Автор: Плоскова Вероника Андреевна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 08.06.2015

Статья просмотрена: 513 раз

Библиографическое описание:

Плоскова В. А. Экономическое воспитание подростков во внеклассной работе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 118-120.

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с экономическим воспитание подростков. В статье представлена программа экономического воспитания подростков, дискуссия на экономические темы рассматривается в качестве эффективного метода воспитания.

Ключевые слова:экономическое воспитание, подростки, внеклассная работа.

 

Современные преобразования в экономической, образовательной, социокультурной сферах жизнедеятельности современной России требуют инноваций в области образования и воспитания, которые основаны на современных научных представлениях, идеях и знаниях.

Внеурочная деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Современные подростки проявляют крайнюю самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих, внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров. Подростковый возраст это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. В этом возрасте очень важно включить подростка в социально значимые экономические отношения, сформировать экономическое мышление.

Необходимость экономического воспитания подрастающего поколения отмечали еще в XIX веке русские ученые-педагоги. Так, например, К. Д. Ушинский считал одной из задач педагогики подготовку подрастающего поколения к включению в хозяйственную жизнь общества. В 20-х годах XX века в отечественной педагогике эта тема приобрела самостоятельное значение. С. Т. Шацкий считал, что при обучении детей необходимо касаться экономических вопросов их жизни, планировать их участие в совместной деятельности со взрослыми. Отечественные исследователи А. Ф. Аменд, Ю. К. Васильев, Б. З. Вульфов характеризуют экономическое воспитание как систему мер, направленных на развитие мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает формирование не только таких деловых качеств, как бережливость, предприимчивость, расчетливость, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности.

Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности; хозяйского, бережного, честного отношения к общественному достоянию; рационализаторства, ответственности; стремления к высокой рентабельности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию.

Мы разделяем точку зрения А. Г. Коршун, что экономическое воспитание — это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают понятия и представления об организованной и эффективной экономике, о развитии производительных сил, производственных отношениях, о действующем хозяйственном механизме [5].

Механизмы, средства и способы экономического воспитания школьников разнообразны. Содержание общественного экономического сознания становится достоянием школьников в результате их познавательной деятельности. Главным механизмом экономического воспитания школьников является непосредственная, доступная им экономическая деятельность

Экономическое воспитание осуществляется также в процессе экономических отношений, в которые вовлекаются подростки. Они взаимодействуют с родителями и проявляют свое отношение к бюджету семьи, к вещам личного пользования. В общественно полезном труде они вступают в отношения друг с другом, со взрослыми участниками производства, бережно относятся к орудиям труда, мебели, инвентарю. Необходимо добиваться осознания детьми этих отношений с позиций нравственности и их экономического значения. Таким образом, экономическое познание, деятельность и отношения — те механизмы, которые формируют экономическое сознание школьников.

Мы разработали программу по экономическому воспитанию старших подростков «Экономика успеха», которая была успешно реализована во внеклассной работе на базе Омутинской СОШ № 2, Тюменской области.

Цель программы: становление экономического сознания старших подростков как важнейшая социальная ценность.

Становление — это процесс развития, в котором индивид берёт на себя ответственность за максимально полную реализацию своего потенциала

Задачи программы: формирование и усвоение основных экономических понятий, категорий, законов и процессов; формирование экономической картины мира; формирование экономического отношения к труду, деятельности, природным ресурсам; приобретение навыков, необходимых для предпринимательской деятельности.

Экономическое воспитание старших подростков должно строиться на принципах: субъектной позиции обучающихся; воспитание через социальную значимую деятельность.

Программа ориентирована на старших подростков, обучающихся девятых классах. Разрабатывая программу экономического воспитания старших подростков, мы ориентировались на следующие ценности: осознание своей исторической, экономической принадлежности к Родине; социально- экономическую активность в жизни страны; следование закону; ответственность за собственные действия. Под ценностями мы понимаем предпочтения или отвержения определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения. Мы рассматриваем нравственные ценности как позитивные и исходим из того, что нравственные ценности мотивируют действия и поступки человека, являются его ориентирами в жизни [1].

Содержательная часть Программы предполагает создание условий в экономической среде и опыта поведения, формирование мотивации. Главными средствами и формами воспитания экономического сознания являются тематические классные часы, экскурсии, дискуссии, ролевые игры.

В содержании Программы входит проведение следующих мероприятий: классные часы — «Этика делового общения»; «Искусство создания рекламы», экскурсия — на предприятия ООО «Птица», дискуссии — «Менеджер XXI века»; «Что должен знать и уметь начинающий руководитель?», ролевая игра — разрешение конфликтных ситуаций на предприятиях.

Основными методами организации экономического воспитания являются: формирование сознания (беседа, рассказ, дискуссия, организация деятельности), формирование отношений (поощрение, контроль и самоконтроль, оценка); метод экономического проектирования [1].

Реализуя программу, мы учили старших подростков правилам составления личного и семейного бюджета, делая акцент на значение образования в достижении профессионального и жизненного успеха; рассматривали нравственные и деловые качества работника, которые ценятся работодателем. В процессе реализации программы был создан отряд «Эконом», участники, которого разработали и проводили экскурсии на предприятие «Птица».

Большой интерес у старших подростков вызвала дискуссия- конференция на тему «Менеджер XXI». Целью данной дискуссии являлось выявление значимых качеств менеджера в XXI веке. На первом этапе дискуссии подросткам необходимо было проранжировать качества менеджера по 14-ти бальной шкале. Для ранжирования были предложены следующие качества: знание специальности, широта познаний, лидерство, способность делегировать власть, решительность, твердость, коммуникабельность, честность, умение принимать решение, умение и желание слушать, дружелюбие, умение сосредотачиваться, заинтересованность в людях. В качестве значимых качеств подростки выделили: умение принимать решение, лидерство, твердость. На стадии оценки мы задавали вопросы для обсуждение: «Как определить, существующие экономические проблемы в нашем городе?», «Нужно ли воспитывать экономическое сознание у школьников?», «Какой человек является успешным?» С помощью данных вопросов мы пытались выяснить не только отношение учащихся к экономическим проблемам нашего города, но и какими нравственными качествами обладают подростки, учащиеся дискуссии.

Реализованная программа экономического воспитания помогает подросткам развивать экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире.

 

Литература:

 

1.      Дереча И. И. Рабочая тетрадь по теории и методике воспитания: учебно-методическое пособие / авт. сост. И. И. Дереча, Т. В. Ширшова. — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012.-128с.

2.      Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: автореф. канд. пед. наук.-Тюмень, 2005. -26 с.

3.      Дереча И. И. Технологии организации воспитательного процесса. Ишим: Изд-во ИГПИ им.П. П. Ершова,2012.-196с.

4.      Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: дисс. канд. пед. наук. — Омск, 2005. -186 с.

5.      Коршун А. Г. Актуальность экономического воспитания подростков в условиях современной системы образования // Специальное образование. 2013. № 1.- С.58–63.

Основные термины (генерируются автоматически): экономического воспитания, старших подростков, экономического сознания, Экономическое воспитание, программа экономического воспитания, внеклассной работе, экономического воспитания школьников, формирование экономического, экономического воспитания подростков, воспитание подростков, формирование экономического сознания, Экономическое воспитание подростков, экономического воспитания старших, Необходимость экономического воспитания, воспитания экономического сознания, экономического сознания старших, и способы экономического воспитания, механизмом экономического воспитания, формирование экономического отношения, с экономическим воспитание подростков.

Ключевые слова

подростки, экономическое воспитание, внеклассная работа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос