Использование элементов здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного учреждения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зерщикова, И. В. Использование элементов здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного учреждения / И. В. Зерщикова, Е. В. Шопоняк. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8436/ (дата обращения: 24.04.2024).

С раннего детства мы — педагоги дошкольного образования должны прививать навыки здорового образа жизни детям, выбирая оптимальные методы и формы работы. Особенность педагогической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы у ребенка сформировать навыки, необходимые для поддержания здоровья. Здоровье детей мы рассматриваем как состояние физического, психического и социального благополучия.

Комплексная, целенаправленная работа по валеологическому воспитанию составляет существенное звено в развитии личности ребенка и позволяет научить детей использовать полученные знания на практике, на благо своему здоровью.

Любое занятие общеразвивающего или оздоровительного характера должно доставлять ребенку радость. Необходимо соблюдать при этом принцип: здоровые нагрузки, а не перегрузки укрепляют организм.

Организация валеологической среды позволяет нам решать следующие задачи:

1.      Забота об охране и укреплении здоровья детей, овладение приемами закаливания;

2.      Улучшение работы функций нервной и сердечно-сосудистой системы, дыхания;

3.      Формирование умений произвольно управлять телом, регулировать эмоции;

4.      Развитие познавательной сферы ребенка на основе здоровьесбережения.

Педагогическим коллективом для решения вышеперечисленных задач был составлен план мероприятий; проведены диагностические исследования по проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни; внедрены в учебно-воспитательный процесс комплекс мер, предусмотренных программой по валеологическому воспитанию; обобщены полученные в ходе подведения итогов результаты, составлены рекомендации.

Не можем не указать используемые нами формы и методы оздоровления детей.

Основные принципы организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей (целостность, комплексность, своевременность, дифференцированный подход, последовательность, учет психофизических и возрастных особенностей детей, систематичность) привели к следующим результатам: снизился уровень заболеваемости; изменилось отношение к своему здоровью; дети овладели навыками самооздоровления; пришло осознание взрослыми понятия «здоровье», и влияния образа жизни на состояние здоровья.

Медицинские работники совместно с педагогами ведут постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях дошкольных образовательных учреждений. Мы понимаем, что для массового оздоровления должны использоваться эффективные, несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват нуждающихся, и, в тоже время, не нарушающие учебно-воспитательного процесса.

Лучшими для решения данной проблемы являются методы:

1.       Витаминотерапия;

2.       Оптимальный двигательный режим и лечебная физкультура (по показаниям);

3.       Физиотерапия;

4.       Фитотерапия и аромотерапия;

5.       Укрепление зрительного анализатора;

6.       Строгое соблюдение продолжительности и организации прогулок на свежем воздухе;

7.       Проведение дыхательных упражнений и точечного самомассажа;

8.       Оздоровительные занятия и мероприятия.

Чтобы комплексная система оздоровления влилась в общий ритм работы детского сада, мы скорректировали организацию воспитательно-образовательного процесса. Приняли решение: создать благоприятные условия для оптимального физического, психического и эмоционального благополучия каждого ребенка, а также для повышения его познавательной активности. На педсоветах, семинарах, консультациях обсуждались вопросы общего и индивидуального оздоровления детей.

Для выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка в саду ведется разработанная для этих целей документация: лист педагогического наблюдения за ребенком; лист здоровья, в котором отмечается состояние здоровья ребенка, назначения врача, рекомендации психолога, логопеда.

Мы уверены, что режим жизни детей должен быть «подвижно — адаптирован» в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей. Каждый ребенок воспринимает материал по-своему: один лучше запоминает услышанное, другой — увиденное, третий — проигранное. Следует также отметить важность неоднократного повторения излагаемого материала, иногда даже в одной и той же интерпретации.

Рекомендуем элементы здоровьесберегающих технологий вводить в утреннюю гимнастику, в режимные моменты, в свободное время, заменять ими динамические паузы на занятиях.

Изучение материала целесообразно начинать с младшего дошкольного возраста на доступном для детей уровне, используя стихи, сказки, рассказы, исполнение песен, организации подвижных игр.

Работа с малышами по валеологическому воспитанию должна быть динамичной, эмоциональной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных приемов в оздоровительной и профилактической работе с детьми.

Дети должны знать, для чего они делают то или иное упражнение. Для этого педагогу необходимо доступно обосновать каждое упражнение, которое они предлагают сделать детям. Создать условия, при которых дети будут выполнять упражнение с удовольствием, легко, весело, без принуждения. Педагогам необходимо помнить о влиянии эмоций на деятельность детей. Умеренные эмоции являются организующими, а сильные — дезорганизующими.

Темы занятий в игровой форме с использованием элементов здоровьесбережения изучаются в свободное от занятий время. При работе педагогов с данной рекомендацией важен творческий подход, допускаются изменения, дополнения.

Работа построена по концентрическому принципу. Первые занятия являются формирующими. На последующих занятиях умения и навыки совершенствуются и закрепляются.

Чтобы профилактическая и оздоровительная работа положительно влияла на развитие детей, укрепление их здоровья необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1.                  Вырабатывать у детей положительную мотивацию на здоровый образ жизни, что приведет к улучшению их физического, психического и духовного благополучия;

2.                  Четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей — суть рационального режима;

3.                  Коррекционно-оздоровительная работа, в частности профилактический точечный массаж и дыхательная гимнастика, позволяют уравновесить повышенную возбудимость детей;

4.                  Релаксационные упражнения позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение;

5.                  Оздоровительные мероприятия после дневного сна необходимо применять для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию;

6.                  Обеспечивать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности, учитывая индивидуальные особенности детей;

7.                  В полной мере использовать основные средства естественного закаливания — воздух, вода и солнце;

8.                  Используя закаливающие мероприятия необходимо соблюдать основные принципы: постепенности, системности, учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;

9.                  Настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию — дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.

10.              Воспитание навыков личной гигиены и поддержание чистоты тела, одежды;

11.              Изменение мировоззрения воспитателя, его отношения к себе, своему жизненному опыту с позиции проблем здоровьесбережения.

Невозможно воспитать ребенка словами без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре и в то же время быть сердитым. Нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самому употреблять их в пищу. Значимость педагога в привитии здорового образа жизни детям мудро подметил В. А. Сухомлинский «Забота о здоровье детей — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

 

Литература:

 

1.         Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии». М.,1998

2.         Касаткина В. Н., Щеплянина Л. А. «Здоровье» Учебно-методическое пособие, 2003

3.         Каралашвили Е. А. «Физкультурная минутка» — М.,2003

4.         Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии»- М., 2003

5.         В. Н. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии» — М., 2004

6.         Л. А. Обухова «Тридцать уроков здоровья для первоклассника» — М., 2002

7.         К. К. Утробина «Занимательная физкультура для детей 6–7 лет» — М., 2004

8.         М. Р. Максиняева «Занятие по ОБЖ с младшими школьниками» — М., 2004

9.         Н. С. Голицина «Нетрадиционные занятия физкультурой» — М., 2004

10.     Н. Яковлева «Технологическая помощь детей» — С.Пб., 2002

11.     В. Г. Алямовская «Предупреждение психологического напряжения» — М., 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, здоровый образ жизни, занятие, здоровье детей, укрепление здоровья детей, упражнение, учебно-воспитательный процесс.

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная деятельность, свежий воздух... Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Но реальность такова, что с каждым годом здоровых детей становиться все меньше. Дошкольное образование в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления физического здоровья детей.

Укрепление физического и психического здоровья детей...

Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ | Статья в журнале... здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей...

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

 Создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры здорового образа жизни;  Создание положительного эмоционального фона на занятиях...

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, учебной, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, осуществляемых в оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению...

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ...

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровье является базовой ценностью и необходимым условием для полноценного физического, психического и социального развития ребёнка.

Практические вопросы сохранения здоровья учащихся...

физическая культура, здоровый образ жизни, День здоровья, психическое здоровье, учебно-воспитательный процесс, соматическое здоровье, образовательный процесс, начальная школа, волевое качество...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания...

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная деятельность, свежий воздух... Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Но реальность такова, что с каждым годом здоровых детей становиться все меньше. Дошкольное образование в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления физического здоровья детей.

Укрепление физического и психического здоровья детей...

Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ | Статья в журнале... здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей...

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

 Создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры здорового образа жизни;  Создание положительного эмоционального фона на занятиях...

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, учебной, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, осуществляемых в оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению...

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ...

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровье является базовой ценностью и необходимым условием для полноценного физического, психического и социального развития ребёнка.

Практические вопросы сохранения здоровья учащихся...

физическая культура, здоровый образ жизни, День здоровья, психическое здоровье, учебно-воспитательный процесс, соматическое здоровье, образовательный процесс, начальная школа, волевое качество...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания...