Библиографическое описание:

Вернова Н. Е. Рекомендации по обучению слушателей старшей возрастной категории работе на компьютере [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 166-168. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/261/ (дата обращения: 18.12.2017).

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. И. Гёте

Нам всем посчастливилось жить в интереснейшее время новаций и перемен, когда окружающий мир стал кардинально меняться, стремительно совершенствуясь во всех ключевых направлениях жизнедеятельности человека. Развитие информационных и нано технологий повлекло за собой и развитие общества в целом. Появилась потребность в кадрах высокой квалификации. Вместе с тем, знаний полученных людьми в школьные и студенческие годы стало катастрофически не хватать. Возникла острая необходимость получения новых, созвучных времени умений и навыков. В частности, на первый план вышла проблема получения и углубления знаний в области компьютерных технологий. Это явилось наиболее актуальной задачей для лиц старшего и среднего возраста и в первую очередь коснулось педагогов и работников образования. В определенный момент времени стало невозможным для педагога быть компьютерно не грамотным, в то время как учащиеся и студенты уже овладели информационными и интернет технологиями.

В период работы в методическом центре, я обучала преподавателей различных дисциплин, тренеров, мастеров производственного обучения основам работы на компьютере. Большая часть слушателей составляли люди старше пятидесяти лет. Хочу заметить, что взаимодействовать с данной возрастной категорией было довольно интересно, хотя трудностей на моем пути вставало не мало.

Дело в том, что педагоги, отработавшие уже более тридцати лет, являлись с одной стороны профессионалами в своём деле и в то же время оставались совсем не опытными в сфере компьютерных технологий. Возникал определенный диссонанс, когда умный, творчески мыслящий человек вдруг замыкался, становился пассивным и «вешал на себя ярлык» устаревшего и немощного.

Справиться с этим, то есть убедить человека в том, что нет никаких преград, в быстром и качественном усвоении им нового для него учебного материала, и явилось для меня самой трудной задачей. Чтобы преодолеть поставленные слушателями барьеры, я вывела ряд правил и рекомендаций.

Перед началом семинара необходимо разработать для каждой конкретной группы слушателей методическое пособие. Оно должно содержать две части «Базовый уровень» и «Углубленный уровень». Причем базовая часть обязательна к изучению, а углубленная – рассчитана на слушателей, которые успешно справятся с основным курсом и проявят интерес к более сложным моментам. Первая часть пособия должна состоять из нескольких простых уроков, можно назвать их шагами, причем количество «шагов» не должно превышать десяти, с тем, чтобы на первом же занятии вы сразу могли объявить, что представляемый вами курс, слушатели освоят всего за десять простых шагов. Это очень обнадёжит курсантов, снимет с них груз размышлений о тяжести получения новых знаний и строго очертит границы их учебной деятельности. Кроме того, каждый «шаг» необходимо пронумеровать и разбить на несколько еще более простых действий, с тем, чтобы он представлял собой четкий алгоритм. Визуально структура каждого алгоритма должна располагаться на листах формата А–4 в виде машинописного текста выполненного крупным шрифтом, например шестнадцатым или восемнадцатым (нужно учитывать возможные проблемы со зрением).

Более того, необходимо снабдить каждое действие алгоритма пояснительной иллюстрацией, с тем, чтобы слушатель курсов мог контролировать выполнение заданий, сверяясь непосредственно с картинкой на экране монитора. Все созданные «шаги» нужно собрать в один пакет, но не скреплять. Курсанты должны иметь возможность свободно вынимать листы из методички, чтобы в случае необходимости быстро повторить действия предыдущих шагов, просто вынув лист с нужным номером.

Врезка1

Следующий важный момент в работе с группой старшей возрастной категории, состоит в том, чтобы её наполняемость не превышала десяти участников, оптимальное количество соответствует пяти слушателям. Это позволит в полной мере применить индивидуальный подход к каждому из них.

В этой связи возникает другая проблема – это правильное общение преподавателя с курсантами.

Молодым преподавателям, которые только начинают свою работу со слушателями старшей возрастной группы, следует учитывать, что данная категория не всегда усваивает материал так быстро как, например, молодежь или подростки. Это связано с тем, что взрослый человек, в отличие от ребенка пытается сразу же переосмыслить только что полученную информацию через призму своих знаний и опыта. Все это занимает определенное время и наша задача увести его от лишних ненужных рассуждений, предоставив четкую траекторию движения «по шагам».

Пройдя сначала, может быть, механически, урок за уроком слушатель на определенном этапе начинает понимать всю простоту и логичность выполняемых им действий. И, наконец, происходит осознание того, что материал им усвоен полностью. Это сразу же сказывается на его эмоциональном состоянии, и в этот момент у курсанта возникает готовность идти вперед, то есть попробовать решить более серьёзную проблему! И вот теперь ему можно предоставить более сложное задание, как второй, «продвинутый» этап курса. Окрыленный успехом, это задание, он будет выполнять с удовольствием, забыв о своих прежних проблемах.

И последний момент, на который я хотела бы обратить внимание. Общайтесь со слушателями на равных. При работе со старшей возрастной группой уделяйте больше внимания индивидуальному общению с каждым её представителем. При необходимости объясняйте ход любого алгоритма столько раз, сколько потребуется для успешного усвоения материала каждым курсантом. При правильном выполнении задания, обязательно сообщайте об этом слушателю, в противном случае, предлагайте пройти очередной этап занятия совместно. Не оставляйте надолго курсанта наедине с самим собой, при первой же неудаче он неизбежно поставит на себе клеймо «неспособного к обучению» и это перечеркнет всю вашу педагогическую работу.

Используя приведенные рекомендации, я обучила более двухсот человек, все они на данный момент уверенно используют компьютер в своей профессиональной деятельности.

Обучая взрослых людей, я поняла, что вместе с навыками и умениями работы на компьютере, слушатели курсов приобретают еще и уверенность в завтрашнем дне, чувствуют себя современными и востребованными обществом.

Меня вдохновляет моя деятельность, ведь нет ничего прекраснее, чем глаза человека, который только что поверил в себя и ощутил способность вновь познавать мир!


Основные термины (генерируются автоматически): старшей возрастной, старшей возрастной категории, слушателей старшей возрастной, слушателями старшей возрастной, группой старшей возрастной, старшей возрастной группой, получения новых, компьютерных технологий, Большая часть слушателей, слушателей методическое пособие, алгоритма пояснительной иллюстрацией, возрастной категорией, острая необходимость получения, слушателями барьеры, определенный момент, получения новых знаний, направлениях жизнедеятельности человека, кадрах высокой квалификации, часть пособия должна, лишних ненужных рассуждений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос