Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 06.05.2015

Статья просмотрена: 238 раз

Библиографическое описание:

Черемных С. В. Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 83-85. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8080/ (дата обращения: 22.10.2018).

В этом году отмечается в России знаменательная дата- 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. И один из основных лозунгов звучит так: «Я помню! Я горжусь!». В России не найдется не одной семьи, которую бы не задела эта страшная война. Но дети дошкольного возраста не так много знают о данном историческом событии. Проведя опрос в подготовительной группе нашего образовательного учреждения выяснилось, что знания детей о войне поверхностные, и дети практически ничего не знают о своих родных, которые воевали, либо находились в тылу во время войны. С каждым годом всё меньше становится ветеранов, свидетелей войны, людей, которые испытали тяготы военной жизни, и во избежание повторения тех событий- необходимо помнить, необходимо доносить до будущих поколений неискаженные исторические факты. Д. С. Лихачев писал: «Память противостоит уничтожающей силе времени. Память- это преодоление времени, преодоление смерти» [2, с.44]. Пока мы будем помнить наших дедов, прадедов, они будут живы…

Дети с большим интересом слушают рассказы о войне, о событиях, происходящих в военное время, но им еще более интересно, когда они понимают, что и их родные там участвовали. Из нашего опыта работы мы сделали вывод, что удобной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста, является метод проектов. Метод проектов возник в США во второй половине XIX века. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи. Основные концептуальные положения его теории таковы:

-        истинным и ценным является только то, что дает практический результат;

-        ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познание окружающего мира;

-        усвоение знаний- это стихийный, неуправляемый процесс;

-        ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения [1, с.6] Данные метод и запрещали, и осуждали, но тем не менее сейчас он становится снова популярным. Исследованием метода проекта занимались различные ученые: Е. С. Полат, М. В. Моисеева, Н. А. Виноградова, Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова, Н. А. Кочкина, А. А. Хромов, М. В. Чанова, И. С. Сергеев, Л. Д. Морозова, И. Д. Чечель, Н. Ю. Пахомова и др. И все они считают метод проекта — удобной образовательной технологией.

Определений данного метода несколько, но наиболее близким нам кажется определение Л. Л. Тимофеевой, где метод проектов определяется как «педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты». [3, с12].

Как заинтересовать группу детей не навязывая темы? Здесь нам поможет предметно-развивающая среда. Внося в неё предметы интересные и неизвестные, мы этим мотивируем детей на познавательную, исследовательскую деятельность. В фойе детского сада были организованы выставки, посвященные Великой Отечественной войне. Дети стали расспрашивать о том, кто изображен, что за места. Интерес детей стал повышаться. Было разработан и проведен литерно-музыкальный досуг с использованием стихотворений о войне, военных символах, рассматривали с детьми репродукции картин, посвященных данной теме, прослушивали песни военных лет. Также детям было предложено нарисовать рисунки о том, что детям больше всего понравилось в данном мероприятии. Анализ рисунков показал следующее:

-        большинство рисунков с изображением военных сцен (танки, самолеты, взрывы) 12;

-        символы празднования Дня Победы- 7;

-        девушка, на берегу реки- 1.

Из двадцати детей, ни один не нарисовал рисунка далекого от темы нашего мероприятия. Из этого можно сделать вывод, что наша образовательная деятельность действительно интересна детям. Не навязывая, не принужденно, дети получили знания необходимые каждому. Наш проект не заканчивается на этом, поскольку так много информации необходимо дать детям по данной теме. Дальнейшую работу планируем развивать в следующих направлениях:

-        моя семья в годы войны;

-        мой город в годы войны;

-        моя страна в годы войны.

В каждом из данных направлений возможны различные варианты. Например, в разделе «Мой город во время войны» можно исследовать исторические факты из жизни горожан в военные годы, либо узнать, почему названы улицы города именно в честь героев ВОВ, за какие подвиги; какие памятные места в городе в честь Победы над фашизмом. Любая тема, заинтересовавшая детей, может воплотиться в следующий проект. Работа в данном направлении продолжается. Но несмотря на то, что эксперимент продолжается положительная динамика видна уже на промежуточном этапе.

 

Литература:

 

1.                  Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-72с.

2.                  Лихачев Д. С. Земля родная: Кн. Для учащихся.-М.: Просвещение, 1983.-256 с., ил.

3.                  Тимофеева Л. Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников// Дошкольная педагогика, 2010.№ 1.-С.7–12

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, метод проектов, Великая Отечественная война, война, метод проекта, Мой город, окружающий мир, Россия.

Похожие статьи

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей»

Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.

Обеспечение: Материально-техническое: автобус для экскурсии, слайды «Великая Отечественная Война», семейные фотографии...

Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Сроки реализации проекта: средней продолжительности (16 марта 2015–15 мая 2015). Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников ясные представления о войне 1941–1945гг.

Проект «Войны свидетели живые»

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей». Участники проекта: заведующий детским садом, старший воспитатель, психолог, музыкальные работники, инструктор по ФИЗО, музей при.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание, история, культура. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма, родная земля

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир...

Краеведение как средство патриотического воспитания

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история, родной, город, Калужская.

Доказать всему миру и самим себе любовь к России, к своей родной земле.

Преодолеть войну в умах детей! (по плану мероприятий КЦИТР...)

 «Я хочу, чтобы в мире царило счастье, и не было войны, и чтобы гулять и не бояться, что на тебя и твой город нападёт война!».

Основные термины (генерируются автоматически): Сибирь, война, Великая Отечественная война, Алтайский край, внимание аудитории...

Слухи и сплетни как один из инструментов психологических войн

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей».

О немецкой хитрости и русской... Ключевые слова: хитрость, смекалка, Великая Отечественная война, Германия, Япония, Россия, солдатская хитрость, солдатская смекалка.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...»

Срок проекта: долгосрочный. Участники проекта: педагоги, дети, родители.

1. беседа на тему «Что лучше — худой мир или хорошая война

2. экскурсия к памятнику погибших воинов во время Великой Отечественной войны.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей»

Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.

Обеспечение: Материально-техническое: автобус для экскурсии, слайды «Великая Отечественная Война», семейные фотографии...

Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Сроки реализации проекта: средней продолжительности (16 марта 2015–15 мая 2015). Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников ясные представления о войне 1941–1945гг.

Проект «Войны свидетели живые»

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей». Участники проекта: заведующий детским садом, старший воспитатель, психолог, музыкальные работники, инструктор по ФИЗО, музей при.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание, история, культура. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма, родная земля

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир...

Краеведение как средство патриотического воспитания

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история, родной, город, Калужская.

Доказать всему миру и самим себе любовь к России, к своей родной земле.

Преодолеть войну в умах детей! (по плану мероприятий КЦИТР...)

 «Я хочу, чтобы в мире царило счастье, и не было войны, и чтобы гулять и не бояться, что на тебя и твой город нападёт война!».

Основные термины (генерируются автоматически): Сибирь, война, Великая Отечественная война, Алтайский край, внимание аудитории...

Слухи и сплетни как один из инструментов психологических войн

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей».

О немецкой хитрости и русской... Ключевые слова: хитрость, смекалка, Великая Отечественная война, Германия, Япония, Россия, солдатская хитрость, солдатская смекалка.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...»

Срок проекта: долгосрочный. Участники проекта: педагоги, дети, родители.

1. беседа на тему «Что лучше — худой мир или хорошая война

2. экскурсия к памятнику погибших воинов во время Великой Отечественной войны.

Задать вопрос