Библиографическое описание:

Макеева И. А. Использование возможностей музейно-педагогической деятельности в осуществлении гражданского воспитания детей-сирот [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 198-201.

Социально-исторические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа [1].

Воспитанники детского дома имени В.А. Гаврилина в подавляющем большинстве являются социальными сиротами (85%), которые воспитывались в социально неблагополучных семьях, где не имели образцов нравственного, социально одобряемого поведения, гражданской ответственности, позитивных способов формирования социального опыта. В связи с этим приоритетным направлением деятельности детского дома становится нравственное, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, являющееся неотъемлемой составляющей процесса социализации личности.

Начиная с 2005 г., детский дом осуществляет реализацию инновационного проекта, цель которого заключается в создании системы работы по гражданскому воспитанию детей-сирот через использование потенциала музейного комплекса детского дома с участием всех субъектов воспитательного процесса. На сегодняшний день мы находимся на практическом (реализационном) этапе работы над проектом.

В рамках инновационного проекта педагогическим коллективом была определена иерархия целей деятельности: стратегическая цель предполагает воспитание духовно и нравственно здоровой, творческой личности, ориентированной на отечественные культурно-нравственные ценности и традиции, неразрывно связывающей свою судьбу с будущим родного края, страны, способной встать на ее защиту; личности, способной интегрироваться в систему разнообразных социальных институтов. Тактическая цель предполагает развитие мотивации к самореализации в качестве гражданина, патриота, высоконравственной личности. Оперативная цель предполагает формирование системы качеств нравственной личности, гражданина, патриота, высокого уровня духовно-нравственных притязаний и потребностей.

Работа осуществляется поэтапно, реализация музейных программ рассчитана на весь период пребывания воспитанника в детском доме и условно разделена на три возрастных этапа: I этап – работа с детьми младшего школьного возраста (7-10 лет), II этап – средний школьный возраст (10-14 лет); III этап – старший школьный возраст (14-18 лет). По итогам каждого этапа воспитанники должны овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, которые выделены на основе научных критериев.

Осуществляя инновационную деятельность, мы опираемся на понимание музея не только как института социальной памяти – «хранилище древно­стей», коллекцию предметов старины, а рассматриваем его как динамичное, интегративное пространство, участвующее в реализации важной задачи – социализации воспитанников детского дома. Музей способствует осуществлению механизма обратной связи между ребенком и обществом, между личным опытом и культурно-историческим знанием, процессами индивидуализации и социализации личности, формируя и восстанавливая целостность восприятия реального мира.

Теоретический анализ совокупного опыта музейной работы свидетельствует о том, что любая эффективная деятельность музея предполагает педагогическую составляющую. Музейная работа позволяет решать целый комплекс задач, связанных с обеспечением условий, которые способствуют повышению эффективности процесса формирования личности. Как наиболее значимые можно отметить следующие:

– воспитательная задача подразумевает включение результатов (предметов) человеческой культуры в процесс формирования нравственных ценностей, эстетической культуры ребенка, уважительного отношения к истории, традициям и их носителям, то есть людям;

– научно-исследовательская задача направлена на формирование навыков исследовательской, поисковой деятельности;

– творческо-досуговая задача направлена на использование музейной работы в качестве одного из направлений в организации культурного досуга детей;

– презентативная задача предполагает использование музейной работы для презентации достижений учащихся, педагогов и самого образовательного учреждения в целях формирования позитивного имиджа;

– эстетическая задача предполагает удовлетворение потребностей в приобщении к красоте, изяществу, что способствует созданию положительного эмоционального фона в образовательно-воспитательном процессе;

– коммуникативная задача рассматривает музейную работу как педагогическое средство формирования детского коллектива в совместной исследовательской, досуговой деятельности, обеспечения позитивного, толерантного общения между детьми, детьми и взрослыми [2].

Музей детского дома не является музейным учреждением в традиционном представлении, однако он обладает рядом признаков, как общих для музея, так и специфических для школьного музея. К ним можно отнести, во-первых, наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества. В фондах музеев детского дома имеется богатое собрание экспонатов, среди которых есть просто уникальные вещи – школьная парта со скамьей, личные вещи учащихся начала ХХ века (чернильница, перьевые ручки, аттестаты и др.), пионерская и комсомольская атрибутика, предметы крестьянского быта ХIХ века, личные вещи, рукописи В.А.Гаврилина (переданные в музей его вдовой Н.Е. Гаврилиной и первой учительницей музыки Т.Д. Томашевской), что позволяет детям визуализировать свои представления об истории, почувствовать свою сопричастность к событиям и людям. Во-вторых, наличие экспозиции, необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций. Наш детский дом располагает необходимой материально-технической базой – все музеи имеют свои помещения, специальное оборудование (стенды, выставочные витрины, стеллажи и т.д.), которое приобретено преимущественно на деньги спонсоров, в качестве которых часто выступают наши выпускники. Необходимо отметить, что при создании музеев не должны ущемляться интересы и ухудшаться условия проживания детей. Если детский дом не располагает «лишними» помещениями, то можно найти выход в организации мобильных экспозиций, выставок одного экспоната и др.

Также обязательным условием функционирования музея является наличие актива, способного вести поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, показе материалов. В условиях детского дома имеется возможность привлечения всех воспитанников к музейной деятельности, разумеется, дифференцированно – с учетом возраста, интересов, индивидуально-личностных особенностей. Кроме того, в деятельности музея должны прослеживаться элементы социального партнерства. За пять лет осуществления проекта сформировалась достаточно устойчивая система взаимодействия детского дома с образовательными, социально-культурными учреждениями, осуществляющими музейную деятельность, как на городском, так и на областном уровнях.

Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности музея детского дома от государственного музея заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Феномен школьного музея, по мнению Ю.Б.Яхно, состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности [3]. Следовательно, музей становится средой общения и взаимодействия различных субъектов социального воспитания, задающей определенную социальную направленность, положительные ценностные ориентации, оказывающей помощь детям в преодолении предрасположенности к негативным жизненным выборам.

Методологической основой деятельности музеев являются как фундаментальные, так и частные педагогические принципы:

– принцип природосообразности, требующий учета индивидуальных, возрастных, половых особенностей, специфических индивидуально-психологических характеристик детей-сирот и соотношения данных факторов с условиями социальной среды, имеющегося негативного жизненного опыта;

– принцип культуросообразности, предполагающий, что воспитание осуществляется в определенных культурно-исторических, социально-этнических, региональных условиях, которые нельзя игнорировать;

– принцип активного гуманизма, предполагает признание ценности ребенка как личности, его естественных прав, создание условий для его развития и интеграции в общество; ориентация на всестороннюю поддержку ребенка в различных жизненных ситуациях, включение его в самостоятельное решение проблем, формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности посредством музейной деятельности;

– принцип открытости, предполагает активное взаимодействие со средой и использование ее потенциала в воспитательном процессе для расширения представлений детей об окружающем мире, о жизненных проблемах и путях их решения;

– принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей предполагает гуманизацию системы ценностных ориентаций детей-сирот; подготовку детей к необходимости ориентации в проблемных жизненных ситуациях; упрочение норм уважительного отношения к другим людям независимо от их социального положения;

– принцип самореализации детей предполагает формирование активного отношения ребенка к миру и к себе, формирование самосознания; добровольность включения ребенка в музейную деятельность; наличие четких перспектив, последовательность и поэтапность решения задач;

– принцип включенности детей в реальные социально-значимые отношения предполагает соответствие уровня социальных отношений, в которые включаются дети возрастным и индивидуальным возможностям; обеспечение возможности выбора вида и содержания деятельности; стимулирование деятельности детей.

В настоящее время структуру музейного пространства детского дома составляют музеи: «Боевая слава», «История школы», «В.А. Гаврилин», «Этнография и декоративно-прикладное искусство», «Православная культура».

Музей «Боевой славы» знакомит учащихся с историей Сивашской дивизии, с вологжанами – ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, с людьми, совершившими подвиг в мирное время; формирует осознание своей сопричастности к истории страны, подвигам народа, необходимости сохранения памяти и проявления уважения к героям войны, пожертвовавшим своей жизнью на благо будущих поколений.

Музей «История школы» знакомит воспитанников с историей школы, традициями, педагогами, выпускниками детского дома, их дальнейшей судьбой; способствует формированию активной жизненной позиции, системы ценностей, позитивных моделей социального поведения, гражданской ответственности, профессиональному самоопределению воспитанников; способствует сохранению преемственности поколений.

Музей «В.А. Гаврилин» знакомит с историей жизни и творчеством выпускника Ковыринского детского дома (правопреемником которого, является наш детский дом), композитора Валерия Александровича Гаврилина; способствует привитию любви и уважения к прекрасному, к людям, его создающим; развивает творческие способности учащихся, их активность, самостоятельность, способность к постановке целей и их последующей реализации (на примере жизни и творчества В.А. Гаврилина).

Музей «Этнография и декоративно-прикладное искусство» знакомит воспитанников с миром народной культуры, народными обычаями и традициями, ремеслами и народными промыслами Вологодской области, учит уважать человека труда, помогает выбрать ремесло по душе и освоить его на уровне мастера народных промыслов в производственном предприятии «Овен», созданном на базе детского дома.

Музей «Православная культура» знакомит воспитанников с основами православной культуры, историей духовной жизни Вологодской земли, способствует созданию условий для духовно-нравственного воспитания школьников, формирования системы ценностных ориентиров, основанных на фундаментальных общечеловеческих ценностях.

Музеи детского дома осуществляют свою деятельность по всем основным направлениям: поисково-собирательная, фондовая, экспозиционная работа, комплектование, научно-исследовательская деятельность, экскурсионная практика.

Участие воспитанников в музейной деятельности: в поиске и обработке материалов (исследовательские экспедиции, создание картотеки учета и хранения документов, ведение электронного варианта инвентарной книги), научно-исследовательской деятельности (изучение поступивших материалов, написание докладов, рефератов, которые могут использоваться в учебной деятельности), создании экспозиций музея (оформление папок, альбомов, файлов, стендов, залов и экспозиций, проведение реставрационных работ предметов домашнего обихода для «Русской избы»), проведении тематических экскурсий для воспитанников, гостей, выпускников детского дома, воспитательных мероприятиях на базе музея, праздниках с использованием фондов музея, встречах с людьми – чрезвычайно благоприятны для включения механизма развития творческих сил, реализации нравственного потенциала, выявле­ния дополнительных ресурсов личности, формирования разнообразных практических навыков – исследовательских, коммуникативных, организационных, трудовых и др.

Формы реализации программ музейной деятельности разнообразны, дифференцированы, комплексны, включают исследовательский, познавательный, творческий, коммуникативный и практический компоненты. Условно их можно разделить на теоретические (лекции, беседы, конкурсы, экскурсии, творческие вечера, встречи с интересными людьми, викторины и др.) и практические – мастер-классы (мастерские) деятельность, которых направлена на приобщение детей к традиционным ремеслам – кружевоплетению, ткачеству, изготовлению фольклорных кукол, изделий из бересты и др. Работа на практических занятиях развивает воображение и творческие способности воспитанников; прививает умение воплощать свои идеи и замыслы в конкретных изделиях и реализовать собственные творческие планы; психологически подготавливает к выбору профессии, а совместный труд сближает детей разных возрастов, расширяя круг общих интересов, гармонизируя внутригрупповые отношения.

Суммируя все вышесказанное, можно утверждать, что музей располагает богатым социально-воспитательным потенциалом и позволяет осуществлять организованную познавательную, культурно-досуговую, творческую деятельность воспитанников. Музей создает благоприятные условия для осуществления гражданского воспитания детей-сирот: способствует формированию чувства патриотизма, активной гражданской позиции, политической культуры, критического мышления, способности самостоятельно делать свой выбор; помогает в воспитании гражданина, обладающего позитивными ценностями и качествами, способного реализовать их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Инновационная деятельность, проводимая детским домом, показала, что при обращении музея к проблемным детям он обретает новые, прежде неведо­мые ему функции: социального ориентирования, адап­тации и коррекции, не только значительно расширяя границы своей деятельности, но и создавая благоприятную среду социализации личности.

Обобщая опыт работы музеев детского дома, мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, приобщение детей к музейной деятельности должно начинаться как можно раньше, однако нужно исключить обязательность и принудительность участия детей в музейных мероприятиях;

Во-вторых, необходимо обеспечить поэтапность и дифференцированность включения детей в музейную деятельность – задачи, формы работы должны соответствовать возрастным критериям, интересам и потребностям детей, обеспечивать возможность проявления субъектности воспитанников. Программа работы музея должна быть построена с учетом концентрического принципа, вследствие чего в ходе изучения каждой темы, на каждом возрастном этапе происходит постоянное углубление и расширение программного материала. Необходимо сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм работы, в которых задействованы в той или иной мере все воспитанники детского дома.

В-третьих, необходимо обеспечить научно-методическое и педагогическое сопровождением музейной деятельности, подготовку и самообразование педагогов, внедрение авторских программ, методических разработок.

В-четвертых, необходимо разработать систему научно-обоснованных критериев и показателей эффективности деятельности музеев и программу мониторинговых мероприятий.

В-пятых, необходимо предусмотреть возможные трудности реализации программ музейной деятельности в условиях детского дома, в качестве типичных можно отметить неразвитость мотивационной сферы воспитанников, необходимость дополнительной подготовки педагогов, организация взаимодействия с музейными работниками и другими привлеченными специалистами, дополнительные нагрузки.


Литература:

1. Князев А.М.Гражданственность как объект воспитания //Стратегии воспитания в образовательной системе России. Подходы и проблемы/ Под редакцией И.А. Зимней. Изд. 2-е, доп.и перераб. М.: Агентство «Издательский сервис», 2000. 480с.

2.Степанов С.В. Задачи краеведческой и музейной работы в условиях совершенствования содержания образовательного процесса // Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования личности в поликультурной среде. Сб. матер./ Под ред.В.Н.Гурова, А.Е.Шабалдаса, В.Ф. Вишняковой. Ставрополь: СКИПКРО, 2004. Вып. 14. С.45-47.

3.Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства // Школа: день за днем. Электронный педагогический альманах. 2006


Основные термины (генерируются автоматически): детского дома, музейной деятельности, музейной работы, детского дома имени, музеев детского дома, программ музейной деятельности, условиях детского дома, воспитанников детского дома, использование музейной работы, реализации программ музейной, социализации личности, деятельности детского дома, детский дом, деятельности музея детского, музейную деятельность, дома имени В.А, гражданского воспитания детей-сирот, потенциала музейной деятельности, Музей детского дома, Воспитанники детского дома.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос