Технология работы социального педагога по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Андреева А. А. Технология работы социального педагога по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 64-66. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8328/ (дата обращения: 18.09.2018).

Подростковый возраст один из самых трудных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся норм поведения, ценностей и установок, психологических структур, но возникают новобразования, а также закладываются основы уже сознательного поведения, и вырисовывается общая направленность в формировании культурно-нравственных представлений и социальных установок.

Поэтому работа социального педагога с подростками учащимися в учреждениях начального профессионального образования не теряет своей актуальности.

Начальное профессиональное образование — это основание всей пирамиды подготовки кадров. Система начального профессионального образования — это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предысторию, свою логику развития.

После окончания основной школы подростки из неблагополучных семей (неуспевающие и подобные им) поступали в профессиональные технические училища (ПТУ), где им прививали трудовые навыки и пытались воспитать «педагогически запущенных» детей достойными гражданами нашего общества. Социального педагог в учреждении НПО решает не мало проблем:

-        организует воспитательную работу группе, общежитии, на курсе, потоке, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе;

-        изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся, выступает посредником между личностью и учреждением, семьёй, средой, органами власти;

-        взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, учащимся с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации;

-        участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, социальные педагоги делают рейды в семьи учащихся.

Содержание работы социального педагога представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.

Что, касаемо технологии работы социального педагога по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования, рассмотрим ее на примере исследования.

Во времяисследования, была проведена работа по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования несовершеннолетних. Она включала в себя следующие этапы: диагностику, разработку программы работы социального педагога по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования.

В ходе комплексной диагностики были использованы следующие методики:

1.                  Выявление акцентуаций у подростков с помощью теста — опросника Шмишека.

2.                  Самооценка психических состояний личности Г.Айзенка.

3.                  Методика изучения личности подростка и его ближайшего окружения.

Было протестировано 3 подростков, учащихся 1. Выборка подростков произведена после общения с психологом учреждения, куратором группы и завучем по воспитательной работе.

В начале исследования собран анамнез на каждого исследуемого подростка.

Интерпретация данных на Испытуемого № 1:

Проанализировав тест — опросник Шмишека, видно, что Испытуемому № 1 присущи возбудимость, гипертимность, тревожность, эмотивность, циклотимность. Т. е. подросток склонен к тревожности, к повышенному настроению, к депрессивному реагированию.

По результатам анализа методики Айзенка на самооценку психических состояний, можно сказать, что у Испытуемого № 1 высокий уровень тревожности, фрустрации и агрессивности, повышенный уровень регидности.

После проведение беседы с Испытуемым № 1 для изучения личности подростка и его ближайшего окружения, можно сказать, что Испытуемый № 1 учится неудовлетворительно, не участвует в общественной жизни; отношения с родителями эмоционально холодные; общение с девиантными группами, выпивки, хулиганство; профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду; стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, сопротивление среде; неряшливость, запущенность одежды, прически, отсутствие культурных навыков общественного поведения; злоупотребление алкоголем, эпизодическое курение.

Интерпретация данных на Испытуемого № 2:

Подводя итоги теста — опросника Шмишека, можно сказать, что Испытуемому № 2 свойственны демонстративность, застревающий, гипертимный, тревожный, экзальтированность, эмотивный, циклотимный. Это говорит о том, что Испытуемый № 2 — личность со склонностью к повышенному настроению, к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям, к депрессивному реагированию, с истерическими чертами характера, склонная к аффективной экзальтации.

Проанализировав результаты методики «Самооценка психических состояний личности Г. Айзенка», можно сделать вывод, что у Испытуемого № 2 высокий уровень тревожности и повышенный уровень ригидности.

По результатам беседы для изучения личности подростка и его ближайшего окружения, можно говорить о том, что Испытуемый № 2 пассивный участник коллективных дел; отношения с родителями напряженно-конфликтные; общение с девиантными группами, выпивки, хулиганство; планы на будущее неопределенные, иногда нереальные; преобладание пустого времяпровождения; резкая, грубая форма неприятия любого педагогического воздействия, замечаний, порицаний; злоупотребление алкоголем; злоупотребление табакокурением.

Интерпретация данных на Испытуемого № 3:

При анализе теста — опросника Шмишека видно, что у Испытуемого № 3 выражены такие акцентуации, как возбудимость, гипертимность, застревающий, тревожный, эмотивность. Это говорит о том, что подросток тревожный, склонен к повышенному настроению, к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям, к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.

По результатам проведенной методики «Самооценка психических состояний личности Г. Айзенка», можно сделать вывод, что у Испытуемого № 3 высокий уровень тревожности, фрустрации и агрессивности.

По результатам беседы для изучения личности подростка и его ближайшего окружения видно, что у Испытуемого № 3 отношения с мамой ровные, но без эмоциональной близости; планы и намерения на будущее в основном определились, но нет активной подготовки; к замечаниям склонен прислушиваться, замечания воспринимает адекватно; равнодушное безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда; воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей.

Обработав результаты, можно выявить следующий социально педагогический диагноз и прогноз, характерный для 3-х испытуемых.

Социально-педагогический диагноз: склонность к повышенному настроению, к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям, к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений, высокий уровень тревожности, фрустрации и агрессивности, средний уровень адаптивности.

Социально-педагогический прогноз: благоприятен, если привлечь специалистов для работы с этим подростком, а также использовать комплекс мер диагностической и профилактической направленности.

После проведения исследования разработана программа работы социального педагога по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования. Программа включает в себя 6 занятий по 1,5 часа.

Таким образом, вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся и сотрудников учреждения НПО, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Основные термины (генерируются автоматически): начальное профессиональное образование, социальный педагог, высокий уровень тревожности, испытуемый, повышенное настроение, социальное неблагополучие, интерпретация данных, психическое состояние личности, ближайшее окружение, воспитательная работа.

Похожие статьи

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

Иными словами, чем ближе общее состояние личности к оптимальному уровню тревожности, тем выше результат удовлетворенности, тем ниже уровень социальной фрустрации.

Проблема детской тревожности в условиях семейного...

ребенок, уровень тревожности, семья, социальный стресс, социальный педагог, семейное неблагополучие, отношение, межличностное отношение, конфликтная...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию предневротических состояний, а также сказывается на устойчивости поведения и проявлении навыков его самоконтроля.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [14, С. 4].

Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.

Особенности формирования и коррекции тревожности...

Полученные результаты подтвердили, что у семи из них высокий уровень ситуативной тревожности и личностной тревожности

как личностной черты, которая рассматривается как симптом неблагополучия и показатель предневротического состояния личности.

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной...

У них явно выражен повышенный, высокий, очень высокий и «чрезмерно спокойный» уровни самооценочной тревожности.

школьная тревожность, ребенок, достижение успеха, педагогическая поддержка, уровень тревожности, класс, начальная школа, социальный...

Психологические проблемы детей из семей мигрантов

ребенок, семья, высокий уровень тревожности, методика измерения уровня тревожности, шкала, неблагополучная семья, семейная тревога, социальный педагог, тревожное состояние, уровень тревожности.

Взаимосвязь психических состояний и особенностей...

Результаты диагностики самооценки психических состояний (в %). Уровень выраженности псих. состояний. Тревожность.

Как видим из таблицы 2, авторитарный тип межличностных отношений выявлен у 55 % испытуемых: у 40 % высокий уровень, у 15 % — экстремальный.

Социально-педагогическое исследование дезадаптированных...

тревожность; – зацикленность на психотравмирующей ситуации; – при попытке учиться быстро утомляются — снижается память, внимание, мыслительные способности

Использование в практике работы социального педагога реабилитационной...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

Иными словами, чем ближе общее состояние личности к оптимальному уровню тревожности, тем выше результат удовлетворенности, тем ниже уровень социальной фрустрации.

Проблема детской тревожности в условиях семейного...

ребенок, уровень тревожности, семья, социальный стресс, социальный педагог, семейное неблагополучие, отношение, межличностное отношение, конфликтная...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию предневротических состояний, а также сказывается на устойчивости поведения и проявлении навыков его самоконтроля.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [14, С. 4].

Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.

Особенности формирования и коррекции тревожности...

Полученные результаты подтвердили, что у семи из них высокий уровень ситуативной тревожности и личностной тревожности

как личностной черты, которая рассматривается как симптом неблагополучия и показатель предневротического состояния личности.

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной...

У них явно выражен повышенный, высокий, очень высокий и «чрезмерно спокойный» уровни самооценочной тревожности.

школьная тревожность, ребенок, достижение успеха, педагогическая поддержка, уровень тревожности, класс, начальная школа, социальный...

Психологические проблемы детей из семей мигрантов

ребенок, семья, высокий уровень тревожности, методика измерения уровня тревожности, шкала, неблагополучная семья, семейная тревога, социальный педагог, тревожное состояние, уровень тревожности.

Взаимосвязь психических состояний и особенностей...

Результаты диагностики самооценки психических состояний (в %). Уровень выраженности псих. состояний. Тревожность.

Как видим из таблицы 2, авторитарный тип межличностных отношений выявлен у 55 % испытуемых: у 40 % высокий уровень, у 15 % — экстремальный.

Социально-педагогическое исследование дезадаптированных...

тревожность; – зацикленность на психотравмирующей ситуации; – при попытке учиться быстро утомляются — снижается память, внимание, мыслительные способности

Использование в практике работы социального педагога реабилитационной...

Задать вопрос