К вопросу об интеграции в образовательном процессе ДМШ | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Ращепкина Л. Р. К вопросу об интеграции в образовательном процессе ДМШ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 79-81. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8422/ (дата обращения: 14.08.2018).

В XXI веке интеграция становится одним из ведущих принципов развития образовательных систем, способствуя решению важной проблемы современного образования — разрозненности знаний учащихся. Понятие «интеграция» (лат. — восстановление, восполнение, объединение частей в целое) предполагает взаимосвязь, взаимопроникновение, синтез различных областей знаний, дисциплин, форм и методов работы, сложившихся в рамках данных дисциплин.

Интеграция бывает:

-                   внутрипредметная, т. е. находящаяся в рамках одного предмета, но касающаяся разных его сторон;

-                   межпредметная, которая объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса.

В ДМШ, прежде всего, прослеживается интеграция внутрипредметная, находящаяся в рамках музыкального искусства.

Для выявления связи предметов теоретического цикла и специальности в школах используются следующие формы работы.

Сольфеджио:

-        из произведений по специальности можно выбрать примеры для слухового анализа, музыкального диктанта и чтения нот с листа;

-        навыки, полученные на уроках специальности, помогают учащимся на занятиях по сольфеджио в таких формах работы как: транспонирование, подбор мелодий по слуху, подбор аккомпанемента, чтение нот с листа.

Слушание музыки и музыкальная литература:

-                   сообщение, сочинение, размышление о композиторах, произведениях, изучаемых на уроках специальности;

-                   анализ музыкальной формы и средств выразительности в произведениях, исполняемых учащимися.

Надпись: Формы интегрированных уроков: урок-концерт, урок-состязание, урок-исследование, др.

 

Интеграция хора и сольфеджио хорошо изучена в рамках предмета «хоровое сольфеджио». Основные задачи этого предмета — способствовать активному развитию музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческих способностей через развитие ладовых звуковысотных представлений.

В рамках предметов хора и музыкальной литературы можно разбирать стилистику композиторского письма хоровых произведений, особенности эпохи, в которой жил композитор, его мировоззрение; форму и основные средства музыкальной выразительности сочинений.

Те же самые задачи можно решать при изучении и анализе произведений, исполняемых в ансамбле и оркестре. При этом следует обращать внимание и на тембровые особенности сочинений.

Надпись: Формы интегрированных уроков: урок-концерт, урок-фестиваль, урок-викторина, др.

 

Наряду с внутрипредметной, в музыкальной школе может быть использована и межпредметная интеграция, т. е. интеграция различных видов искусства, что способствует расширению кругозора учащихся, формированию широкого комплекса музыкально-эстетических знаний, более глубокому восприятию самой музыки.

С древних времен ярко прослеживается связь музыки с танцем.

Слушание музыки и музыкальная литература:

-                   использование танцевальных движений, подходящих тому или иному музыкальному фрагменту;

-                   пластические этюды;

-                   музыкально-танцевальные игры;

-                   инсценировки.

Сольфеджио:

-                   пластическое интонирование — движения рук, следующие за мелодией (при работе над диктантом, чтением нот с листа);

-                   ритмически-координационные упражнения — движение группами или индивидуально под музыку в определенных ритмических рисунках.

Надпись: Формы интегрированных уроков: урок-бал, урок-спектакль, др.

 

Связь музыкальных произведений с произведениями изобразительного искусства.

Слушание музыки и музыкальная литература:

-                   выбор из предложенных произведений живописи варианта, наиболее ярко отражающего образное содержание музыкального произведения;

-                   передача настроения музыкального произведения через изобразительное творчество учащихся.

Эти же формы можно использовать и при изучении музыкальных произведений на уроках специальности.

Надпись: Формы интегрированных уроков: урок-впечатление, урок-дискуссия, др.

 

Связь музыкальных и литературных произведений.

Слушание музыки и музыкальная литература:

-                   анализ литературного текста и либретто опер и балетов;

-                   подбор эпитетов, поэтических произведений к инструментальным произведениям;

-                   впечатления, сочинения, согласно плану анализа, от прослушанного музыкального произведения.

Сольфеджио:

-                   анализ мелодических, ритмических, динамических речевых акцентов при разборе вокальных музыкальных произведений.

Надпись: Формы интегрированных уроков: урок-сказка, урок-спектакль, урок-размышление, урок-кроссворд, др.

 

Взаимосвязь музыкального искусства с историей. Музыкальные произведения всегда отражают в себе исторический облик эпохи, мораль и идеологию общества, надежды и устремления народа.

Слушание музыки и музыкальная литература:

-                   проведение параллелей между историческими событиями одного времени в разных странах;

-                   влияние исторических событий на создание произведений музыкального искусства.

Надпись: Формы интегрированных уроков: урок - исторический портрет (эпохи, стиля, композитора), урок – суд, урок – семинар, урок-экспедиция, др.

 

Современные преподаватели могут построить уроки теоретического цикла на основе интеграции музыки и иностранного языка.

-                   изучение биографий и творчества зарубежных композиторов.

Надпись: Формы интегрированных уроков: урок – путешествие, урок – интервью, урок – телемост, урок-диалог, др.

 

Интересна открытая еще в древние времена связь музыки и математики.

Специальность и сольфеджио:

-                   все понятия подчиняются счёту: количество тактов, фраз, ступеней в гамме, октав на клавиатуре, линеек на нотном стане, количество тонов и ступеней в интервалах и т. д.;

-                   использование математических понятий: параллельность, промежуток, расстояние;

-                   развитие абстрактного и логического мышления, которые необходимы на уроке сольфеджио при написании гармонических и мелодических диктантов, последовательностей, при разрешении и обращении интервалов или аккордов.

Надпись: Формы интегрированных уроков: урок-олимпиада, урок-открытие, др.

 

В современной школе межпредметные связи являются важным принципом обучения. Форма реализации межпредметных связей — это интегрированные уроки. Именно на таких уроках синтезируются знания учащихся, формируются умения анализировать и сравнивать явления разных предметных областей, что важно для понимания целостной картины мира.

 

Литература:

 

1.                  Выготский Л. С. Психология искусства. — Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 1998.

2.                  Медушевский В. Интонационная форма музыки: Сб. статей /Сост. О. А. Апраксина. — М., 1993.

3.                  Назайкинский Е. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. — М.. 1980.

4.                  Шишляшникова М. Проблема целостности в педагогики искусства./ Искусство в школе. — 1999.

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная литература, слушание музыки, произведение, музыкальное искусство, урок специальности, чтение нот, музыкальное произведение, связь музыки, теоретический цикл, форма работы.

Похожие статьи

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного...

музыкальная литература, слушание музыки, произведение, музыкальное искусство, урок специальности, чтение нот, музыкальное произведение, связь музыки, теоретический цикл, форма работы.

Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных...

Предмет «музыкальная литература» предполагает ряд основных форм работы6, рассмотрение которых мы осуществим с точки зрения вполне

слушание композиций и работа с нотным текстом. а) использование качественных аудио записей и нотных клавиров

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок...

Основы развития музыкального восприятия детей старшего... музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность...

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

изобразительное искусство, музыкальное произведение, цвет, цветомузыкальное восприятие, урок музыки, ребенок, форма работы, музыка, цветной слух, учащийся.

Искусство транскрипции музыкальных произведений.

Концертная инструментальная транскрипция, как музыкальное явление, играет огромную роль в мировом исполнительском искусстве. На протяжении многих столетий перенесение музыкального произведения в другие инструментальные условия является одним из путей...

Художественный образ музыкального произведения...

На сегодняшний день проблема единства художественного и технического начал в фортепианном произведении достаточно актуальна. Ведь, как показывает практика, работа над техникой и работа по раскрытию художественного образа являются главными в процессе...

Музыкотерапия на уроках русского языка и литературы

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность...

узбекская музыка, музыкальное искусство, узбекская...

Необходимым условием работы является изучение музыкальнотеоретических дисциплин таких, как теория музыки, гармония, анализ музыкальных произведений, музыкальная литература.

Система анализа в работе над музыкальным произведением

Наблюдая за процессом работы некоторых исполнителей над музыкальным произведением, приходишь к выводу, что поначалу выучивают произведения технически, отдаляя решение художественных задач.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного...

музыкальная литература, слушание музыки, произведение, музыкальное искусство, урок специальности, чтение нот, музыкальное произведение, связь музыки, теоретический цикл, форма работы.

Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных...

Предмет «музыкальная литература» предполагает ряд основных форм работы6, рассмотрение которых мы осуществим с точки зрения вполне

слушание композиций и работа с нотным текстом. а) использование качественных аудио записей и нотных клавиров

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок...

Основы развития музыкального восприятия детей старшего... музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность...

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

изобразительное искусство, музыкальное произведение, цвет, цветомузыкальное восприятие, урок музыки, ребенок, форма работы, музыка, цветной слух, учащийся.

Искусство транскрипции музыкальных произведений.

Концертная инструментальная транскрипция, как музыкальное явление, играет огромную роль в мировом исполнительском искусстве. На протяжении многих столетий перенесение музыкального произведения в другие инструментальные условия является одним из путей...

Художественный образ музыкального произведения...

На сегодняшний день проблема единства художественного и технического начал в фортепианном произведении достаточно актуальна. Ведь, как показывает практика, работа над техникой и работа по раскрытию художественного образа являются главными в процессе...

Музыкотерапия на уроках русского языка и литературы

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность...

узбекская музыка, музыкальное искусство, узбекская...

Необходимым условием работы является изучение музыкальнотеоретических дисциплин таких, как теория музыки, гармония, анализ музыкальных произведений, музыкальная литература.

Система анализа в работе над музыкальным произведением

Наблюдая за процессом работы некоторых исполнителей над музыкальным произведением, приходишь к выводу, что поначалу выучивают произведения технически, отдаляя решение художественных задач.

Задать вопрос