Библиографическое описание:

Косарева Л. Г. Школьный предмет «Народное музыкальное творчество» и его роль в системе непрерывного музыкального образования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 145-147.

Одной из актуальных проблем современной российской музыкальной педагогики является совершенствование системы взаимоотношений «Школа – ССУЗ – ВУЗ». Основу этой вертикали образует детское музыкальное образование. Однако предмет «Народное творчество», то есть знакомство школьников с богатым наследием прошлого, с высокими образцами народного певческого и инструментального искусства, в программах ДМШ отсутствует. В курсе музыкальной литературы теме «Народная песня и её использование в произведениях русских композиторов – классиков» отведено четыре часа, что явно недостаточно в современных условиях. Русское народное творчество – основа для возникновения и развития русского профессионального искусства, заслуживает большего внимания.

С давних времён именно в музыке люди стремились выразить своё отношение к происходящему, свои мысли и чувства. Фольклор до сих пор сохраняет своё значение, широко используется во всех областях литературы и искусства, проникает в сферу детского воспитания и образования.

Новое столетие отмечено небывалым ростом музыкальной информации. Современное общество захлестнул постоянно возрастающий стихийный музыкальный поток, который оказывает огромное влияние на формирование эстетических взглядов детей. Поэтому очень важно уже с раннего возраста заложить в ребёнке фундамент хорошего вкуса. И главная роль в этом принадлежит народному творчеству. Как говорил С.Миропольский, именно «народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться».

В нашей школе, одной из старейших в России, около пятидесяти лет существует оркестр русских народных инструментов, многие учащиеся помимо школы с увлечением занимаются в различных музыкально – этнографических ансамблях города, выступают с сольными концертами. Но ребёнок, выросший в городе, чаще всего воспринимает фольклор как экзотику, музейный экспонат. Необходимо приобщить детей к новому для них пласту русской музыки и убедить в том, что народное творчество – это не второсортная культура, а богатый источник мудрости и духовных ценностей..

С этой целью в школе введён предмет «Народное музыкальное творчество» и разработана программа, которая предназначена для учащихся ДМШ и ДШИ.

Основная цель предмета – формирование у школьников целостного представления о фольклоре, воспитание интереса, уважения и бережного отношения к истории своего народа, к его культуре.

Основные задачи курса: дать детям знания в области русского народного творчества, определить его место в мировой культуре, раскрыть эстетико-художественную ценность русского фольклора, его значимость.

Программа рассчитана на один учебный год и выстроена по принципу «от простого к сложному»: от знакомства с отдельными жанрами народного творчества и инструментами народного оркестра – к восприятию фольклора как целостной системы.

Данная программа базируется на курсе народного творчества, изучаемого в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях. Вместе с тем, в ней учитывались возрастные особенности учащихся и специфика детских музыкальных учебных заведений. Этим обусловлено расширение и выделение в отдельный раздел таких тем, как «Русское народное многоголосие», «Русские народные музыкальные инструменты», «Оркестр русских народных инструментов».

Творчество народа – это особая культура, связанная с определённым образом жизни, где человек ощущал себя частью природы и был с ней неразрывно связан. Чтобы понять фольклор, необходимо, прежде всего, понять древних людей, его создавших. Поэтому во вступительном разделе «Народное творчество и его специфические особенности» введены новые главы – «Мир и человек в древней Руси», «Народный костюм», «Крестьянское жилище».

В программу добавлена новая тема – «Историческое развитие русского народного музыкального творчества». Представляется целесообразным использование её в качестве заключительного раздела, так как это даёт возможность суммировать и систематизировать полученные ранее знания.

Для раскрытия содержания данного предмета используются следующие формы работы: беседа с учениками, слушание музыкальных примеров и их анализ, разучивание некоторых образцов и их исполнение.

Плодотворным для музыкального воспитания учащихся является включение в урок игрового момента: инсценировка песен, импровизация (вокальная, двигательно-ритмическая), конкурс частушек и т.п. «Музыкальные паузы» подобного рода наглядно раскрывают вариантную природу фольклора, способствуют развитию памяти, певческо-слуховых навыков, творческих способностей детей. Элементы игры необходимы и при проведении проверочных работ по итогам четвертей и учебного года.

Следует активно привлекать учащихся к исполнению народных песен и предлагать им подражать манере народных певцов, что даёт возможность полнее ощутить специфику местных традиций.

Большое внимание необходимо уделять самостоятельной практической работе учащихся не только на уроке, но и дома. При разработке домашних заданий рекомендуется применять дифференцированный подход в зависимости от поставленной цели.

Процесс изучения основных положений курса предполагает использование фрагментов русской классической музыки, знакомство с исполнительским искусством профессиональных коллективов России.

Однако важно обратить внимание учащихся на то, что фольклор– это не только исходный материал для обработки, а прежде всего кладезь мудрости, эстетических и нравственных идеалов.

Почувствовать народную песню, ее своеобразие, красоту, ее дух можно лишь соприкасаясь с подлинным исполнением. Поэтому основу иллюстративного материала на уроках должны составлять именно аутентичные («натуральные») звукозаписи.

Для более полного и углублённого освещения некоторых тем программы важно привлечение материалов других видов искусства (поэзии, литературы, живописи и др.). В целях повышения интереса к уроку целесообразно постоянное использование наглядных пособий: репродукций, диапозитивов, фильмов (или фрагментов). При подборе иллюстративного и лекционного материала важно учитывать прежде всего местные традиции. Музыкальное творчество русского народа разнообразно, многопланово, тесно связано с историей страны. Каждая область, следуя общерусским правилам, всё же имеет свои характерные особенности, сохранившиеся до наших дней. Владимирский край занимает достойное место в этом ряду, поражая богатством, многожанровостью, неповторимым своеобразием.

Программа состоит из трёх частей: 1часть – примерный тематический план, 2часть – содержание предмета, 3часть – список литературы. Необходимым дополнением к программе является приложение, в котором изложен перечень репродукций и «звучащих» примеров, используемых на уроках.

Преподавателю, ведущему данный предмет, предоставляется возможность по собственному выбору организовать иллюстративный материал в соответствии с возможностями и условиями работы (наличие учебно-методических пособий, техническая оснащённость и т.п.).

Опыт работы показывает, что дети, приобщившиеся к народным традициям, с уважением и интересом относятся не только к своей, но и к иной музыкальной культуре. Они лучше разбираются в окружающем их музыкальном хаосе, большая часть которого по меткому определению Д.Б. Кабалевского является «музыкальным мусором». Обращение на занятиях к истокам русской речи даёт возможность учащимся почувствовать красоту и глубину родного языка, что является насущной необходимостью в условиях кризисной ситуации в этой области из-за обилия сленга. Опора в образовательном процессе на региональный компонент позволяет приобщить детей к истокам своей малой родины, воспитывает любовь к родной земле.

Таким образом, предмет «Народное музыкальное творчество» играет важнейшую роль в воспитании и образовании подрастающего поколения и является необходимым звеном в неразрывной цепочке музыкальных образовательных учреждений.



Основные термины (генерируются автоматически): предмет «Народное музыкальное, «Народное музыкальное творчество», народного творчества, русского народного, системе непрерывного, даёт возможность, системе непрерывного образования, народное творчество, русского народного творчества, русских народных, русского народного музыкального, Школьный предмет «Народное, Похожая статья, курсе народного творчества, жанрами народного творчества, Русское народное творчество, творчество русского народа, высокими образцами народного, ценность русского фольклора, русских народных инструментов».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle