Сюжетно-ролевая игра как средство формирования нравственных норм у детей с особыми образовательными потребностями
Авторы: Султангалиева Гульназ Кабыкеновна, Абеуова Гульнара Рымкановна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 10.07.2015
Статья просмотрена: 491 раз
Библиографическое описание:
Султангалиева, Г. К. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования нравственных норм у детей с особыми образовательными потребностями / Г. К. Султангалиева, Г. Р. Абеуова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 131-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8519/ (дата обращения: 16.12.2024).
Мы живем в сложном мире. Казахстан преодолевает политический, социальный, экономический и эколог0ический кризис. Но остается в обществе самый страшный кризис — нравственный. Сегодня в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу. Поэтому проблемы нравственного воспитания относятся к числу тех, которые представляют живой интерес практически для всех. Нравственность больше, чем другая сфера внутреннего мира человека, обеспечивает социальную устойчивость системы отношений человека с другими людьми, его связи с обществом. Формирование же нравственных качеств должно начинаться в детстве. Воспитание ребенка и в семье, и в школе, и в учреждениях дополнительного образования надо начинать с формирования духовности. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственности за свои поступки, любви к людям, природе, своему краю. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества были превращены во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты. В Казахстане более 170 тыс. детей с ограниченными возможностями, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Ограниченные возможности у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, позволяющая личности активно включаться в разные структурные элементы среды, посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальным нормам, культуре, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития [5,с 45].
Освоение детьми с ООП социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т. п.), но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации. Конвенция о правах ребенка принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года. Где признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества [1, с.8].
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями в развитии на образование в соответствии с действующим законодательством Казахстана — одна из важнейших задач государственной политики, основное условие для их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В соответствии с законом «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и программой «Дети Казахстана на 2007–2011 годы» от 21 декабря 2007 года № 1245 неуклонно расширяется сеть новых видов специальных организаций образования, которые обеспечивают коррекционно-педагогическую поддержку детей, обучающихся в школах, и включение в образовательный процесс тех, кто считался ранее «необучаемыми» [3, с.3].
Настоящий Закон определяет формы и методы социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, направлен на создание эффективной системы помощи детям с недостатками в развитии, решение проблем, связанных с их воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой, профилактику детской инвалидности. [2, с.12]
Во все времена проблема нравственного воспитания подрастающего поколения имела особую значимость. Эта проблема в полной мере относится к олигофренопедагогике, науке, разрабатывающей методы воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями через игру, их подготовка к самостоятельной жизни и общественно полезной деятельности. На сегодняшний день в педагогической практике игрой в полной мере охвачены только дошкольники. Очень мало играют в школах с младшими школьниками, в основном в подвижные игры (для развития двигательных навыков) или дидактические (для лучшего усвоения учебного материала). Ролевые игры используют значительно реже. Создается впечатление, что развивающие и воспитывающие возможности ролевой игры в воспитательном процессе осознаются недостаточно. Считается естественным, игра шире используется в условиях оздоровительных лагерей, чем в школе. Традиционно сложился стереотип: в лагерь едут отдыхать и получать удовольствие, школа же — учреждение серьезно, игра здесь приемлема лишь в небольших дозах, в паузах между серьезными занятиями учения и труда. Такая система взглядов относится к традиционной педагогике, названной Ш. А. Амонашвили императивной. В своей книге «Воспитательная и образовательная функции учения школьников» он вскрыл недостатки этой педагогики, назвав в качестве главного недостатка её ограниченные возможности в плане потенциального развития ребенка [4,с.99].Между тем ролевые игры сильно влияют на духовное развитие личности. Одной из особенностей сюжетно-ролевой игры является принятие детьми роли взрослых, поэтому детей интересуют иные, чем в сюжетно-отобразительной игре, стороны окружающей действительности. Сначала детей интересуют действия, которые выполняют взрослые, а потом — взаимоотношения и общение людей. В сюжетно-ролевой игре у детей хорошо формируются предметные способы решения игровых задач. Становятся все разнообразнее игровые действия с игрушками. Если для решения игровой задачи дети не могут найти нужную игрушку или в игре им требуется какой-то необычный предмет, то они легко используют предметы-заместители. Причем, в качестве заместителей могут брать как знакомые, так и новые предметы. По мере необходимости дети включают в игры воображаемые предметы, а иногда отсутствующие предметы или невыполненные действия они заменяют словом. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре дети легко варьируют освоенные на предыдущем этапе развития игры предметные способы решения игровых задач. У детей развивается эмоциональная выразительность движения, жестов, мимики.
Ролевые действия в играх сопровождаются ролевыми высказываниями, с помощью которых ребенок обращается к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, к взрослому, к сверстнику.
Постепенно от ролевых высказываний дети переходят к беседе, она отличается тем, что играющие обмениваются логически связанными по содержанию фразами. Сначала ролевая беседа возникает по инициативе взрослого. Получив опыт общения, дети включаются в ролевую беседу друг с другом. С обогащением жизненного опыта детей беседа становится все разнообразнее и длительнее. Но в практике наблюдается такая пагубная тенденция: чем старше становятся дети, тем меньше они разговаривают в игре или их общение остается на примитивном уровне. Причина этого в том, что дети порой не знают, о чем можно поговорить, поэтому во время формирования ролевой беседы обязательно нужно демонстрировать взаимодействие и общение взрослых. Итак, сюжетно-ролевая игра отличается тем, что у детей происходит формирование ролевых способов решения игровых задач. Важным является то, что уже на первых этапах развития сюжетная игра воспитывает нравственно-волевые качества личности: способность к произвольному управлению действиями, к переживанию, к содействию. В первых совместных играх дети учатся общаться, обращаться с просьбой, с предложением к товарищам, согласовывать свои действия с другими, обмениваться игрушками, предметами, помогать друг другу. Воспитательное значение сюжетно- ролевых игр во многом зависит от организованного руководства этими играми. Важнейшее условие успешной организации игр детей заключается в том, чтобы уметь косвенно воздействовать на детей, ставить их в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность. В игре ребенок переживает не только положительные эмоции. Он переживает и горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и т. д. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без радости перестает быть игрой. Специфические особенности детей с нарушением интеллекта, ограниченность жизненного опыта школьников, позволяют нам обратиться к игровой деятельности, а именно к сюжетно-ролевой игре, как средству усвоения определенных знаний и моральных норм.
Наибольшего уровня сформированности достигают представления детей о товарищеской взаимопомощи. Сложнее для детей с нарушением интеллекта усвоить знания о необходимости проявления по отношению к сверстникам. Такие же трудности возникают в процессе переноса полученных знаний в повседневную жизнь в сферу практического, непосредственного взаимодействия друг с другом, где выполнение нравственных требований может противоречить личным, порой эгоистичным интересам ребенка.
Ориентация на самого себя, на собственные силы, недостаточность жизненного опыта, не позволяют детям с ООП адекватно реагировать на ситуацию, требующую проявления отзывчивости, внимания, доброжелательности. Это проявляется в том, что дети с ООП осознавая, потребность какого- либо действия (помочь, пожалеть), оказываются не в состоянии выполнить его. Наиболее доступна для таких детей ситуация, в которой требуется проявить гуманные чувства по отношению к больному ребенку. Здесь редко кто из ребят демонстрирует равнодушие, в основном дети жалеют больного сверстника, стремятся его чем-то порадовать. Но в то же время дети могут не заметить, если рядом упадет или удариться, ребенок в лучшем случае они позовут учителя, не оказывая особого внимания пострадавшему. Необходимо отметить, что при соблюдении определенных нравственных требований по отношению к сверстникам, большое значение имеют сформировавшиеся симпатии и антипатии. Совместная игровая деятельность, организованная с учетом индивидуальных особенностей детей их симпатий и антипатий, позволяет достичь необходимой эмоциональной реакции, разбудить детские чувства. Правильность гипотезы необходимо было подтвердить на практике. Многие исследователи детских игр отмечают силу и подлинность чувств, переживаемых ребенком в игре. Эти чувства богаты и разнообразны. В творческих ролевых играх дети переживают чувства, связанные с выполняемыми ролями: заботу, теплоту, нежность мамы, ответственность шофера или доктора и т. д. В коллективных играх проявляются общественные чувства детей (дружбы, товарищества). Ребенку доставляют радость достижение в игре результата, преодоление трудностей. В подвижных играх дети получают радость от ритма движений, их согласованности, от сознания проявленной ловкости, смелости, от достигнутого успеха. В играх, требующих сообразительности, находчивости, смекалки, радость носит интеллектуальный характер. В большинстве игр проявляются эстетические эмоции, вызываемые привлекательностью используемых игрушек, красотой игровых движений, элементами художественного творчества. А. С. Макаренко писал о радости в игре, как «радости творчества, радости победы, радости нравственной, радости качества» [6, с.29].
Игра любого вида протекает, как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для ребенка цель: накормить дочку, полететь в космос, запятнать играющих, увернуться от «ловишки». Цели не являются постоянными. Н. К. Крупская указывала, что по мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных целей дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям [6, с.123]. Задача педагога состоит в том, чтобы, связывая детей взаимозависимостью в игровой ситуации, стимулировать их к самостоятельному регулированию своих отношений, посредством предъявления требований. Разнообразить и углубить детские чувства и ощущения, расширить сферу нравственных отношений позволяют обогащение содержания игр за счет знакомство детей с произведениями художественной литературы, просмотра кино и диафильмов, в процессе экскурсий и наблюдений.
Литература:
1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября1989года. Ст. 23. С. 8.
2. Закон Республики Казахстан от 11июля 2002 года № 343–11 «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» ст.3, С. 3,
3. Программа Дети Казахстана от 21.декабря 2007года № 1245.Ст.5,3. С.12.
4. Амонашвили Ш. А. «Воспитательные и образовательные функции учения школьников» М.,-Просвещение1983г.- С.99.
5. Завалишина О. В. «Особенности осознания социально-нравственных качеств личности старшими дошкольниками» сб. «Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей с ОВР», Алматы,-1998 г.- С.45.
6. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М., 1980.- С.89–130.