Управление процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 08.06.2015

Статья просмотрена: 796 раз

Библиографическое описание:

Таманаева М. Н. Управление процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 120-123. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8170/ (дата обращения: 18.08.2018).

Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников.

Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к своему здоровью. Вопрос заботы о здоровье обучающихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

Неразработанность вопроса поиска наиболее оптимальных форм и методов организации деятельности по оздоровлению учащихся в условиях школы обусловлена следующими противоречиями. С одной стороны, между высоким уровнем заболеваемости населения и необходимостью сохранения и развития здоровья учащихся; с другой стороны, между отсутствием системы работы в школе и необходимостью разработки программ по здоровьесбережению. Перечисленные противоречия обуславливают необходимость поиска новых, нетрадиционных путей организации школьников в целях сохранения их здоровья.

Управление процессом здоровьесбережения комплексно, с использованием программы, предусматривает создание здоровьесберегающей среды, формирующее осознанное здоровьесберегающее поведение, а программа по здоровьесбережению включает в себя ценностно-целевой, содержательный, технологический и контрольно-оценочный компоненты. Тем самым обеспечивается реализация и интеграция основных направлений деятельности образовательного учреждения: образовательного, оздоровительно-профилактического, социально-психологического, мониторингового, профессионально-ориентированного, консультативного.

Здоровьесберегающая педагогика базируется на здоровьесберегающих технологиях. Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для ученика, четко определив стратегию развития — здоровье через образование.

Здоровьесберегающие образовательные технологии — совокупность приемов, форм, методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья. К таковым относят:

-                   здоровьесберегающие учебно-воспитательные технологии;

-                   здоровьесберегающие образовательные технологии;

-                   здоровьесберегающие медицинские технологии;

-                   здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;

-                   здоровьесберегающие технологии семейного воспитания.

В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:

1)      осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;

2)      признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;

3)      овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями;

4)      реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.

Внедрение здоровьесберегающих технологий, создание адаптивной образовательной здоровьесберегающей среды в учреждениях, повышение квалификации и обучение педагогов на сегодняшний момент — одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования в области здоровьесбережения. Опыт успешного внедрения подобных технологий в образовательный процесс учреждений, формирования адаптивной образовательной среды уже имеется и достаточно ярко обобщен в работах Гладышевой О. С., Галеевой Н. Л., Рапопорт И. К. Предложены технологии формирования моделей «школ здоровья» путем изменения как содержания образования и системы оценки качества знаний, так и путем изменения формы и статуса образовательного учреждения.     

Школа может и должна заниматься изучением проблем здоровья, потому, что это — важнейшая категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.

Какой же должна быть школа со здоровьесберегающей средой?

Это, прежде всего, такое образовательное учреждение, в котором должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность.

В основе здоровьесберегающей деятельности в школе следует рассматривать личностно-развивающее (гуманно-личностнное) образование, ведущий постулат которого — признание индивидуальности и уникальности личностного развития каждого ребенка.

Очевидно, что без формирования у подрастающего поколения потребности быть здоровым, ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков здорового образа жизни задачу эту не решить. Важно, чтобы забота о собственном здоровье как основной жизненной ценности стала естественной формой поведения. Эта работа требует объединения усилий образования, здравоохранения, культуры. Необходима не просто координация деятельности образовательного учреждения в решении этой задачи, а комплексная целевая программа управления развитием мотивации здорового образа жизни (ЗОЖ) современного школьника.

Школа является социальным, функциональным органом, который способствует рождению у человека опыта саморегуляции здоровой жизнедеятельности. Проведение системной целенаправленной работы по созданию комплексной психолого-педагогической поддержки формирования потребности в ЗОЖ учащихся ведет к серьезным изменениям в развитии школы, захватывая все уровни — от управления образовательным учреждением до отношений в классе.

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения уже давно перестала быть проблемой только здравоохранения. На ребёнка в процессе обучения в образовательном учреждении комплексно и непрерывно действуют множество факторов, отрицательно влияющих на его здоровье. Это интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки, использование педагогических технологий, не прошедших гигиеническую экспертизу, авторитарная педагогика, гиподинамический характер обучения (недостаток физической активности), несоблюдение гигиенических требований к микроклимату, освещённости, учебной мебели, ТСО и др. Задумываешься над вопросом: какой ценой дается образование? Невольно становишься перед выбором: так все-таки, здоровье или образование? [7, с. 60] Как сохранить здоровье ученика, дав ему качественное образование? Эта проблема сегодня уже имеет решение. В комплексе перспективных мер, направленных на снижение (или исключение) влияния школьных факторов риска можно выделить три направления:

-        научное и научно-методическое, решающее комплекс научных, теоретических и исследовательских задач, определяющих физиологические и психофизиологические основы здоровьесберегающей деятельности;

-        прикладное, решающее комплекс практических (прикладных) здоровьесберегающих задач современной школы;

-        организационное, определяющее организационные формы и управленческие решения организации, контроля и оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.

Под здоровьесбережением участников образования следует понимать решение образовательных задач с учетом состояния их здоровья и с целью его сохранения, а, по возможности, укрепления. Здоровьесбережение, с одной стороны, является частью образовательного процесса, а с другой — условием, обеспечивающим реализацию образовательных программ на основе сохранения здоровья участников образовательного процесса и самореализации обучающихся.

Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для ученика, четко определив стратегию развития — здоровье через образование.

Управленческими основами формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении является:

-                   использование эффективных методов обучения;

-                   обеспечение переподготовки кадров;

-                   повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;

-                   формирование мотивации и потребности у педагогов к здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе;

-                   организация мониторинга состояния здоровья детей;

-                   улучшение организации питания обучающихся в школе;

-                   рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха.

Здоровьесберегающая функция обучения будет реализовываться успешнее, если обучение будет имеет специальную направленность, будет разработано и организованно так, чтобы включить учащихся в активную образовательную деятельность.

Значимой проблемой является и содержание образования, обеспечивающее формирование и развитие культуры здоровья детей, подростков, молодежи.

И, наконец, ведущим условием успешного практического решения проблемы здоровья в образовании рассматривается профессиональная компетентность учителя, его личная культура здоровья. Культура здоровья педагога является важным ресурсом успешности педагогической деятельности, поскольку только учитель, как носитель культуры здоровья, может воспитать ответственное отношение у ребенка к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Таким образом, здоровьесбережение как одно из основных направлений в работе школы даст хорошие результаты только при учете всех факторов и условий управления качеством образовательного процесса в целом и при активизации как внутреннего, так и внешнего ресурсного потенциала.

 

Литература:

 

1.                  Ананьев Н. И., Блинова Е. Г. Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников // Актуальные проблемы адаптации человека. — Сургут, 2002.

2.                  Безруких М. М. Школьные факторы риска и здоровье ц,етер [// Магистр.-1999, № 3.-С.30–39.

3.                  Бережков Л. Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и основные факторы ее определяющие // Человек. Культура. Здоровье. — М., 1997.

4.                  Борков Е. В., Исаев А. П., Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа// Физиология человека.- 2001,.№ 5.

5.                  Вишневский В. А. Здоровьесбережение в школе. — М., 2002. — 270 с.

6.                  Вульфов Б. З., Синягина Н. Ю. — Мир образования.- К проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников.- № 3.-2007.-С.4–12.

7.                  Галева Н. Л. Каждая школа — это школа здоровья / Н. Л. Галеева // Директор школы. — № 9, 2010. — С. 98–104.

8.                  Дзятковская Е. Н. Здоровьесберегающее образовательное пространство.// Педагогическое образование и наука.2002.-№ 3.

9.                  Зюзина Т. Н. Проблемы создания здоровьесберегающей среды в школе. — М.: Изд-во ООО «УЦ «Перспектива», 2007. 280 с.

10.              Шамова Т. И., Шклярова О. А. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе//Наука и практика воспитания и дополнительного образования. — № 1. Москва, 2008 г.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, образовательный процесс, здоровый образ жизни, школа, здоровье, задача, содержание образования, стратегия развития, условие формирования, деятельность.

Похожие статьи

Педагогические условия формирования здорового образа...

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовательного...

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов...

здоровый образ жизни, педагогическое условие формирования ценностей, дошкольная образовательная организация, здоровье, педагогическая технология, образовательный процесс, здоровый ребенок...

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни... Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание...

Практические вопросы сохранения здоровья учащихся...

Условия формирования здорового образа жизни школьников... физическая культура, здоровый образ жизни, День здоровья, психическое здоровье, учебно-воспитательный процесс, соматическое здоровье, образовательный процесс, начальная школа, волевое...

Система работы образовательного учреждения по...

Задачи: Формирование установок на здоровый образ жизни. Развитие навыков саморегуляции и укрепления стрессом.

В школе уделяется большое внимание формированию у учащихся здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие подходы к организации образовательной...

Особенности формирования здорового образа жизни... здоровый образ жизни, ребенок, формирование, образовательное учреждение, дошкольный возраст, занятие, детский дом, конструктивная политика, правильное питание, психическое здоровье.

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании...

Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является предпосылкой для развития других сторон

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Педагогические условия формирования здорового образа...

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовательного...

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов...

здоровый образ жизни, педагогическое условие формирования ценностей, дошкольная образовательная организация, здоровье, педагогическая технология, образовательный процесс, здоровый ребенок...

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни... Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание...

Практические вопросы сохранения здоровья учащихся...

Условия формирования здорового образа жизни школьников... физическая культура, здоровый образ жизни, День здоровья, психическое здоровье, учебно-воспитательный процесс, соматическое здоровье, образовательный процесс, начальная школа, волевое...

Система работы образовательного учреждения по...

Задачи: Формирование установок на здоровый образ жизни. Развитие навыков саморегуляции и укрепления стрессом.

В школе уделяется большое внимание формированию у учащихся здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие подходы к организации образовательной...

Особенности формирования здорового образа жизни... здоровый образ жизни, ребенок, формирование, образовательное учреждение, дошкольный возраст, занятие, детский дом, конструктивная политика, правильное питание, психическое здоровье.

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании...

Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является предпосылкой для развития других сторон

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников...

Задать вопрос