Иоанн Златоуст об истоках отклоняющегося поведения | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Гуськова Е. А. Иоанн Златоуст об истоках отклоняющегося поведения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 71-73. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8487/ (дата обращения: 20.10.2018).

Проблема формирования социально адаптированной, нравственно здоровой личности в современном мире является актуальной в наши дни. Обращаясь к истории философской и педагогической мысли, необходимо отметить, что вопросы воспитания человека находились в центре внимания философов и педагогов еще в первые века нашей эры. «Уроки о воспитании», написанные в 4 веке Иоанном Златоустом, представляются, на мой взгляд, особенно актуальными для изучения в настоящее время. Решение проблем подрастающего современного поколения возможно в условиях диалога и преемственности культур при изучении трудов философов и педагогов разных исторических эпох.

Следуя идеям К. Д. Ушинского, В. В. Розанова о приоритете в воспитании традиционных ценностей (семья, религия, культура) в данной работе хотелось бы остановиться на роли в воспитании ребенка семьи, формировании в семье ментальности, которая «является мировоззренческим стержнем» [1, с. 9] человека. Задача данной работы рассмотреть проблемы становления ребенка согласно труду Иоанна Златоуста, «Уроки о воспитании», проанализировать истоки отклонения в поведении ребенка, и как результат, появление преступности.

Согласно энциклопедическому педагогическому словарю, «отклоняющееся поведение — поведение, устойчиво проявляемое в нарушении социальных норм». Отклоняющееся поведение несовершеннолетних не имеет «противоправного содержания», но игнорирует «этические нормы». [2].

Главная проблема появления таких отклонений состоит в отсутствии воспитания или невнимательности родителей по отношению к своим детям. Это воспитание И. Златоуст считает долгом, долгом «воспитывать своих детей не одно то, чтобы не допустить их умереть с голоду. А …попечение образовывать сердца детей в добродетели и благочестии» [3, с.1]. Под добродетелью и благочестием И. Златоуст подразумевает в первую очередь обязанность родителей научить детей подчиняться воле родителей, научить долгу, что является определенным сдерживающим началом для детей. «Не я ли, скажет Господь, дал место сим детям в семействе вашем? Не я ли вверил их вашему попечению, поставив вас их владыками, попечителями, судиями? Я дал вам полную власть над ними… возложил на вас все заботы о их воспитании. Вы должны были… наложить узду, подклонить эту юную душу под иго долга, приучить ее к нему…, а не ожидать, пока страсти, усиляясь постепенным развитием, сделаются необузданными и неукротимыми» [3.с.1]. Воспитание у детей чувства долга, подчинение власти родителей воспитывает у ребенка уважение к ним. Является залогом того, что ребенок впоследствии проявит заботу о родителях и не заставит их стыдиться своего дитя, «забота не по природе, а по воспитанию, которое гораздо важнее природы». И это, по И. Златоусту, есть добродетельное и благочестивое воспитание. «Человек, иже аще зло речет отцу своему или матери своей, смертию да умрет» [3, с.1].

Отсутствие со стороны родителей твердости в воспитании приучает детей к вседозволенности. «Преступная кротость, беспечность отца», иногда боязнь «огорчить детей» способствует развращению ребенка. Чувствуя свою безнаказанность, ребенок видит возможность для себя отойти от норм, и тогда «беспорядки увеличиваются, безнаказанность доводит до государственных преступлений. Суды пробуждаются, несчастные умирают на месте казни» [3, с.2]. По И. Златоусту, отец, пренебрегая своей обязанностью использовать силу власти над ребенком, сам выталкивает его на суд общественный. Таким образом, родители сами становятся соучастниками преступления. В этом случае великий богослов говорит о том, что речь идет о детоубийстве.

Следуя логике, склонность к преступлению изначально порождает семья, в которой пренебрегают своими родительскими обязанностями. «Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности» [3, с.2].

Далее святитель поднимает еще одну проблему воспитания: проблема значимости внешних атрибутов благополучия и нравственной пустоты. Воспитывая в детях стремление к богатству, власти, славе, родители формируют в ребенке такие качества, как тщеславие и «сребролюбие», которые делают душу бесплодной и неспособной ни к чему доброму. По словам И. Златоуста, богат не тот человек, кто «заботится о большом стяжании имения и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды» [3, с.3]. Не внешние атрибуты благополучия, внешняя ученость, слава формируют человека, а его отношение к ним. «Не ритором старайся его сделать, а научи его любомудрию. Благоповедение нужно, а не остроумие, нравственность, а не сила речи, дела, а не слова. Это дарует действительные блага» [3, с.3].

Нетерпимое отношение к людям, снисходительная позиция к безнравственным поступкам, по мнению святителя, делают детей развращенными: «вы делаете друзьями, кто может дать денег, хоть бы и научил крайнему разврату… Христос сказал, что любящие славу — постятся ли, подают ли милостыню — все это делают без пользы, а вы только стараетесь о том, чтобы ваши дети получили ее» [3, с.3].

Проблема подмены понятий, с точки зрения богослова, несет в себе обман. Так, слова, имеющие нравственное содержание, преподносятся и потом воспринимаются в уничижительном смысле: скромность- необразованность, справедливость — слабость, смирение — раболепство. Другим же понятиям придаются черты благородства: обладание богатством — свобода, дерзость — откровенность, несправедливость — мужество. По мнению И.Златоуста, это и есть обман. «Вы будто боитесь, как бы дети, услышав настоящее название этих добродетелей и пороков, не убежали от заразы. Ибо название пороков настоящими их именами немало способствует к отвращению от оных» [3, с.6].

Святитель утверждает, что родителя должны суметь подчинить своей воле ребенка, должны научить его долгу, «любомудрию», честности. Тогда этот ребенок станет достойным человеком, для которого соблюдение законов будет привычка, норма. «Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках, и учителях, надсмотрщиках и воспитателях. Только при таких условиях возможно обуздать ее. Что конь необузданный, что зверь неукротимый, — то же самое есть юность. Если в начале и с первого возраста поставим для нее настоящие пределы, то впоследствии не будем иметь нужды в великих усилиях, напротив, привычка превратится в закон. Не позволим им делать того, что приятно и вместе вредно; не будем угождать им, потому, что они дети, но преимущественно сохранять их в целомудрии» [3, с.8].

Таким образом, анализируя размышления святителя Иоанна Златоуста, можно утверждать: семья закладывает основы ментальности, формирует нравственные нормы, которые впоследствии определяют путь человека, помогают сделать ему свой выбор, решить проблему: что есть зло, что есть добро; что приемлемо для человека, что невозможно ни при каких обстоятельствах.

В заключении своего труда «Уроки о воспитании» святитель вновь напоминает, что ребенок — это дар Божий, и требует к себе очень трепетного и внимательного отношения. Отклонения от норм в поведении пока еще ребенка обусловлены его воспитанием в семье. Ответственность за проступки лежит полностью на его родителях.

 

Литература:

 

1.      Гершунский Б. С. Готово ли современное образование ответить на вызовы 21 века?//Педагогика.- № 10.-2001.-с.3–12

2.      enc-dic.com Отклоняющееся Поведение — Социологический словарь –Энциклопедия&словари).

3.      Иоанн Златоуст. Уроки о воспитании.//rutracker.org.Святитель Иоанн Златоуст. Уроки о воспитании. [2001DOC.RUS]:RuTracker.org.

4.      Осипов А. И. Нравственность и духовность. Фрагмент лекции. Искажения христианства/http://azbyka.ru.

5.      Панина Л. Ю. Воспитание человека культуры в философско-педагогическом наследии В. В. Розанова.//nauka-pedagogika.com. Автореферат диссертации по теме Воспитание человека культуры в философско-педагогическом наследии В. В. Розанова.

6.      Розанов В. В., Соколов П. История педагогических систем. //http://duward.ru/librauy/rozanov_p_sckolov.html

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитание, Златоуст, внешний атрибут благополучия, норма, отклоняющееся поведение, родитель.

Похожие статьи

Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста

Девиантное поведение характеризуется исследователями как отклоняющееся от нормы.

Причины отклонений в поведении детей дошкольного возраста также могут быть

Родители всегда на работе, ребенок видит их крайне редко, большую часть времени проводит с няней.

Роль отца и девиантное поведение дочери в подростковом...

Отец — это воплощение порядка и благополучия [2, с.76].

— М.: МГППУ, 2009. Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. Пилиповского В. Я.. М., 1991

Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам образец...

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных...

Литература: 1. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением

Поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия.

Девиантное поведение характеризуется исследователями как отклоняющееся от нормы.

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

В 90-х годах появился термин «девиантное», т. е. отклоняющееся от общепринятых норм поведение [8, с.2 1].

Генез же их у детей с умственной отсталостью имеет наряду с общими закономерностями свои особенности, которые определяются внешними факторами — семья...

«Трудные» дети в школьной среде: или почему они такими...

Представителями различных наук даются многочисленные определения отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.

Не существует такого типа воспитания в семье, который однозначно бы вызвал отклонение в поведении ребёнка или подростка.

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших...

Причиной, воздействующей на отклоняющееся поведение детей, подростка, считается система наказаний и поощрений, применяемой в неполной семье.

Как чрезмерная ласка, так и наказание одного из родителей равносильно и опасно в воспитании детей.

Влияние особенностей семьи на формирование аддиктивного...

Одной из наиболее актуальных проблем педагогики и психологии сегодня становится проблема отклоняющегося поведения человека, а если быть точнее подростка.

Если вовремя не заметить признаки аддиктивного расстройства, ребенок может погубить себя.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

В процессе усвоения нравственных норм поведения первоначально выступают, социальные мотивы, представления о том, почему следует поступать так, а не

Содержание и основание выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик.

Влияние стиля семейного воспитания на развитие агрессивного...

ребенок, семейная система, родитель, агрессивное поведение, член семьи, семейное воспитание, родительское отношение, реальная семья, детская семья родителей, семейная структура.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста

Девиантное поведение характеризуется исследователями как отклоняющееся от нормы.

Причины отклонений в поведении детей дошкольного возраста также могут быть

Родители всегда на работе, ребенок видит их крайне редко, большую часть времени проводит с няней.

Роль отца и девиантное поведение дочери в подростковом...

Отец — это воплощение порядка и благополучия [2, с.76].

— М.: МГППУ, 2009. Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. Пилиповского В. Я.. М., 1991

Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам образец...

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных...

Литература: 1. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением

Поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия.

Девиантное поведение характеризуется исследователями как отклоняющееся от нормы.

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

В 90-х годах появился термин «девиантное», т. е. отклоняющееся от общепринятых норм поведение [8, с.2 1].

Генез же их у детей с умственной отсталостью имеет наряду с общими закономерностями свои особенности, которые определяются внешними факторами — семья...

«Трудные» дети в школьной среде: или почему они такими...

Представителями различных наук даются многочисленные определения отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.

Не существует такого типа воспитания в семье, который однозначно бы вызвал отклонение в поведении ребёнка или подростка.

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших...

Причиной, воздействующей на отклоняющееся поведение детей, подростка, считается система наказаний и поощрений, применяемой в неполной семье.

Как чрезмерная ласка, так и наказание одного из родителей равносильно и опасно в воспитании детей.

Влияние особенностей семьи на формирование аддиктивного...

Одной из наиболее актуальных проблем педагогики и психологии сегодня становится проблема отклоняющегося поведения человека, а если быть точнее подростка.

Если вовремя не заметить признаки аддиктивного расстройства, ребенок может погубить себя.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

В процессе усвоения нравственных норм поведения первоначально выступают, социальные мотивы, представления о том, почему следует поступать так, а не

Содержание и основание выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик.

Влияние стиля семейного воспитания на развитие агрессивного...

ребенок, семейная система, родитель, агрессивное поведение, член семьи, семейное воспитание, родительское отношение, реальная семья, детская семья родителей, семейная структура.

Задать вопрос