Сюжетно-ролевая игра в формировании личности ребенка в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 05.05.2015

Статья просмотрена: 3312 раз

Библиографическое описание:

Крылова, Е. В. Сюжетно-ролевая игра в формировании личности ребенка в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов / Е. В. Крылова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8047/ (дата обращения: 23.11.2024).

Игра — огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

 

Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных процесса формируются, развиваются при познании ребёнком окружающего мира.

Педагогам детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания развитию умственной деятельности детей, приучению их к самостоятельности мышления, к использованию полученных ими знаний в различных условиях, соответствии с поставленной перед нами задачей. Научить ребёнка думать, приучать его к умственному труду — нелёгкая задача. К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать трудно»... Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на любом месте стоит сюжетная игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра — вид деятельности, присущий этому возрасту.

Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, обеспечивающая ребёнку ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя здесь и теперь, достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Воспитатели часто испытывают затруднения в педагогическом руководстве и планировании сюжетно-отобразительных сюжетно-ролевых игр. В планах воспитательно-образовательной работы педагогами нередко указывается только тема игры, например «Магазин», «Доктор», а руководство сводится к подбору сюжетных игрушек, ролевых атрибутов, маркеров пространства по тематике игр. В связи с этим развития игры зачастую идёт спонтанно, сюжеты не отличается разнообразием, нередко и в подготовительной группе игра становится на уровне предметных игровых действий.

Предложенные методические рекомендации помогут преодолеть указанные трудности. За основу их взята характеристика комплексного метода руководства развитием самостоятельных игр, предложенная Е.В Зворыгиной, и С.Л Новосёловой. Руководствуясь этой идеей рекомендуется осуществлять планирование формирования игрового опыта ребёнка. Таким образом, перспективный план совместной деятельности педагога с детьми будет включать в себя четыре взаимосвязанных компонента (направления деятельности):

1.                   Обобщение жизненного опыта детей.

2.                   Обогащение игрового опыта детей.

3.                   Активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр.

4.                   Создание развивающей предметно-игровой среды. Опыт показывает, что реализация этих составляющих обеспечивает системную, комплексную работу педагога по развитию сюжетные игры. В выборе тематики детских игр (например, «Детский сад», «Путешествие на корабле», «Экскурсия в зоопарк» и т. д.) необходимо руководствоваться образовательной программой, реализуемой в дошкольном учреждении, учитывая игровые интересы детей группы.

1. Возможность развития умственной деятельности, обогащение жизненного опыта детей — первый компонент перспективного плана.

Цель: дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание детьми назначения предметов, смысла действий людей и др.). Здесь может быть запланирована совместная деятельность педагога с детьми (в повседневной жизни и во время специально организованных занятий), тематически связанная с планируемой сюжето-отобразительной сюжетно ролевой игрой.

Примерный перечень форм этой работы: наблюдения, экскурсии целевые прогулки, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий, обследование, экспериментирование с предметами, просмотр видео записей, чтение, рассказывание, заучивание текста наизусть, свободное общение, беседы, прослушивание дисков, аудиозаписей, посильное участие детей в трудовых действиях взрослых, продуктивные виды детской и совместно со взрослым деятельности.

2. Обогащение игрового опыта детей — второй компонент перспективного плана.

Цель: развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры. В этой работе педагогу необходимо обратить внимание на планирование совместной игровой деятельности с ребенком / детьми, используя все периоды времени, отведенные режимом дня для игры и свободной деятельности детей.

Рекомендуем использовать следующие виды игр — дидактические, подвижные, театрализованные, пальчиковые, строительно-конструктивные, близкие по персонажам, тематическому содержанию и др. к планируемой сюжетно-отобразительной / сюжетно-ролевой игре. Например, в контексте сюжетно-ролевой игры «Зоолечебница» (старшая группа, программа «Детство») могут быть запланированы дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Где мы были — мы не скажем, а что видели, покажем», игра-имитация «Угадай, кто я»; игра-инсценировка по сказке К.Чуковского «Айболит», строительная игра «Больница для зверей» и др.

Приемы практического руководства игрой, исходя из возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития ребенка. Например, в I младшей группе в плане может быть отражен такой прием, как «обыгрывание воспитателем роли «доктора» с последующим вовлечением в игру заинтересованных детей»; во II младшей — «совместная игра воспитателя с детьми, в которой главную роль — «доктор» — выполняет ребенок, а воспитатель с остальными детьми выполняет одинаковые второстепенные роли — пациенты»; в средней — «разыгрывание с детьми многоперсонажного сюжета, где одна роль по смыслу связана со всеми остальными: «доктор — медсестра — шофер скорой помощи», со сменой ролей воспитателем или детьми по ходу игры; в старшем дошкольном возрасте — «создание проблемной ситуации, направленной на сюжетосложение, например, комбинирование сюжетов «Путешествие в Африку» + «Больница» (письмо от доктора Айболита с просьбой помочь больным зверям)»

Обучающие игры вызывают интерес и эмоционально захватывают детей в том случае, если несут элемент новизны, сюрпризности и занимательности. Обучающие игры — это своеобразная форма передачи игрового опыта в процессе естественного общения взрослого с детьми по конкретному содержанию игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому. Вместе со взрослым дети учатся ставить интересную воображаемую цель, усваивают новые, более обобщенные способы отображения действительности.

Содержание второго компонента может быть реализовано педагогами при условии владения методикой развития сюжетно-отобразительной /сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах.

3. Активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр — третий компонент перспективного плана.

Цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения; формировать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом.

Общение взрослого с ребенком способствует формированию прогрессивных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач:

-          младший дошкольный возраст — развертывание сюжета как смысловой цепочки предметных действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами;

-          средний дошкольный возраст — развертывание сюжета как цепочки ролевых действий (ролевых диалогов);

-          старший дошкольный возраст — развертывание сюжета как последовательности взаимосвязанных событий.

Эффективность обучающих игр могут обеспечить продуманные приемы мотивации дошкольников к игре, активизации их по ходу игры, которые реализуются в педагогическом процессе через ролевое общение педагога с детьми. Они включаются в третий компонент перспективного плана.

Полезно разработать и прописать примерные сценарии обучающих игр, алгоритм которых не является неизменным и может меняться по ходу игры с детьми, опираясь уже на предложения и замысел играющих. В сценарии включаются проблемные игровые ситуации, направленные на самостоятельное решение игровой задачи ребенком, на нахождение нового способа отображения действительности. Формулировка игровой задачи может быть прямой («Покорми дочку»), косвенной («Дочка хочет есть»), игровая задача может быть поставлена вне подсказывающей сюжетной ситуации («Чья дочка потеряла маму?»).

Игровые задачи (проблемные ситуации) могут быть направлены на развитие игровых действий с педагогом, сверстниками, игрушками. Например, во II младшей группе может быть следующее развитие сюжетно-ролевой игры «Повар»:

1.         Развитие сюжета, в котором игровые действия воспитателя направлены на детей — педагог предлагает испечь и угостить детей пирожками, показывая и комментируя при этом условные игровые действия.

2.         Развитие сюжета, в котором игровые действия детей направлены на воспитателя. В этом случае педагог создает проблемную ситуацию, объясняя детям, почему он голоден и просит его накормить, активизируя их прежний опыт и знания наводящими вопросами, советами, стараясь вызвать эмоциональную заинтересованность игровой задачей.

3.         Развитие сюжета, в котором игровые действия детей направлены на игрушки — теперь уже в группу приходят проголодавшиеся животные, которых дети кормят самостоятельно.

Таким образом, игровая деятельность дошкольников протекает в усложняющихся проблемных ситуациях, опирающихся на их практический и игровой опыт, а у педагога есть возможность наблюдать и анализировать игровые умения детей, на основе чего намечать новые развивающие задачи и включать новое содержание работы в перспективный план.

4.         Создание развивающей предметно-игровой среды — четвертый компонент перспективного плана руководства игрой.

Цель: создание условий для самостоятельных игр, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.

Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, который активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, полученные при знакомстве с окружающим, в обучающих играх, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам ее реализации и воспроизведения действительности.

Предметно-игровая среда изменяется с учетом практического и игрового опыта детей:

-          сюжетные игрушки — предметы-заместители — воображаемые предметы;

-          подсказывающие развернутые сюжетные ситуации — измененные сюжетные ситуации — самостоятельная организация предметно-игровой среды детьми.

Примерное содержание работы в плане работы воспитателя:

-          внесение, совместное изготовление игрушек, ролевых атрибутов, маркеров пространства;

-          изменение предметно-игровой среды на основе новых развивающих задач;

-          совместное составление алгоритмов игры (старший дошкольный возраст);

-          проблемные игровые ситуации, направленные, например, на мотивацию детей к игре (появление новых игрушечных персонажей, которое пришли в группу, потому что знают, что дети умеют вкусно готовить); на использование детьми предметов-заместителей (исчезновение необходимого для работы доктора, парикмахера и др. инструмента) и т. д.

-          обыгрывание игрового материала педагогом;

-          презентации игрового материала взрослым (детьми старшего дошкольного возраста).

Практика показывает, что комплексный подход к планированию формирования игрового опыта детей обеспечивает системную, пошаговую работу педагогов в развитии сюжетно-отобразительных / сюжетно-ролевых игр дошкольников и способствует нарастанию игровой самостоятельности и творчества детей.

Надеемся, что предложенные методические рекомендации помогут педагогам системно планировать, развивать сюжетные игры дошкольников, проектировать предметно-игровую среду с учетом усложнения игры, и будут дополнены их собственным практическим опытом.

 

Литература:

 

1.         Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988

2.         Новоселова С. Л. Игра дошкольника. М., 1989

3.         Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Под ред. М. А. Васильевой. М., 1986

4.         Клинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. Методическое пособие. М., 2004

5.         Концепция дошкольного воспитания. Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М., 1997

6.         Скоролупова О. А., Логинова Л. В. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. М., 2005

7.         Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2001

8.         Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с детьми. М., 2001

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, перспективный план, игровая задача, игровой опыт детей, предметно-игровая среда, сюжетно-ролевая игра, игровой материал, Развитие сюжета, старший дошкольный возраст.

Похожие статьи

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка

Роль современных технологий в развитии коммуникативно-музыкальной личности дошкольника

Инновационные педагогические технологии в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Организация внедрения валеологической поддержки ребенка на основе новых Федеральных государственных требований с использованием диагностических методик

Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания

Изменение образовательной парадигмы учителя в условиях перехода к реализации ФГОС

Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве

Похожие статьи

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка

Роль современных технологий в развитии коммуникативно-музыкальной личности дошкольника

Инновационные педагогические технологии в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Организация внедрения валеологической поддержки ребенка на основе новых Федеральных государственных требований с использованием диагностических методик

Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания

Изменение образовательной парадигмы учителя в условиях перехода к реализации ФГОС

Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве