главная цель опорного конспекта — изложить учебный материал так, чтобы на основе логических связей материал стал доступнее, остался в долговременной

Формирование и развитие информационной компетентности на... Технология опорных сигналов.

Опорный конспект на уроках обществознания как средство для...

Главная цель опорного конспекта — изложить учебный материал так, чтобы на основе логических связей материал стал доступнее, остался в долговременной памяти [1].

История. 5–11 классы: технологии современного урока / авт.-сост. В. В. Гукова и др.

Информационные технологии в преподавании предметов...

Информационные технологии в преподавании предметов народной и мировой художественной культуры в школе.

информационная культура, система образования, английский язык, сфера образования, учебный процесс, иностранный язык, предметный мир...

Методика изучения народных художественных промыслов...

Традиционная схема занятий декоративного рисования в современной школе (концепция В. С. Кузина) имеет классический подход и свою специфику.

1. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народно-художественных промыслов: Учебное пособие для...

Структурно-логические схемы как технология формирования...

Библиографическое описание: Белякова М. М. Структурно-логические схемы как технология формирования культуры научного мышления на уроках литературы

На современном этапе мы наблюдаем снижение интереса к художественной литературе высокого образца, что пугает.

Моделирование художественно-творческого процесса...

Искусство –это и художественное творчество, и восприятие этого творчества, это и

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед

В педагогическом процессе я использую народное искусство по трем направлениям.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Схема анализа литературно-художественного произведения.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат.

Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного...

Сегодня в условиях развитого информационного общества особенно актуальным вопросом становится вопрос о защите и сохранении эмоционального здоровья ребенка.

Коллективная художественная деятельность сегодня — это комплексная педагогическая технология...

Наглядное моделирование как эффективное средство развития...

Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Следовательно, технология наглядного моделирования требует соблюдения следующих принципов обучения

Задать вопрос