Развитие коммуникативных навыков на уроках математики в рамках ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 01.06.2015

Статья просмотрена: 1095 раз

Библиографическое описание:

Волкова, А. А. Развитие коммуникативных навыков на уроках математики в рамках ФГОС / А. А. Волкова, С. А. Смольская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8293/ (дата обращения: 25.04.2024).

Всем известно, что урок — основная организационная форма учебной работы детей в школе. На традиционном уроке, как правило, учитель должен учить, а ученик — учиться.

Во время традиционной фронтальной работы наиболее активные ученики завладевают вниманием учителя, и учитель, как правило, больше работает с ними. Остальным учащимся почти всегда достается роль зрителей, которая им не интересна. Быть объектом современному ребёнку трудно и непривлекательно. Многим из них такая роль совсем не подходит, поэтому они начинают на уроке бездельничать или создавать видимость, что заняты делом. Учитель пытается подчинить себе учащихся, превращаясь незаметно для себя в авторитара, что ещё больше усиливает сопротивление учеников. Таким образом, возникает противостояние сторон и снижение продуктивности урока.

Изучив требования к современному уроку в рамках нового стандарта образования, мы решили, что на уроке современным учащимся будет интересно тогда, когда они сами окажутся в роли учителя или ученика-наставника. Тогда им самим необходимо продумывать подачу материала урока, ставить цели и задачи. Перед учащимися ставится задача: в процессе работы в парах или малой группе помочь друг другу отследить каждую ошибку, осознать, почему она возникла и сделать все необходимое, чтобы она больше никогда не появлялась. Работа учащихся в группе может начинаться только после того, как ученикам станет совершенно понятно, какую работу необходимо выполнять, почему именно этот способ изучения материала в данном случае актуален, и ранее они на конкретном материале уже освоили эти действия. Но и этого недостаточно для отличного усвоения нового.

Потребность в общении — самая важная социальная и психологическая потребность человека (Ломов Б. Ф.) При работе в паре или малой группе дети во время урока могут общаться, обмениваться информацией, комментировать решение и высказывание своего собеседника, то есть вести диалог по теме урока, чего нет в индивидуальной устной, письменной и фронтальной работе. Установка на обнаружение ошибок собеседника даёт возможность каждому из них совершенствовать свою умственную деятельность.

В результате каждый из учеников получает заслуженно высокую оценку. Такая перспектива нравится им, поэтому они с удовольствием и старанием принимаются за работу. Учитель контролирует и помогает ученикам по мере необходимости. В данной ситуации каждый из учащихся своими разумными действиями создает сам себе и своему партнеру психологически благоприятные условия для повседневной работы. Учащиеся приобретают необходимые знания и умения, учатся учиться и общаться, совмещают приятное с полезным.

В процессе такой деятельности успешно и совсем незаметно разрешается задача: «При одинаковой направленности сознания собеседников роль речевых раздражений может быть сведена до минимума — взаимное понимание обеспечивает ситуация, в которой та или иная часть высказывания подразумевается» (Выготский Л. С.)

Мы хотим предложить план одного из нестандартных уроков, на котором большее время отводится на работу в малых группах сменного состава.

Мы представляем урок геометрии в 8 классе, проведенный с помощью технологии «Зигзаг».

Тема урока: Виды четырехугольников.

Задачи:

Образовательные:

-        актуализировать знания о четырёхугольниках, полученные в начальной школе (квадрат, прямоугольник);

-        дать определение прямоугольника, трапеции и ромба;

-        познакомить со свойствами прямоугольника, трапеции и ромба;

Воспитательные:

-        совершенствовать навыки общения;

-        вовлечь в активную деятельность

Развивающие:

-        продолжить развитие умения анализировать;

-        продолжить развитие умения сопоставлять;

-        продолжить развитие умения сравнивать;

-        продолжить развитие умения выделять главное;

-        продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемые результаты:

Личностные:

-        умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию;

-        понимать смысл поставленной задачи;

-        креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении поставленных задач;

Предметные:

-        овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания,

-        представление об основных видах четырёхугольников,

-        умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;

-        овладение навыками моделирования;

Метапредметные:

-        умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни,

-        умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, алгоритмы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации

Межпредметные связи:

-        черчение,

-        история и культура Санкт-Петербурга

Формы деятельности:

-        фронтальная,

-        малые группы

Формы обучения:

деятельностный способ обучения

Ресурсы:

Основные:

-        ПК учителя,

-        медиапроектор,

-        Геометрия: учебник для 7–9 классов общеобразовательных учреждений. Л. С. Атанасян и др. Изд. — М.:Просвещение

Дополнительные:

-        ножницы, цветной картон, таблички с названиями четырехугольников, задания группам

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Цель:

-        знакомство с новыми предметными знаниями, умениями, навыками,

-        развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту,

-        формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе

Ход урока:

Учащиеся работают в группах по 4–5 человек, всего 6 групп. Объявляется тема урока, тема пишется на доске и в тетрадях: «Прямоугольник, трапеция, ромб». Группа получает карточку с названием четырехугольника. Расположение групп:

 

1 этап. На этом этапе задача каждого — как можно больше узнать о вашем четырехугольнике. Каждая группа получает карточку с заданием (планом изучения материала).

Задания группам 1 и 4:

1.                  Прочитайте теоретический материал п.44 стр. 98 учебника.

2.                  Изготовьте модели: прямоугольника (3 штуки), равнобедренной трапеции (3 штуки), прямоугольной трапеции (3 штуки)

3.                  Составьте в тетради конспект (определение трапеции и ее свойства). Свойства выписываются с доказательством.

Задания группам 2 и 5:

1.                  Прочитайте теоретический материал стр. 105 учебника.

2.                  Изготовьте модели: прямоугольника (3 штуки).

4.                  Составьте в тетради конспект (определение прямоугольника и его свойства). Свойства выписываются с доказательством.

Задания группам 3 и 6:

1.                  Прочитайте теоретический материал стр. 105–106 учебника.

Изготовьте модели: ромба (3 штуки).

2.                  Составьте в тетради конспект (определение ромба и его свойства). Свойства выписываются с доказательством.

2 этап. Взаимообмен знаниями. 2 учащихся из каждой группы уходят по схеме в другие группы.

 

На этом этапе задача каждого рассказать и послушать. Каждый получает информацию от одноклассников и делится с ними своей информацией, показывая на изготовленных моделях элементы четырехугольников и их свойства.

3 этап. Осмысление информации.

Пересадка. Все садятся в первоначальные группы. Дополняют полученную информацию. Корректируют ее. Задание: Узнай фигуры. На экране появляются чертежи. Учащимся предлагается найти знакомые фигуры и прокомментировать выбор.

 

4 этап. Подведение итогов. Команда случайным образом получает карточку с фигурой. Задание: деталью какого реального предмета или архитектурного сооружения нашего города вы видите эту фигуру. Дорисуйте. Рисунки вывешиваются на доске.

5 этап. Рефлексия.

Обучающимся предлагается ответить на вопросы: С какими трудностями вы столкнулись, находясь в роли учителя, ученика? В какой роли было проще?

Основные термины (генерируются автоматически): развитие умения, группа, теоретический материал, урок, учащийся, задание, задача, малая группа, письменная речь, роль учителя.

Похожие статьи

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

Развитие коммуникативных навыков на уроках математики... развитие умения, группа, теоретический материал, урок, учащийся, задача, малая группа.

Формирование речевых навыков и их роль в обучении чтению...

Приоритетной формой организации деятельности детей на занятиях является объединение детей в малые группы по 2–4 человека или индивидуальные занятия

В «третий критический период развития речевой функции (6–7 лет)» начинается формирование письменной речи.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Развитие речи — важная задача обучения родному языку.

учащихся.Развивать речь младших школьников на уроках родного языка можно с помощью трех групп методов: имитативных, коммуникативных и метода конструирования.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Речь учителя на уроке имеет большое значение, стимулирующее учащихся к изучению иностранного языка, наглядно убеждая их в

Проблемы типологии упражнений для развития иноязычной речи учащихся.

Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной...

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных...

Уроки литературного чтения в начальной школе дают почти все возможности для развития коммуникативных навыков как устной, так и письменной речи.

Изучая теоретический материал, по данной проблеме, пришла к выводу, о том, что не следует пренебрегать и...

Влияние групповой работы на активизацию познавательной...

групповая работа, группа, учащийся, ученик, член группы, ребенок, работа, теоретический материал, мыслительная. Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

Эффективность группового обучения и его влияние на...

группа, работа, ребенок, ученик, учитель, Сингапурский проект, рабочий лист, участник группы, учащийся, групповая работа.

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших... Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия.

Влияние интерактивных форм работы на развитие...

Немаловажную роль для развития речи учащихся играет создание языковой ситуации, например, ролевые игры, групповые формы работы, способствующие коллективному взаимодействию. Работая в группах, каждый ученик может аргументировать свою точку...

Способы организации индивидуальной работы на уроках...

математик, класс, преподаватель, ребенок, ученик, сильная группа, задача, учебный материал, учитель

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика.

Учащиеся второй группы испытывают на уроках математики некоторые затруднения.

Похожие статьи

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

Развитие коммуникативных навыков на уроках математики... развитие умения, группа, теоретический материал, урок, учащийся, задача, малая группа.

Формирование речевых навыков и их роль в обучении чтению...

Приоритетной формой организации деятельности детей на занятиях является объединение детей в малые группы по 2–4 человека или индивидуальные занятия

В «третий критический период развития речевой функции (6–7 лет)» начинается формирование письменной речи.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Развитие речи — важная задача обучения родному языку.

учащихся.Развивать речь младших школьников на уроках родного языка можно с помощью трех групп методов: имитативных, коммуникативных и метода конструирования.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Речь учителя на уроке имеет большое значение, стимулирующее учащихся к изучению иностранного языка, наглядно убеждая их в

Проблемы типологии упражнений для развития иноязычной речи учащихся.

Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной...

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных...

Уроки литературного чтения в начальной школе дают почти все возможности для развития коммуникативных навыков как устной, так и письменной речи.

Изучая теоретический материал, по данной проблеме, пришла к выводу, о том, что не следует пренебрегать и...

Влияние групповой работы на активизацию познавательной...

групповая работа, группа, учащийся, ученик, член группы, ребенок, работа, теоретический материал, мыслительная. Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

Эффективность группового обучения и его влияние на...

группа, работа, ребенок, ученик, учитель, Сингапурский проект, рабочий лист, участник группы, учащийся, групповая работа.

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших... Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия.

Влияние интерактивных форм работы на развитие...

Немаловажную роль для развития речи учащихся играет создание языковой ситуации, например, ролевые игры, групповые формы работы, способствующие коллективному взаимодействию. Работая в группах, каждый ученик может аргументировать свою точку...

Способы организации индивидуальной работы на уроках...

математик, класс, преподаватель, ребенок, ученик, сильная группа, задача, учебный материал, учитель

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика.

Учащиеся второй группы испытывают на уроках математики некоторые затруднения.