Требования к мастерству учителя на уроке | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Примов Ш. К., Яхшиева З. Ш., Алимкулов С. О., Яхшиева М. Ш., Рустамов А. Ш. Требования к мастерству учителя на уроке [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 34-36. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8081/ (дата обращения: 16.08.2018).

Сегодняшние требования перед преподавателями учебных заведений-это качество обучения и воспитания, а также качество урока. Именно урок является тем звеном в цепи педагогического процесса, в котором, говоря словами М. Н. Скаткина, «как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется на уроке». [1]

Перед учителем возникают все новые вопросы, связанные с пониманием задач урока и разнообразием способов их реализации, подготовкой и проведением уроков, типологией и структурой их. Какой педагог не хочет быть учителем-мастером, чтобы у него каждый урок был эффективным, содержательным и интересным? Но для этого мало быть опытным учителем «со стажем», надо ещё хорошо владеть методикой преподавания, педагогическими и инновационными технологиями.

Что же главное в подготовке учителя к уроку? На что нужно обращать внимание в первую очередь, говоря о педагогических знаниях и умениях, составляющих педагогическое мастерство учителя на уроке? По существу, здесь нужно говорить почти о всей методике и технике урока, что, конечно, невозможно. Поэтому выделим лишь отдельные технологические стороны педагогического мастерства учителя при подготовке урока, наиболее существенные.

Мастерство учителя на уроке в первую очередь зависит от того, как он подготовлен к уроку, как использует постоянно растущие возможности. Он должен систематически и целенаправленно заниматься самообразованием, обогащать свой опыт новыми методами работы.

Очень важно хорошо продумать цель и конкретные педагогические задачи, которые необходимо решить на уроке. «Комплексное планирование задач (целей) образования, воспитания и развития школьников,— утверждает академик Ю. К. Бабанский,— вытекает из первого принципа дидактики и является важнейшим способом оптимизации процесса обучения, так как оно позволяет за одно и то же время решить не одну и ни две, а несколько учебно-воспитательных задач». [2]

Цель каждого урока включает в себя реализацию воспитательных, образовательных и познавательных (развивающих) задач.

Воспитательные задачи характеризуются формированием у учащихся основных мировоззренческих идей (например, материальность мира, причинно-следственные и другие связи явлений, движение, развитие в природе и обществе, познаваемость мира, разоблачение идеалистических взглядов), обеспечивают ознакомление их с общественно- политическими событиями, содействуют воспитанию патриотизма, интернационализма, коллективизма, гуманности и других нравственных качеств человека и ценностных отношений.

Образовательные задачи воспитания включают в себя обучения и даче школьникам знаний, умениям и навыкам в соответствии с требованиями учебных программ.

Познавательные задачи предполагают развитие у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале (составлять схемы-конспекты, планы изученного, формировать умения сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия), развитие у школьников самостоятельности в мышлении и учебной деятельности, развитие речи учащихся, развитие у них умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, развитию эмоций.

У опытных педагогов ученики отчетливо понимают, что является на уроке наиболее важным, существенным, во что им следует по-настоящему вникнуть, что запомнить, а что только принять к сведению.

Вот как сформулировала цель урока по химии при изучении темы «Растворы» Яхшиева Зухра Зиятовна (Джизакский гос. пед. институт, предмет Методика преподавания химии). Образовательная — познакомить учащихся с концентрациями растворов, умения экспериментировать и применять математический расчет. Воспитательная — вскрыть сущность раствора, умения их готовить, расчетными приемами решать задачи и определять концентрации. Познавательная (развивающая) цель урока — с опорой на знания учащихся уметь проводить опыты, а также разделять смешанные растворы по концентрациям. При этом урок был поделен на части, в которых получение теоретических знаний сопровождались практическими (ученики проводили опыты) и в завершении которых, математическая обработка результатов способствовала принятия правильно-обоснованного ответа.

Основные правила организации современного урока такие: определение цели, анализ содержания учебного материала в соответствии с поставленной целью, формирование задач обучения, выбор наилучших для данных условий приемов и методов обучения, четкая организация взаимодействия учителя с учащимися, выбор типа урока и его структуры.

Особую сложность для учителя представляет определение структуры урока. Структура урока — это последовательность и взаимосвязь таких основных элементов, как проверка знаний, изучение нового, закрепление ранее изученного, контроль за ходом усвоения, обобщения изученного, задание на дом. Структура урока не должна быть шаблонной и стандартной. Последовательность основных элементов урока зависит от специфики содержания темы, подготовленности учеников, места урока в системе других уроков по данной теме. На основании продуманной структуры урока учитель составляет его план. Что фиксировать письменно и в какой форме это делать, зависит от опыта педагога, содержания данного урока, его типа и вида. Главное не в форме письменного оформления и не в использовании определенных схем, а в глубоком осмысливании цели, содержания, структуры и хода урока.

Вопрос в том, нужно ли в ходе подготовки к уроку предусматривать дозировку времени для каждого его этапа? Вне всякого сомнения, нужно. Но в период проведения урока время может быть пересмотрено. Это зависит от складывающихся ситуаций на уроке: подготовленности школьников, степени восприятия новых знаний, эмоционального настроения и т. д.

После того как урок распланирован, необходимо усвоить план урока. Нужно ли каждому учителю тщательно учить конспекты и планы своих уроков? Ответ на этот вопрос может быть утвердительным не только для начинающего учителя, но и учителя с большим опытом, многое зависит от индивидуальных особенностей учителя.

Довольно ярко педагогический труд учителя при подготовке к уроку охарактеризовала Ю. Л. Львова. [3] Она разработала рекомендации по подготовке учителя к уроку, наметила рациональные умственные операции, которые помогают учителю в организации творческой работы.

1.                   Вчитайся в раздел программы, который подлежит изучить на данном уроке, а в некоторых случаях — и в объяснительную записку к программе.

2.                   Изучи материал этого раздела, вопроса, темы.

3.                   Сформулируй замысел урока, ответив на вопрос, что бы ты хотел достигнуть в результате его.

4.                   Представь коллектив данного класса, мысленно нарисуй конкретных учеников. Представь психологию этих учеников, используя искусство педагогического перевоплощения, постарайся наметить их путь к поставленной цели.

5.                   Выбери из всего арсенала методических приемов самые оптимальные для данного материала и для данных учащихся.

6.                   Соразмерь выбранные приемы со своими возможностями, смоделируй свои действия на данном уроке.

7.                   Придумай структуру урока и зафиксируй все найденное в плане-конспекте.

8.                   Подготовь наглядные и учебные пособия, не забудь настроить, подготовить и проверить исправность проектора, компьютера и др.

9.                   Повтори про себя или вслух узловые элементы плана.

10.               Спроси себя:

11.               — Ты готов к уроку?

Эти операции педагогически оправданы, так как из них складывается процесс рождения урока; подчеркивают, что создание урока — это большой творческий труд. Как раз от этого и зависит результативность урока.

 

Литература:

 

1.                   Скаткин М. Н. «Совершенствование процесса обучения». — М.: Педагогика, -1971. –с.149

2.                   Бабинский Ю. К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса». Метод.основы. — М.: Просвещение, — 1982. –с.50.

3.                   Львова Ю. Л. «Творческая лаборатория учителя» (Из опыта работы): 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, — 1985. — с.51–60.

Основные термины (генерируются автоматически): урок, структура урока, педагогическое мастерство учителя, подготовка учителя, поставленная цель, задача, умение, учащийся, учитель.

Похожие статьи

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале...

Качественная подготовка учителя к уроку. Автор: Горбункова Людмила Александровна. Рубрика: Общие вопросы.

Урок по ФГОС. Объявление темы урока. Преподаватель сообщает учащимся. Формулируют сами учащиеся. Сообщение целей и задач.

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

Современное обучение – это сотрудничество, совместная деятельность педагога и ученика. Учитель и школьник являются партнёрами в учебном процессе. Современный урок отличается наличием элементов активной работы учащихся.

Мастерство педагога в решении...

педагогическое мастерство, задача, педагогическая задача, педагогический процесс, решение, педагогическая техника, профессиональная деятельность, умение, умение учителя, педагогическая деятельность.

Формирование умения учиться как основная ролевая функция...

умение, учебная деятельность, действие, учитель, урок, навык, познавательная задача, учебно-познавательная деятельность, роль учителя, способ учения.

Мастерство учителя | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Искусство педагога особенно проявляется в умении учить на уроках.

Педагогическое мастерство учителя заключается в активизации познавательной деятельности младших школьников.

Цели и задачи деятельности учителя в новых условиях развития...

Процесс обучения организуется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися. С целью формирования универсальных учебных действий учитель применяет новые педагогические технологии: информационно-коммуникативные технологии; технологию...

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Мастерство учителя выражается, прежде всего, когда педагог сумеет по-особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его.

Вместе с тем, под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Искусство педагога особенно проявляется в умении учить на уроках. Педагогическое мастерство учителя заключается в активизации познавательной деятельности младших школьников.

Структура урока в рамках реализации системно-деятельностного...

В данном случае, успех урока зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, и не натаскивать.

Структура урока на основе деятельностного подхода к обучению включает в себя следующие этапы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале...

Качественная подготовка учителя к уроку. Автор: Горбункова Людмила Александровна. Рубрика: Общие вопросы.

Урок по ФГОС. Объявление темы урока. Преподаватель сообщает учащимся. Формулируют сами учащиеся. Сообщение целей и задач.

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

Современное обучение – это сотрудничество, совместная деятельность педагога и ученика. Учитель и школьник являются партнёрами в учебном процессе. Современный урок отличается наличием элементов активной работы учащихся.

Мастерство педагога в решении...

педагогическое мастерство, задача, педагогическая задача, педагогический процесс, решение, педагогическая техника, профессиональная деятельность, умение, умение учителя, педагогическая деятельность.

Формирование умения учиться как основная ролевая функция...

умение, учебная деятельность, действие, учитель, урок, навык, познавательная задача, учебно-познавательная деятельность, роль учителя, способ учения.

Мастерство учителя | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Искусство педагога особенно проявляется в умении учить на уроках.

Педагогическое мастерство учителя заключается в активизации познавательной деятельности младших школьников.

Цели и задачи деятельности учителя в новых условиях развития...

Процесс обучения организуется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися. С целью формирования универсальных учебных действий учитель применяет новые педагогические технологии: информационно-коммуникативные технологии; технологию...

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Мастерство учителя выражается, прежде всего, когда педагог сумеет по-особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его.

Вместе с тем, под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Искусство педагога особенно проявляется в умении учить на уроках. Педагогическое мастерство учителя заключается в активизации познавательной деятельности младших школьников.

Структура урока в рамках реализации системно-деятельностного...

В данном случае, успех урока зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, и не натаскивать.

Структура урока на основе деятельностного подхода к обучению включает в себя следующие этапы

Задать вопрос