Библиографическое описание:

Балалиева О. В. Кластерное развитие дошкольного образования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 69-71. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/268/ (дата обращения: 12.12.2017).

Современный период характеризуется значительными изменениями, происходящими в системе образования. Это обусловлено новой концепцией социального и экономического развития страны. Сегодня современное, качественное образование, построение гражданского общества просто необходимо. Для достижения результатов надо перенастроить систему образования на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленных на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие всех участников образовательного процесса позволяет выделять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а так же обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка [4, c. 295].

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют приоритет в определении итогового результата освоения дошкольником программы, который заключается в описании интегративных качеств ребенка, среди которых выделяются такие как: «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации, любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире) задает вопросы, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Для обеспечения ФГТ в части освоения и достижения дошкольниками итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования необходимо пересматривать характер трансляции социокультурного опыта, преломлять его через специфику социокультурного развития региона, города [ 3].

По мнению ряда российских ученых, педагогов, наилучшим образом для решения этих проблем служит кластерный подход. Его целесообразность и актуальность практически не вызывают сомнений и в зарубежной научно-педагогической мысли.

Основоположниками кластерного подхода к организации образовательного процесса являются зарубежные педагоги - новаторы такие как Рензулли Дж.С., Джентри М., Рейс С.М., Селюк Е.Ю.

В понимании авторов, кластер – практикоориентированная деятельность творческих мастерских, специально организованных для создания продукта или услуги, работа разновозрастной группы участников образовательного процесса.

В переводе с английского языка слово «кластер» (cluster) означает «пучок», «гроздь», «группа», «расти пучками», «концентрация». От того, насколько будут объединены цели педагогов, детей, родителей в одну, согласованы цель и задачи, найдены аспекты личностного смысла, привлекательные для всех субъектов, зависит успешность выработанной стратегии. Таким образом, в научной литературе под кластером в образовательной системе понимают совокупность ее свойств, отвечающих за эффективность и качество решения определенного круга задач на конкретном этапе деятельности субъектов[1, c.17-18].

Под кластерами развития образования понимается: «инициативы и проекты развития образования, в которые включались многие школы и вокруг которых сформировалась (или формируется) устойчивая поддержка из внешней среды»,[2, c.48], присущие отдельному экономико-географическому региону.

Существенный вклад в формирование понимания кластерного подхода и кластеризации внес М.Б.Портер, рассматривая проблемы конкурентоспособности страны в целом и ее образовательной системы- в частности. Согласно его теории, эффективность любой системы следует оценивать через призму не отдельно составляющих, а кластеров - взаимосвязанных компонентов, элементов и т.д.

Проблема кластеров в образовании исследовалась многими учеными, в трудах которых анализировался процесс их формирования, этапы развития, структурирование (В.П.Бурдаков, Т.И.Шамова, Ю.Н.Юров, В.Т. Волов, П.И.Третьяков, Т.М.Давыденко и др.).

При реализации кластерного подхода можно выделить несколько ключевых моментов: наличие, во-первых, общей цели; во-вторых, правовой основы совместной деятельности субъектов; в-третьих,разработанных механизмов взаимодействия между субъектами, объединяющимися в кластер.

Большое значение для эффективности кластера имеет взаимодействие и взаимовлияние внутри него, когда все субъекты оказывают обоюдную поддержку. Близость друг к другу, внутренние связи, наличие постоянных личных контактов и общего взаимодействия облегчают коммуникацию и передачу информации. Входящие в кластер субъекты быстро узнают об инновациях в сфере образования, доступности новых компонентов и средств обучения, апробации их в образовательном процессе, отслеживают новые тенденции в развитии образовательной системы, опираясь на внутрикластерные взаимосвязи [1,c. 20].

Целью формирования кластеров развития дошкольного образования является интенсивный поэтапный темп внедрения инноваций с тщательным отслеживанием эффективности. Условие успешности - открытость всех происходящих внутри кластера процессов и презентабельность результатов для всех образовательных учреждений. Дошкольные образовательные учреждения, желающие объединиться в кластеры развития, принимают решения самостоятельно (без участия отделов управления образования), разрабатывают программу развития, определяют планируемый результат, уровни, критерии и показатели эффективности инновационной деятельности. Команда дошкольного образовательного учреждения, участвующего в организации кластера развития, должна быть способна слаженно достигать результата, с общим видением перспективы, со стремлением к самосовершенствованию, способностью учиться, координировать свои действия, коллективно принимать решения и реализовать их совместными усилиями. Достижения одной команды могут задать тон и стать образцом для других организаций [2, c.48].

Следовательно, кластерный подход основан на партнерстве заинтересованных друг в друге субъектов, применяется в исследованиях проблем их конкурентоспособности, а также как метод стимулирования инновационной деятельности всего образовательного учреждения. Кроме того, следует отметить, что конкурирующие структурные подразделения образовательного учреждения вынуждены оказывать поддерживающее влияние друг на друга. То есть, одновременно существуя в конкурентной среде, им придется вопреки правилам конкуренции «помогать» друг другу развиваться. По мнению М.Б. Портера, ограничение конкуренции в кластере ведет к его упадку.

Кластерный подход в дошкольном образовании связан, прежде всего, с организацией особого типа образовательной деятельности, суммирующей в себе приобретение знаний и умений через исследовательскую и творческую активность, характеризуемую тремя признаками:

Во-первых, имеет место персонализация темы или проблемы – дети занимаются чем-либо, потому что они хотят делать именно это.

Во-вторых, используемые детьми методы исследования или творческого производства соответствуют способам действия практикующих профессионалов (хотя их методология и находится на исходном уровне по сравнению со взрослыми исследователями, создателями фильмов, театральных декораций, актерами и пр.).

В-третьих, активность детей всегда нацелена на производство продукции или услуг и направлена на удовлетворение потребностей определенной группы людей: будь то изготовление памяток по здоровому образу жизни для малышей или постановка спектакля для родителей, изготовление массажных ковриков из бросового материала.

Информация (содержание) и умения (процесс), являющиеся сущностью ситуаций данного вида организованной детской деятельности, основаны на требованиях «необходимости знать» и «необходимости делать».

Образовательная деятельность на основе кластерного подхода представляет собой синтез и применение содержания, процессов и личного вовлечения.
Роль старшего дошкольника трансформируется от заучивающего инструкции до исследователя-первооткрывателя, а роль педагога изменяется от инструктора и распространителя знаний до комбинирующей роли фасилитатора, тренера, поставщика ресурсов и иногда партнера или коллеги.

Хотя выполнение некоторых исследований подразумевает наличие обширного опыта и соответствующих условий предметно - развивающей среды, выходящих за пределы способностей старшего дошкольника, тем не менее, почти в каждой области знания можно осуществлять эксперименты на так называемом начальном уровне, соответствующим возможностям детей. При этом такие эксперименты всегда имеют практикоориентированную направленность, так как осуществляются в целях удовлетворения потребностей какой либо группы людей. Роль фасилитатора в обеспечении методологического сопровождения заключается в помощи детям в идентифицировании стоящей перед ребенком проблемы или задачи, нахождении и приобретении необходимых материалов, а также знакомстве с людьми, которые могут помочь им с надлежащим использованием исследовательских техник.
Хотя методологическая помощь выступает важной составляющей обязанностей фасилитатора, владение большим количеством исследовательских техник не является ни необходимым, ни реалистичным для ведущего в кластере.
Богатый опыт и ориентирование в теме исследования необходимы, однако самое важное качество – это способность узнавать, где и как помочь детям в приобретении необходимых материалов, а также собственное стремление к получению специализированных ресурсов и знакомств со значимыми людьми, что в современных условиях является важным критерием компетентности педагога.

В кластере участники будь то дети, родители, педагоги не выполняют одинаковые задачи. Присутствует разделение труда, аналогичное реально существующему на производстве, и каждый, выполняя работу, тем самым развивает свои интересы и специализацию. Группу объединяет общая цель, при этом каждый ее член вносит свой уникальный вклад в общее предприятие. При этом, участвуя в работе кластера дети приобретают опыт коммуникативного взаимодействия с людьми различных возрастных категорий и профессий: от родителей воспитанников, до педагогов системы начального общего образования.

Как возможно внедрение кластерного подхода в образовательный процесс старших дошкольников? На наш взгляд, внедрение кластерной организационной технологии в образовательный процесс старших дошкольников, позволит существенно расширить круг межличностного общения детей: интерес и умелое вовлечение детей в образовательный процесс, а также четкое целеполагание в работе кластера и доступное объяснение для чего и кому это необходимо, способны развить в старшем дошкольнике такие качества личности как ответственность, коммуникабельность, умение искать и использовать информацию, приобретать первый опыт в исследовательской и практической деятельности [3].

В результате кластерного развития дошкольного образования для каждого участника ожидается: наиболее активное внедрение инновационных технологий, предсказуемость результатов, интенсивное развитие образовательного учреждения. Инновационная деятельность образовательных кластеров развития, предполагает обеспеченную новыми идеями и подходами активность в привлечении дополнительного финансирования.

Таким образом, кластерное развитие дошкольного образования – это перспективная альтернатива существующей системе, предполагающая целевое объединение профессионалов образования, передовых идей и материальных ресурсов.

Безусловно, вопрос пересмотра традиционного взгляда на обучение и воспитание подрастающего поколения требует длительной и существенной структурной и содержательной перестройки. Однако всегда успех ожидает того, кто ищет новых подходов к осуществлению этой важной миссии в системе человеческих взаимоотношений.

Литература:
  1. Игнатова, И. «Пучки» и «гроздья» управления [Текст] /И.Игнатова, Н.Екимова //Управление школой. - 2009. - №24. - С.17-20.

  2. Осинцева, И.М. Кластерное развитие образования [Текст] /И.М.Осинцева // Национальная образовательная стратегия. Формирование современной модели образования, ориентированной на достижение целей опережающего развития: материалы окружной науч.-практ. конф.-Екатеринбург,2009.- С.46-48.

  3. Стариковская, Е.В. Развитие интегративных качеств личности у старших дошкольников на основе кластерного подхода http://www.uoura.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1120.

  4. Чусовитина, Н.И. Взаимодействие детского сада и семьи: из опыта работы [Текст] /Н.И. Чусовитина //Школа педагогических взаимодействий: вчера, сегодня, завтра: сборник материалов Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодых учителей /Под ред.Э.Ф.Зеера; Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург,2010 .- С.295.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного образования, кластерного подхода, образовательного учреждения, развития дошкольного образования, развития образования, развитие дошкольного образования, программы дошкольного образования, образовательного процесса, общеобразовательной программы дошкольного, участников образовательного процесса, основной общеобразовательной программы, процесс старших дошкольников, образовательный процесс старших, кластерного развития дошкольного, и перспективы развития образования, кластеров развития, кластеров развития дошкольного, кластерами развития образования, дошкольного образовательного учреждения, приобретении необходимых материалов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос