Формирование готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 08.05.2015

Статья просмотрена: 326 раз

Библиографическое описание:

Топольник Я. В. Формирование готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 200-203. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8109/ (дата обращения: 14.08.2018).

На современном этапе развития и использования информационно-коммуникационных технологий в педагогике происходит трансформация содержания профессионального образования на всех ее ступенях, пересмотр организационных форм учебной работы, которые сложились: увеличение доли самостоятельной индивидуальной и групповой работы слушателей, отход от традиционного учебного занятия с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера, внеаудиторных занятий, использование инновационных технологий, которые стали обязательной составляющей целостного учебного процесса.

В высшем учебном заведении широко применяются информационно-коммуникационные технологии, что побуждает к изменению содержания подготовки будущего преподавателя. Есть две позиции рассмотрения проблемы использования новых информационных технологий. Одна из них — современный преподаватель должен уметь использовать компьютерные средства, ведь это является неотъемлемой составляющей его профессиональных умений. Именно поэтому высокий уровень овладения новыми информационными технологиями определяет готовность к воплощению педагогических технологий и осуществлению инновационной деятельности. Второй важной позицией является то, что применение современных компьютерных средств помогает развивать гибкость мышления преподавателя, подталкивает к систематическому обновлению знаний, самообразованию.

Анализ проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе нашел отражение в трудах М. Анцибор, И. Богдановой, И. Зязюна, Ю. Машбиц, Л. Морской, И. Прокопенко, И. Синельник, А. Спиваковского, Н. Талызина и др. Возможности использования компьютерных технологий в учебном процессе вуза (в частности, это касается процесса подготовки будущего преподавателя) достаточно широко исследуются такими учеными как: М. Жалдак, В. Клочко, Н. Морзе, С. Раков, Ю. Рамский, Ю. Триус и др. Над решением проблем формирования информационной компетентности специалистов различных отраслей и особенностей технологий обучения работают ученые В. Быков, Ю. Жук, А. Иваницкий, В. Петрук, Ю. Пасечник и др.

Проблема формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности аккумулирует проблемы психологической науки, связанные с особенностями личности, чертами ее характеристики, возможностями, которые обусловливают успешность профессиональной подготовки. Психология формирования готовности к профессиональной деятельности изучалась украинскими исследователями, среди которых Г. Балл, Г. Костюк, Е. Милерян, В. Моляко, П. Перепелица, М. Смульсон и др. Готовность рассматривается учеными [2; 5] в непосредственной связи с формированием, развитием и совершенствованием психических процессов, состояний, свойств личности, необходимых для успешной деятельности. Авторы исследований также отмечают, что готовность, как предпосылка любой деятельности, является одновременно и ее результатом.

Исследователи Г. Балл, П. Перепелица [9] указывают на то, что основу формирования готовности к профессиональной деятельности следует видеть не в развитии операционно-технических умений и навыков, а опираясь на такой определяющий параметр готовности, как «комплексная способность».

Однако исследуемая проблема остается до сих пор недостаточно теоретически разработанной. Поэтому считаем необходимым определение сущности готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Формирование ИКТ-компетентности будущего преподавателя должно быть систематическим, осуществляться непрерывно, с первых дней обучения в университете. Использование компьютера в процессе обучения не должно носить эпизодический характер и сводиться к демонстрации лекционного материала, иллюстрации отдельных теоретических положений курса, презентации некоторых тем. Желательно охватить все организационные формы обучения.

Сформированная компетентность не всегда является свидетельством формирования готовности — работая с разными группами и отдельными студентами, преподавателю нужно предусматривать перспективы развития их мотивации. Для эффективности учебной деятельности весомым является формирование мотивации, которая обуславливается интеллектуальной инициативой и познавательными интересами. Процесс развития положительной мотивации учения, по утверждениям ученых [6; 7] — это процесс, который способствует трансформации побуждений студентов к зрелой мотивационной сферы с доминированием мотивов, которые характеризуют содержание положительной мотивации учения.

Под понятием «компетентностно-ориентированный подход» в формировании готовности будущих преподавателей к использованию ИКТ в профессиональной деятельности, мы предлагаем понимать направленность учебно-воспитательного процесса высших учебных заведений на формирование и развитие информационно-коммуникационных компетенций личности и личностной мотивации. Результатом обучения является формирование информатической готовности, которую предлагаем считать одной из ведущих составляющих характеристики будущего преподавателя.

Поэтому в современных условиях на первый план выходит задача по формированию готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональная готовность личности — это регулятор и предпосылка эффективной и творческой деятельности. Наиболее значительными ее факторами являются мотивация, подготовка, самомобилизация знаний, установка на деятельность, свойства личности, удовлетворенность трудом [4, с. 3].

Психологическая готовность молодого специалиста помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться в зависимости от появления непредвиденных ситуаций. Психологическая готовность — решающее условие быстрой адаптации к условиям труда и дальнейшего профессионального усовершенствования квалификации будущего специалиста. По своей сути готовность — это единство устойчивых и ситуативных установок на активные и соответствующие действия (во время обучения и с началом профессиональной деятельности).

Охарактеризованные виды готовности студента к труду находятся в единстве и взаимодействуют в ходе его деятельности. Причем состояние готовности является в некоторой степени продолжением устойчивой готовности. Оно закрепляется в ходе обучения.

В широком смысле понятие «готовность к деятельности» трактуется как готовность к жизненной практике в целом, к вхождению в новую сферу, к самореализации в творческой деятельности, к переносу знаний и способов деятельности из одной сферы в другую, к деятельности в новых постоянно меняющихся условиях, к адекватной самооценке. В узком смысле готовность к педагогической деятельности можно рассматривать как совокупность свойств и качеств личности преподавателя, которая адекватно отражает структуру его педагогической деятельности как решающее условие быстрой адаптации выпускника высшего учебного заведения к специфическим условиям педагогического труда, как возможность для дальнейшего профессионального совершенствования.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в определении понятия и структуры готовности студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий существуют разные подходы.

Так С. Яшанов [10] рассматривает готовность будущего учителя к эффективному использованию новейших информаций технологий как синтез таких структурных компонентов: мотивационного; операционно-познавательного; эмоционально-волевого; оценочного.

Р. Гурин [3] определяет готовность будущего учителя к применению новых информационных технологий в профессиональной деятельности как интегрированное качество личности будущего учителя, которое выявляется, во-первых, в повышении продуктивности мышления, развития памяти, навыков, расширении и углублении знаний посредством использования новых информационных технологий и их средств; во-вторых, в предоставлении возможности выбирать способы действий, осуществлять самоконтроль за выполнением собственных действий и прогнозировать пути повышения производительности труда при информатизации процесса обучения.

Итак, готовность — это внутреннее состояние (способность), которое является признаком профессиональной квалификации, а также результатом целенаправленной подготовки. Готовность выпускника высшего педагогического учебного заведения к использованию ИКТ зависит от состояния информатизации общества, которое, в свою очередь, влияет на уровень информатизации учебного заведения, а, следовательно, и на уровень информатизации жизнедеятельности студентов и преподавателей [10].

Процесс подготовки будущих преподавателей к использованию ИКТ в профессиональной деятельности реализуется через:

1)                 актуализацию субъективной позиции личности будущего преподавателя в процессе его подготовки к использованию ИКТ в профессиональной деятельности;

2)                 гибкость управления и самоуправления процессом такой подготовки;

3)                 модульную технологию структурирования учебного материала по изучению теоретических и практических аспектов использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности преподавателя [8].

Развитие личностной позиции студента, повышение значимости его опыта использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности возможно при условии актуализации его субъективной позиции путем:

-          стимулирования личностных достижений студентов относительно применения ИКТ в будущей профессиональной деятельности;

-          создания проблемных ситуаций в процессе подготовки будущих преподавателей к использованию ИКТ в профессиональной деятельности;

-          привлечения студентов к личностно значимой для них деятельности.

Отношение личности студента к своим достижениям в процессе использования ИКТ в профессиональной деятельности может быть разным. Студент может положительно или отрицательно оценивать свой успех или неудачу, стремиться к достижениям или не задумываться над этим, прилагать усилия, чтобы обеспечить успех, или, наоборот, реально достигать или не достигать успеха. Низкое личностное значение собственных достижений в различных видах деятельности может тормозить развитие человека, а высокое — стимулировать развитие личности, ориентированной на самореализацию.

Таким образом, создание условий, которые актуализируют личностные достижения студентов в процессе их подготовки к использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности, стимулируют активность студентов по формированию у них такой готовности и превращают их, одновременно, на субъекты собственно личностного профессионального развития.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что критериями актуализации личностных достижений по использованию ИКТ в профессиональной деятельности являются:

-          осмысленность студентом собственных достижений по использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности;

-          заинтересованность студента в собственных достижениях по эффективному использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности;

-          практическая готовность к осуществлению реальных действий в направлении высоких достижений по использованию ИКТ в профессиональной деятельности;

-          устремление будущего преподавателя к росту достижений [1].

На основе обобщения результатов упомянутых выше исследований и учета современных тенденций развития высшего образования в Украине считаем, что процесс формирования готовности будущих преподавателей к использованию ИКТ в профессиональной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

-          органическое сочетание процесса развития профессиональных качеств, знаний и умений студентов с процессом изучения информатики;

-          интеграция преподавания информатики с профильными курсами профессионального содержания;

-          включение в содержание обучения информатике, которое основано на проблемном подходе, профессиональных задач, требующих эвристического поиска решения с использованием компьютера и профессиональных знаний;

-          реализация межпредметных связей путем использования ИКТ при подготовке и проведении учебных занятий по специальным предметам;

-          наглядное сопоставление реализации педагогических технологий с использованием ИКТ и без него во время преподавания специальных дисциплин или информатики.

В этих условиях формированию готовности и способности педагога использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности способствует решение ряда задач:

-          совершенствование и развитие навыков использования персонального компьютера, периферийных устройств, локальных и глобальных сетей;

-          ознакомление с программами общего и учебного назначения, моделирующими средами, а также с возможностями их использования в учебном процессе;

-          овладение методикой преподавания профессиональных дисциплин с использованием ИКТ;

-          развитие умений и навыков работы с электронной информацией (поиск, анализ, систематизация и т. д.).

В любом случае основным является желание преподавателей и студентов к изучению и использованию в учебном процессе инноваций в области информационно-коммуникационных технологий. Чтобы сформировать такую мотивацию, необходимо широко пропагандировать и демонстрировать возможности информационно-коммуникационных технологий на студенческих конференциях, предметных кружках, воспитательных часах и тому подобное.

Результат внедрения ИКТ в учебный процесс напрямую зависит от профессиональных знаний, умений и навыков преподавателя. Преподаватель должен быть готов к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности, владеть навыками организации обучения с использованием ИКТ, знать возможные рациональные и наиболее эффективные пути, уметь комбинировать их и приспосабливать к потребностям конкретной студенческой аудитории.

Перспективным считаем дальнейшее изучение особенностей формирования готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности в зависимости от выбранной специальности.

 

Литература:

 

1.                  Intel: Навчання для майбутнього. — К.: Вид-во «Нора-принт», 2005. — 680 с.

2.                  Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Лидия Ильинична Божович; [под ред. Д. И. Фельдштейна]. — [2-е изд.]. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.

3.                  Гурін Р. С. Підготовка майбутнього вчителя гуманітарного профілю до застосування нових інформаційних технологій у навчальному процесі загальноосвітньої школи: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Р. С. Гурін; Південноукраїнський держ. педагогічний ун-т ім. К. Д. Ушинського (м. Одеса). — О., 2004. — 252 с.

4.                  Дурай-Новикова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: автореф. дис. … д-ра пед. наук / К. М. Дурай-Новикова. — М., 1983. — 18 с.

5.                  Дьяченко М. И. Психология высшей школы / Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С. Л. –- М., Издательство: Харвест, 2006. — 416 с. — (Серия: Библиотека практической психологии).

6.                  Зимняя И. А. Учебная мотивация / Ирина Алексеевна Зимняя // Педагогическая психология / Ирина Алексеевна Зимняя. — М.: ЛОГОС, 1999. — С. 217–232.

7.                  Леонтьев В. Г. Мотивационная основа учебной деятельности / Владимир Григорьевич Леонтьев // Психология образования: Дайджест. — 2001. — № 5. — С. 37–39.

8.                  Основи нових інформаційних технологій навчання: посібник для вчителів / МО України. ІЗМН. Ін-т психології ім. Г. С. Костюка АПН України; авт.: Ю. І. Машбиць, О. О. Гокунь, М. І. Жалдак та ін.; за ред. Ю. І. Машбиця. — Київ: ІЗМН, 1997. — 264 с.

9.                  Підготовка учнів до професійного навчання і праці (психолого-педагогічні основи): навч. посібник / під ред. Г. О. Балла, П. С. Перепелиці, В. В. Рибалки. — К.: Наукова думка, 2000. — 188 с.

10.              Яшанов C. M. Формування у майбутніх учителів умінь і навичок самостійної навчальної роботи у процесі використання нових інформаційних технологій: дис.... канд. пед. наук: 13.00.09 / С. М. Яшанов; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. — К., 2003. — 220 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, ИКТ, будущий преподаватель, готовность, учебный процесс, будущий учитель, высшее учебное заведение, педагогическая деятельность, психологическая готовность.

Похожие статьи

Самостоятельная деятельность студентов как условие...

профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, ИКТ, будущий преподаватель, готовность, учебный процесс, будущий учитель, высшее учебное заведение...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

педагогическая технология, технология обучения, содержание обучения, учебный материал, педагогическая система, учебный процесс

профессиональное обучение, процесс обучения, знание, методика, учебное заведение, профессиональная школа...

Профессиональная подготовка педагога...

Профессиональная подготовка — это процесс овладения системой специальных знаний, общими и специфическими умениями, навыками для творческого выполнения профессиональной деятельности, а готовность...

О готовности будущего учителя к профессиональной...

О готовности будущего учителя к профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве. Автор: Диких Элина Радиковна. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Готовность будущего учителя к использованию...

Технология формирования готовности будущего учителя-предметника к внедрению информационно-коммуникационных технологий.

В целом, проблема готовности учителя к профессиональнопедагогической деятельности не нова.

Содержание педагогической системы формирования...

интерактивная доска, учебный процесс, средство, методика обучения, ИКТ, обучение, учебный материал, будущий учитель информатики, Метод обучения, использование средств.

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития...

будущий учитель, педагогическая практика, профессиональная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, самореализация личности, профессиональная подготовка... Профессиональное воспитание и профессиональное...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе. А также рассматриваются требования к содержанию...

Подготовка к исследовательской деятельности будущего...

Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагога профессионального обучения.

Ключевые слова: подготовка, исследовательская деятельность, процесс, педагог профессионального образования, принцип, умения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Самостоятельная деятельность студентов как условие...

профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, ИКТ, будущий преподаватель, готовность, учебный процесс, будущий учитель, высшее учебное заведение...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

педагогическая технология, технология обучения, содержание обучения, учебный материал, педагогическая система, учебный процесс

профессиональное обучение, процесс обучения, знание, методика, учебное заведение, профессиональная школа...

Профессиональная подготовка педагога...

Профессиональная подготовка — это процесс овладения системой специальных знаний, общими и специфическими умениями, навыками для творческого выполнения профессиональной деятельности, а готовность...

О готовности будущего учителя к профессиональной...

О готовности будущего учителя к профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве. Автор: Диких Элина Радиковна. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Готовность будущего учителя к использованию...

Технология формирования готовности будущего учителя-предметника к внедрению информационно-коммуникационных технологий.

В целом, проблема готовности учителя к профессиональнопедагогической деятельности не нова.

Содержание педагогической системы формирования...

интерактивная доска, учебный процесс, средство, методика обучения, ИКТ, обучение, учебный материал, будущий учитель информатики, Метод обучения, использование средств.

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития...

будущий учитель, педагогическая практика, профессиональная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, самореализация личности, профессиональная подготовка... Профессиональное воспитание и профессиональное...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе. А также рассматриваются требования к содержанию...

Подготовка к исследовательской деятельности будущего...

Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагога профессионального обучения.

Ключевые слова: подготовка, исследовательская деятельность, процесс, педагог профессионального образования, принцип, умения.

Задать вопрос