Особенности субъективной картины жизни матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Гадельшина Г. Р., Фатихова Л. Ф. Особенности субъективной картины жизни матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 140-142. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8304/ (дата обращения: 16.10.2018).

< >В статье обобщаются результаты исследования, направленного на изучение субъективной картины жизни матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Полученные результаты позволяют говорить об изменении и трансформации субъективной картины жизни матери в связи с рождением ребенка-инвалида.

< >Ключевые слова: < >субъективная картина жизни, матери, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, индивидуальное психологическое время.

< > 

< >К важным событиям жизненного пути относятся такие события, которые связаны с системой значимых отношений и сменой социального статуса. В жизни женщины одно из ключевых и значимых событий, безусловно, является рождение ребенка.

< >Однако рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в данном случае с расстройствами аутистического спектра (далее РАС), представляет для семьи ребенка сильный психотравмирующий фактор. И. И. Мамайчук отмечает, что родители воспринимают информацию о болезни ребенка как потерю и крушение надежд на счастливое семейное будущее [5].

< >В результате рождения ребенка с нарушениями в развитии происходит искажение отношений как внутри семьи, так и с окружающим социумом. В непростой ситуации оказывается мать ребенка с РАС, поскольку она постоянно сталкивается с различными психотравмирующими ситуациями: каждодневные заботы, связанные с лечением, сопровождением ребенка в медицинские, реабилитационные, образовательные учреждения, отсутствие моральной поддержки со стороны близких людей, непонимание окружающих. Все это, так или иначе, влияет на состояние матери, поэтому у матерей, воспитывающих детей с аутистическими расстройствами, выявляется высокий уровень депрессий, раздражительности, эмоционального истощения.

< >Жизнь матерей, воспитывающих детей с РАС, меняется кардинальным образом: они посвящают свою жизнь ребенку, замыкаются на своих проблемах, уходят с работы, ограничивают круг своего общения [3]. Безусловно, это накладывает отпечаток на такой компонент самосознания матери как субъективная картина жизни (далее СКЖ).

В отечественной психологии тема жизненного пути и феномен субъективной картины жизни личности продолжительное время не освещались. Первые разработки по данной проблеме начались в 1935 году и были связаны с именем С. Л. Рубинштейна. По его мнению, СКЖ представляет собой субъективный образ, который отражает как пространственные, так и временные характеристики жизни человека, и регулирует активность личности как субъекта жизни. С. Л. Рубинштейн выделяет следующие основополагающие характеристики СКЖ: она входит в структуру самосознания и выступает в качестве результата самопознания и биографической рефлексии личности; в неё заносятся только важные для личности события, которые определили жизнь человека на более или менее длительный период и которые затрагивают определенным образом смысл жизни личности; для её хранения используется историческая или автобиографическая память; если события социальной жизни имеют достаточно весомый смысл для личности, то они могут отображаться в СКЖ [8].

Стоит отметить вклад в изучении проблемы жизненного пути советского психолога Б. Г. Ананьева. Для обозначения различных форм представленности биографии в индивидуальном сознании он первым ввел в научный оборот понятие «субъективная картина жизненного пути», отметив, что «субъективная картина жизненного пути в самосознании человека всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах» [2, с.113–114].

Идеи первопроходцев в изучении проблемы жизненного пути и связанной с ним такого сложного психологического феномена как субъективная картина жизненного пути (идеи С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева) нашли дальнейшее теоретическое и практическое развитие в работах других советских и российских исследователей.

Так, К. А. Абульханова-Славская совместно с Т. Н. Березиной определили жизненный путь личности как определенную жизненную линию, реализуемую во времени, то есть это не конкретная, жесткая и фиксированная позиция, ей свойственны постепенное развертывание, расширение и укрепление во времени [1].

Современные исследователи в области психологии жизненного пути Р. А. Ахмеров, А. А. Кроник, взяв за основу определение СКЖ Б. Г. Ананьева, дополнили и уточнили его, получив следующее определение СКЖ: это психический образ, в котором отражены пространственно-временные характеристики жизненного пути — значимые события прошлого, настоящего и будущего, их причинно-следственные и целе-средственные связи. Этот психический образ отражает отношение человека к возможным психологическим способам обретения счастья, выполняет функции мотивационной регуляции жизненного пути личности и его согласования с жизнью других людей [4].

В. Р. Манукян выделяет следующие компоненты СКЖ: пространственно-временной, эмоционально-оценочный, когнитивно-оценочный и мотивационно-смысловой. Также она уточняет, что на СКЖ оказывают влияние такие параметры как возраст, пол, образование и субъектно-личностные качества взрослого [6].

Помимо особенностей, структуры, механизмов формирования СКЖ в научной литературе существуют специальные исследования, посвященные трансформации СКЖ. И. А. Ральникова изменения и трансформацию СКЖ связывает с переломными периодами жизни человека, которые связаны с переживанием неординарных событий, носящих психотравмирующий характер. Одним из таких событий автор называет рождение ребенка-инвалида. При этом большие изменения происходят в СКЖ матери ребенка [7].

На сегодняшний день психология жизненного пути является малоразработанной областью психологической науки, поэтому изучение СКЖ матерей, воспитывающих детей с РАС, является актуальной проблемой.

Для изучения субъективной картины жизни матерей, воспитывающих детей с РАС, мы использовали следующие диагностические методики:

1)        «Анкета для матерей» для того чтобы получить основную информацию о матерях (возраст, образование, семейное положение, профессиональный статус) и их детях (пол, возраст, степень адаптации, степень интеграции в образовательную среду, мнение матери о поведении ребенка и особенностях взаимодействии с нею);

2)        метод психосемантического исследования (модифицированный вариант методики Ч. Осгуда «Семантический дифференциал») для изучения представления испытуемых матерей о себе в таких сферах жизнедеятельности как «Я в семье», «Я с друзьями» и «Я с ребенком, имеющим РАС»;

3)        методика «Семантический дифференциал времени» (Л. И. Вассерман с соавторами) для изучения когнитивных и эмоциональных компонентов в субъективном восприятии личностью индивидуального психологического времени, то есть прошлого, настоящего и будущего.

Экспериментальная работа по проблеме изучения СКЖ матерей, воспитывающих детей с РАС, проводилась на базе Центра детского развития Благотворительного образовательного фонда «Мархамат» ГО г. Уфа Республики Башкортостан. В исследовании участвовали 22 матери в возрасте от 26 до 51 года, воспитывающие детей с РАС в возрасте от 4 до 15 лет.

Изучая индивидуальную категориальную структуру личности матерей, воспитывающих детей с РАС, посредством метода психосемантического исследования, мы выявили, что матери позитивно представляют себя в семье, с друзьями и с ребёнком, имеющим РАС. Наибольший показатель выявляется по шкале «Я с ребёнком», что свидетельствует о симбиотической связи в диаде «мать-ребенок». Матери детей с РАС посвящают свою жизнь больному ребёнку, замыкаются на своих проблемах и проблемах в поведении ребенка, ограничивают круг общения, уходят с работы (16 из 22-х обследованных матерей не работают и находятся дома по уходу за ребенком). При этом другим членам семьи со стороны матери оказывается меньше внимания и заботы, нежели ребенку с РАС. Наименьший показатель демонстрирует шкала «Я с друзьями», что может указывать на ограничение социальных контактов матери и семьи в целом в связи с рождением и воспитанием больного ребёнка.

В ходе результатов исследования представления матерей о своем прошлом, настоящем и будущем по методике «Семантический дифференциал времени» было выявлено, что у восьми матерей наблюдается негативное восприятие своего прошлого, настоящего и будущего. Для них характерно пессимистичное отношение к своему прошлому (воспоминания отрицательных сторон своего прошлого, возможно, связанного с рождением ребенка с РАС и возникшими после этого проблемами), неудовлетворенность актуальной жизненной ситуацией (пассивность, чувство недостаточной наполненности жизни событиями, впечатлениями, делами, общий недостаток жизненных сил) и определенные сомнения и неуверенность, которые проявляются в их представлениях о будущем. Для 14-ти матерей характерно позитивное оценивание своего прошлого, настоящего и будущего времени. Для них настоящее время представляется насыщенным событиями, делами, оно — энергетически наполнено, однако у них может быть ощущение нехватки времени для всех поставленных ими задач. Свое будущее они характеризуют как яркое, светлое, в меру активное и насыщенное событиями. При этом высокие показатели при оценивании своего прошлого, настоящего и будущего могут быть обусловлены искажающим действием механизмов психологической защиты матерей, которые связаны с рождением больного ребенка.

Проанализировав результаты методики «Семантический дифференциал времени», мы выяснили, что большинство матерей нашей выборки, несмотря на рождение ребёнка с аутистическими расстройствами, позитивно оценивают свой жизненный путь и с надеждой смотрят на свое будущее. Однако есть матери, у которых под влиянием рождения больного ребенка, субъективная картина жизненного пути изменяется и трансформируется. Для них рождение ребёнка с РАС воспринимается как психотравмирующий фактор, который оказывает негативное влияние на жизненный путь матери.

Итак, рождение ребенка является одним из значимых событий жизненного пути женщины. Однако при рождении ребенка-инвалида происходят изменения в самосознании и субъективной картине жизни матери, она вынуждена отказаться от привычных установок и выработать новый стиль жизни с ребенком-инвалидом.

Результаты проведенного нами исследования позволяют говорить о двух стратегиях матерей, которые воспитывают детей с РАС: матери, которые, несмотря на рождение ребёнка с аутистическими расстройствами, позитивно оценивают свой жизненный путь и с надеждой смотрят на свое будущее, и матери, для которых рождение ребенка с РАС воспринимается как психотравмирующий фактор, изменяющий и трансформирующий их субъективную картину жизни.

< > 

< >Литература:

< > 

1.         Абульханова-Славская, К.А., Березина, Т. Н. Время личности и время жизни. — СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с.

2.         Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1 / Б. Г. Ананьев — М.: Педагогика, 1980. — 232 с.

3.         Карвасарская, И. Б. Психологическая помощь аутичной семье// Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, специальной психологии: материалы III съезда РПА и науч.-практ. конф. (Курск, 20–23 окт., 2003 г.). — Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. — 271 с.

4.         Кроник, А. А. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути/ А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров. — М.: Смысл, 2008. — 294 с.

5.         Мамайчук, И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь, 2007. — 288 с.

6.         Манукян, В. Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода/ Автореферат кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических науки / В. Р. Манукян. — СПб., 2003. — 217 с.

7.         Ральникова, И.А., Шмакова, С. С. Рождение ребёнка-инвалида как событие инициирующее трансформацию субъективной картины жизни матерей// Знание Понимание Умение. — 2008. — № 4. — С.199–204.

8.         Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер, 2013. — 713 с.

Основные термины (генерируются автоматически): жизненный путь, ребенок, РАСА, рождение ребенка, больной ребенок, мать, субъективная картина, рождение ребенка-инвалида, Ананьев, субъективная картина жизни.

Ключевые слова

матери, субъективная картина жизни, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, индивидуальное психологическое время.

Похожие статьи

жизненный путь, ребенок, РАСА, рождение ребенка, больной...

Особенности субъективной картины жизни матерей... жизненный путь, ребенок, РАСА, рождение ребенка, больной ребенок, мать, субъективная картина, рождение ребенка-инвалида, Ананьев, субъективная картина жизни.

Родительско-детские отношения в семьях с детьми...

ребенок, родитель, семья, аутичный ребенок, больной ребенок, специалист, член семьи, отношение, развитие, длительное время. Особенности субъективной картины жизни матерей... < >Однако рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в данном...

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, отношение, проблема, рождение ребенка, семья ребенка-инвалида

Проблема семейного воспитания детей с ранним детским аутизмом. Семья с ребёнком инвалидом, особенно матери...

ребенок, родитель, семья, отношение, проблема, рождение...

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными... ребенок, родитель, семья, отношение, проблема, рождение ребенка, семья ребенка-инвалида, возможность, личностная особенность родителей, чувство вины.

Влияние кризисной ситуации на особенности построения...

С мужем поселились на природе», «рождение ребенка» (дочери).

Манукян, В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода [Текст] / В.Р.Манукян.

жизненный путь, личность, жизненная перспектива, субъект жизни, жизнь, смысл жизни...

Внутренняя картина мира родителей детей дошкольного...

Родители детей дошкольного возраста со сложностями в развитии, психологическая биография, внутренняя картина жизни.

С помощью методики «Психологическая автобиография» была исследована субъективная картина жизненного пути родителей.

Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих...

- определить преобладающий психологический тип родителей, воспитывающих ребенка с РАС; - выявить характер субъективных переживаний родителей детей с РАС

К проблеме изучения психологических особенностей отцов...

Таким образом, рождение ребенка-инвалида оказывает существенное влияние не только на личность матери, но и отца. Отец является таким же важным и необходимым для ребенка человеком, как и мать.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

жизненный путь, ребенок, РАСА, рождение ребенка, больной...

Особенности субъективной картины жизни матерей... жизненный путь, ребенок, РАСА, рождение ребенка, больной ребенок, мать, субъективная картина, рождение ребенка-инвалида, Ананьев, субъективная картина жизни.

Родительско-детские отношения в семьях с детьми...

ребенок, родитель, семья, аутичный ребенок, больной ребенок, специалист, член семьи, отношение, развитие, длительное время. Особенности субъективной картины жизни матерей... < >Однако рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в данном...

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, отношение, проблема, рождение ребенка, семья ребенка-инвалида

Проблема семейного воспитания детей с ранним детским аутизмом. Семья с ребёнком инвалидом, особенно матери...

ребенок, родитель, семья, отношение, проблема, рождение...

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными... ребенок, родитель, семья, отношение, проблема, рождение ребенка, семья ребенка-инвалида, возможность, личностная особенность родителей, чувство вины.

Влияние кризисной ситуации на особенности построения...

С мужем поселились на природе», «рождение ребенка» (дочери).

Манукян, В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода [Текст] / В.Р.Манукян.

жизненный путь, личность, жизненная перспектива, субъект жизни, жизнь, смысл жизни...

Внутренняя картина мира родителей детей дошкольного...

Родители детей дошкольного возраста со сложностями в развитии, психологическая биография, внутренняя картина жизни.

С помощью методики «Психологическая автобиография» была исследована субъективная картина жизненного пути родителей.

Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих...

- определить преобладающий психологический тип родителей, воспитывающих ребенка с РАС; - выявить характер субъективных переживаний родителей детей с РАС

К проблеме изучения психологических особенностей отцов...

Таким образом, рождение ребенка-инвалида оказывает существенное влияние не только на личность матери, но и отца. Отец является таким же важным и необходимым для ребенка человеком, как и мать.

Задать вопрос