Эффективные приёмы работы с информацией на уроках русского языка и литературы
Автор: Фиалковская Вероника Петровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 09.06.2015
Статья просмотрена: 5381 раз
Библиографическое описание:
Фиалковская, В. П. Эффективные приёмы работы с информацией на уроках русского языка и литературы / В. П. Фиалковская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/7158/ (дата обращения: 19.12.2024).
На сегодняшний день огромный поток информации, с которым сталкивается современный школьник во время учебного процесса и подготовке к нему, требует выстраивать учебную деятельность таким образом, чтобы у ребёнка была возможность переносить умения и навыки в нестандартные учебно-познавательные ситуации. При этом мы не должны забывать о приоритетной роли основных предметных навыков.
По мере усвоения детьми стандартных умений и навыков по русскому языку и литературе мы в основном обучаем детей по рациональным, экономным по затрате времени и сил, здоровье сберегающим технологиям. При этом с каждым разом всё чаще обращаем внимание на то, какие способы и приёмы работы с информацией являются наиболее приемлемыми, поскольку при их целесообразном использовании мы экономим время, силы и здоровье как ученика, так и учителя, деля тем самым процесс обучения интересным, доступным, разнообразным и полезным с предметной точки зрения.
Мы все видим, насколько сегодняшний ребёнок перегружен учебными занятиями. Огромный поток информации в школе, объёмные домашние задания, не вошедший в урок учебный материал и переложенный в статью «домашнее задание». Причинами можно назвать множество факторов. Одним из них является отсутствие рационализации труда. Получается, что школьникам не хватает времени на всё не потому, что поток информации огромен, просто они не умеют правильно и рационально распределить время на работу с нужной информацией ввиду отсутствия навыков информационной культуры.
Целенаправленная работа школы, учителя по формированию информационной культуры школьника способна в какой-то мере снять остроту проблемы учебных перегрузок и способствовать росту познавательной активности детей. На мой взгляд, современные условия существования и развития информационного общества значительно повышают у детей интерес к способам рациональной работы с информацией, что невозможно без соответствующих умений, которые возможно сформировать на уроках русского языка и литературы. Огромную роль здесь играет подготовка педагога, которому предоставляется возможность отобрать теоретические и практические материалы как из бумажных, так и электронных средств предоставления информации. Экономится время, открывается спектр подачи, приёма и трансляции информации на другом, более интенсивном уровне.
В целях повышения интереса к изучаемому предмету, мотивации к обучению, качественной и общей успеваемости, как конечного результата, мною были определены основные приёмы и методы работы с информацией, которые, я думаю, в той или иной степени используются педагогами на различных этапах каждого урока.
Работа с электронным текстом, который легко поддаётся переносу и практически любой обработке. Ученикам предлагаются в основном творческие задания: составить сборник произведений автора, переработать исходный текст; отредактировать текст, предварительно найдя ошибки в его построении, устраняя их различными способами, и предоставить правильный вариант.
Работа со словарями способствует расширению словарного запаса школьников, формированию знаний об этимологии, правилах написания и произношения того или иного слова. При изучении темы раздела «Лексика» целесообразно обращаться к словарям синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов (устаревших слов). Необходимо приучить детей в случаях сомнения написания слов обращаться к орфографическому словарю, незнания значения слов — к толковому словарю, выработки навыков правильного произношения слов — к орфографическому словарю, соответствующего выполнения морфемного разбора — к словообразовательному словарю и так далее.
Дифференцированные либо разноуровневые задания на основе умственного развития детей, скорости усвоения учебного материала, общих умственных способностей, одарённости позволяют индивидуализировать учебный процесс и получать и обрабатывать информацию в зависимости от выше обозначенных аспектов.
Использование исследовательской и проектной деятельности в учебном процессе позволяют ученику или группе учащихся изучать, обрабатывать значительный объём информации по определённой теме либо направлению в зависимости от интересов и потребностей в знаниях.
Поиск ответа на проблемный вопрос способствует формированию у ребёнка своего мнения, умений высказать его, постараться аргументировать свою точку зрения, уметь слушать, слышать и адекватно воспринимать другие точки зрения по одному и тому же вопросу. Обладание выше названными навыками будет способствовать тому, что ребёнок научится отстаивать свою позицию.
Беседа по прочитанному тексту. В основе данной работы может лежать не столько фронтальная работа, сколько анализ основного содержания изучаемого произведения. Можно представить ученикам заранее подготовленный вопросник, из ответов на который у них сложится своё мнение о содержании текста, либо составить тезисный конспект
Групповая работа по тексту является необходимой, во-первых, для сплочения коллектива и обучения детей навыкам работы в группе, в коллективе, во-вторых, для охвата большего объёма информации на уроке. Во втором случае каждой группе (а чаще всего стандартный класс возможно разбить для лучшей результативности на пять групп) даётся определённое направление, которое необходимо выполнить, а затем афишировать всему классу для того, чтобы все дети владели тем объёмом информации, который индивидуально обработала каждая группа.
Ролевые игры целесообразно проводить на уроках повторения, обобщения и систематизации знаний, что будет способствовать развитию сотрудничества между детьми, их коммуникативных навыков и умений, исследовательских способностей, личной ответственности за общий результат.
Анализ учебной статьи по литературе, параграфа по русскому языку включает в себя помимо чтения, составление простого, сложного или тезисного плана, а впоследствии пересказ отработанного материала. Ученик работает с предоставленной информацией и вычленяет основное, на основе чего готовит воспроизведение сжатой информации.
Написание обучающих изложений (подробное, выборочное, сжатое изложение). Ученикам предлагается подробно, сжато или выборочно воспроизвести текст. При этом школьникам предлагаются памятки по написанию подобных текстов, изучаются способы сжатия текста (сокращение, замена, исключение), выбора основной информации.
Инсценирование произведений, а также чтение по ролям способствует более точному пониманию содержания произведения, его образному восприятию, вживанию в роль, в образ героя, формированию и отработке навыков выразительного чтения, развитию творческих способностей.
Обучению детей написанию собственных текстов я бы хотела выделить особое место. Это и написание обычных текстов описательного или повествовательного характера, и составление эссе — рассуждений на определённую тему в соответствии со структурой построения текста-рассуждения (тезис, аргументы, выводы). На уроках литературы после изучения художественных произведений можно предложить детям составить аннотацию, написать рецензию, отзыв. В целях приобщения школьников к искусству и культуре на уроках русского языка проводятся сочинения по произведениям живописи (сочинение по картине). Можно предложить детям описать памятник архитектуры. Учащиеся с большим удовольствием составляют лингвистические сказки, рассказы на предложенные сюжеты, сочинения-миниатюры на предложенные темы, стихотворения, синквейны, буриме и т. д.
Огромную роль на уроках русского языка и литературы целесообразно отводить лингвистическому анализу текста. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции.
Начиная с пятого класса необходимо приучать пятиклассников к основам лингвистического комплексного анализа. Например, на основе образцовых текстов можно проводить самодиктанты. Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением).
В среднем звене необходимо проводить такую работу, которая будет способствовать выработке базовых умений и навыков школьников. Это целенаправленное наблюдение за реализацией выразительно-изобразительных возможностей разных единиц и разнообразных явлений русского языка. Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами как выполнение интеллектуально-лингвистических упражнений.
Целенаправленная работа с текстом как источником информации — один из наиболее эффективных способов подготовки учащихся к написанию сочинений-рассуждений, что необходимо детям для сдачи экзамена по русскому языку (в частности, части С). Формирование умения рассуждать, выявлять проблему и раскрывать её предполагает в итоге высокий уровень знаний по предмету. Для детей старших классов обязательным и необходимым заданием, на мой взгляд, является лингвистический анализ текста. Это позволит школьникам осознать единство развития речи, её культуры, овладеть лингвистикой текста как новой области языкознания, на более высоком уровне подготовиться к созданию собственных творческих работ.
Учитель должен понимать, что использование текста на уроке будет максимально эффективным, если текст детям интересен, если он соответствует возрастным особенностям школьников, способствует духовному развитию ученика, является актуальным для решения учебной задачи. В 5–6 классах это образно-оценочно-информационные тексты развлекательного, юмористического, сказочного характера: они вызывают у учащихся интерес и активизируют мыслительную деятельность. В 7–9 классах это оценочно-информационные тексты публицистического характера. В 10–11 классах текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать желание высказать своё мнение по поводу прочитанного.
Таким образом, сформированные у учеников умения и навыки работы с текстом способствуют рациональной организации труда ребёнка в огромном потоке информации.
Литература:
1. Н.Сметанникова. Через чтение в мировое образовательное пространство. — М., 2001г.
2. Н.Ванюшева. Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы. — Литература, «Первое сентября», 2009 г., № № 17–24.
3. Ладыженская Т. А. Методика преподавания русского языка. — М., 1990.
4. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1981.