Личностно-ориентированная технология обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 30.04.2015

Статья просмотрена: 591 раз

Библиографическое описание:

Лутфетдинова, Р. Х. Личностно-ориентированная технология обучения / Р. Х. Лутфетдинова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 229-234. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7991/ (дата обращения: 21.11.2024).

В статье обосновывается положение о педагогической технологии как о поэтапном, систематизированном, проектированном и обеспечивающем эффективность обучения комплексе передовых методических приёмов. Представлено изучение темы «Имя существительное как часть речи (От суз туркуми) в 4 классе школ с узбекским языком обучения на основе проектирования по технологии «Изучаем вместе».

Ключевые слова: технология, проектирование, идентификация, модель, модулирование, часть речи, методический приём.

 

Проводимые в Республике Узбекистан демократические реформы ставят перед народным образованием задачу формирования всесторонне и гармонично развитой личности, что, в свою очередь, предполагает нового отношения к личности обучающегося. Решение поставленной задачи во многом зависит от эффективного и дидактически целесообразного использования современных педагогических технологий как поэтапного, систематизированного, проектированного и обеспечивающего эффективность обучения комплекса передовых методических приемов обучения.

Известно, что слово технология восходит к греческим «texnos» — искусство, мастерство и «logos» — учение. Личностно-ориентированная технология обучения разрабатывается на основе ГОС и требований программы с учётом педагогико-дидактической цели, а также возрастных особенностей учащихся. Профессор Н. Азизхужаева в учебном пособии «Педагогические технологии и педагогическое мастерство» указывает: «Под технологией образования подразумевается цель обучения и теоретический проект управления деятельностью учащихся на основе учёта уровня знаний, а также система необходимых для практики средств педагогической системы» [2]

Уровневая система педагогической технологии включает в себя элементы процесса учебно-воспитательной работы, направленной на решение дидактических целей это:

1)                 организация обучения;

2)                 разработка соответствующей теме и целям урока технологической карты урока;

3)                 отбор дидактических средств и эффективных методов и методических приёмов в соответствии и возрастными особенностями учащихся:

4)                 проектирование процесса использования вспомогательных дидактических средств;

5)                 поиск эффективных путей получения результата; изучение результатов разработанной для применения технологии, сопоставление с предыдущими [4].

Приведенные показатели предполагают, во-первых, гибкость педагогической технологии к адаптации; во-вторых, допускают вариативность; в третьих, в связи с направленностью на определенный возраст и год обучения, требуют точного определения количества и норм формируемых знаний и навыков. Технология обучения разрабатывается с учетом полного охвата всех граней учебного процесса. Педагогическая технология предполагает отношения к личности ребенка как к главной ценности. Поэтому система достижения целей обучения направляется на развитие личности учащихся. Педагогическая технология осуществляется с учетом психологических, физических особенностей развития и умственных способностей учащихся. Важную роль в процессе проектирования приобретают профессиональное мастерство и знания, а также созидательная деятельность учителя.

Подготовка конкурентоспособных кадров в условиях бурного развития науки и техники, информационной технологии, а также формирование всесторонне и гармонично развитой, самостоятельно и аналитически мыслящей личности настоятельно требуют внедрения в систему образования разнообразных технологий. В особенности такие разнообразные и нестандартные формы урока, как урок-семинар, урок- диспут, урок поэзии, урок-путешествие дают положительные результаты, Указанные формы урока, представляющие собой определенный технологический процесс, привлекают внимания исследователей.

Необходимо отметить, что в последнее время проблема исследования педагогической технологии стала одной ведущих в педагогике и методике обучения. Так, в диссертационном исследовании О.Усмановой «Использование анализа и трактовки при изучении жизни и творчества писателя» педагогическая технология рассматривается «как цель обучения, его содержание, как приемы обучения; как систематическое, взаимосвязанное проектирование процесса контроля и оценки результатов» [3]. В качестве специфических особенностей педагогической технологии исследователь выделяет следующие:

а) предварительное проектирование процесса обучения;

б) систематический подбор соответствующих процессу обучения методов, включающих в себя учебно-познавательную деятельность учащихся;

в) точное определение целей обучения и воспитания;

г) адаптирование форм обучения к возможностям учащихся;

д) выбор форм оценки;

е) гарантированность результатов обучения и обеспечение высокой эффективности.

Не вдаваясь в подробный и детальный анализ имеющихся по проблеме исследований, отметим, что во всех проведенных исследованиях в качестве основного, определяющего свойства педагогической технологии отмечается проектирование учебного процесса, включающего в себя передовые методы и методические приёмы обучения и гарантирующее эффективный конечный результат. Проектирование выражается в совместной деятельности учителя и учащихся. Основу проектирования составляют целенаправленность, анализ промежуточных результатов, разделение образования на отдельные этапы обучения.

Использование технологий обучения, приводящих в течение короткого времени к высоким результатам, создает условия как к формированию теоретических знаний и практических навыков, так для самоконтроля оценки.

Выщеизложенное проиллюстрируем на примере темы «Имя существительное».

В школах с узбекским языком обучения части речи изучаются в 4 классе. При определении целей урока по теме «Имя существительное» (От сўз туркуми) внимание обращается на дидактический материал. Образовательные цели урока могут быть сформулированы следующим образом: усвоение понятия «имя существительное», ознакомление с особенностями имени существительного, формирование навыков правописания имен существительных, совершенствование речевых навыков учащихся.

На основе отобранного дидактического материала воспитательная цель урока формулируется как привитие чувства любви к родителям, Родине, родному языку, друзьям и близким.

Проведение урока планируется в следующей последовательности.

1.                  Выполнение упражнений на распределение слов по частям речи по вопросам.

2.                  Развитие формируемых навыков на уроке.

3.                  Определение эффективных методов достижения поставленных целей.

4.                  Работа над текстом в целях формирования навыков письма имен людей, названий мест с большой буквы.

5.                  На основе представленного в учебнике материала упражнений и текстов определение и запись особенностей существительных.

6.                  Подготовка учебных заданий в соответствии с целями и планом урока

В ходе выполнения упражнений 148,149 учебника [4-синф “Она тили” дарслиги. 62-бет] формируется понятие и вырабатываются навыки по правописанию имен людей, названий предметов и мест с заглавной буквы (Султан, Улугбек, Самарканд, Ташкент, улица, медресе.) В итоге составляется кластер.

«Особенности имени существительного»

Направления в поставленным вопросительным знаком дополняются учащимися, приводятся примеры образуются подгруппы, которым даётся задание из данных предложений выписать имена существительные и определить их особенности. Образец:

Я разбудил папу рано утром. Мы на свежем воздухе занимались гимнастикой. В здоровом теле здоровый дух. (Мен дадамни эрталаб барвақт уйғотдим. Биз тоза ҳавода бадантарбия билан шуғулландик. Соғлом танда — соғ ақл)

В процессе анализа обращается на выделенные и выписанные слова, в которых формы образованы путём прибавления личных и падежных окончаний. Каждое слово из выделенных разбирается по принципу кластера.

Представляем проект урока «Имя существительное» по технологии

«Изучаем вместе»

 Время урока:

40 мин.

Возраст учащихся: 10 лет

Количество учащихся: 30

Место проведения: класс

 

Тема: Имя существительное

Форма занятия: работа в малых группах

План урока

 

Образовательная цель урока:

Педагогические задачи:

Пополнение знаний учащихся о существительном

Ожидаемые результаты:

 

Обеспечение усвоения особенностей существительных посредством упражнений,

работы над текстами; путем использования интерактивных методов организовать самостоятельный поиск. Развитие речи и грамотности учащихся. Обучение самооценке, формирование навыков самостоятельной и коллективной работы.

Воспитательная цель урока:

Усвоение знаний о существительном путем упражнений, поиска, решения проблем

Методы обучения:

Интерактивные.

 «Изучаем вместе», «Зигзаг», «Кластер».

Метод обучения:

 Поисковые методы.

 Средства обучения.

Учебник, раздаточный материал, проектор, рмисунки,, каточки с текстами

Условие обучения:

 Наличие класса для работы в малых группах и его техническое оснащенность

Оценка и мониторинг.

По итогам работы в малых группах выставляются баллы, вопросо-ответная беседа.

 

Технологическая карта урока

Этапы работы и выделенное время

Содержание деятельности

Обучающий (учитель)

Обучающиеся (учащиеся)

1. Этап организации урока (5- 10 мин.)

1. напоминается изученная тема

2.Объявляется тема и план нового урока

. Объясняется работа по усвоению новой темы

Объявляется форма урока, критерии оценки

Отвечают на все вопросы по домашнему заданию.

Слушают и записывают

На экран проецируется правила работы

2. Основной этап (20–25 мин.)

2.1. Учащиеся разделяются на 3 малые группы. На основе технологии «Изучаем вместе» группам даёт задание, выбирает старосту каждой группы. Объясняет способы и правила совместной работы

2.2. Каждой группе даётся учебная задача (выполнение упражнения, работа над текстом, нахождение ответа на вопрос)

2.3.Контролирует работу групп, в случае необходимости даёт советы.

2.4.Староста группы презентует результаты совместной работы. При необходимости учитель включается в работу, может задавать дополнительные вопросы.

2.5.Задает вопросы по принципу «Лесенка», «Зигзаг» или ставит проблемные вопросы.

2.6. Обобщает ответы учащихся, оценивает. Набравшая высокие баллы группа поощряется.

 Работают в малых группах, работают над заданиями; каждый ученик максимально подключается к выполнению заданий, находит свой ответ

Каждый ученик работает над учебным заданием.

Учащиеся работаю самостоятельно и совместно

 

Староста группы обощает и собирает результаты работы, обсуждает с группой, готовит общую презентацию

 

 

Полностью выполняют задания.

Оценивают свою работы и деятельность товарищей по группе.

 

 

Слушают, выражают свое отношение

3. Заключительный этап. (5–6 минут)

3.1. Поводит итог учебной деятельности

3.2. Комментирует допущенные неточности, работает со слабоуспевающими

3.3Дает домашнее задание, объясняет его.

2.5. Анализирует деятельность учащихся во время урока. Вносит соответствующие изменения и дополнения в технологию обучения.

Фиксирует мониторинг деятельности учащихся.

Слушают.

Усваивают, задают вопросы.

Постараются повторно изучить и усвоить тему.

 

Записывают задание.

 

Технология «Изучаем вместе»:

I. Состоит из системы обеспечивающих сознательное усвоение учебного материала активизирующих методических приемов.

II. Включает в себя систему практической деятельности, состоящей из нескольких этапов.

III. Позволяет организовать деятельность учащихся в малых группах:

а) малую группу можно организовать по рядам или по 4–5 учащихся в каждой;

б) каждой группе дается конкретное задание по усвоению темы урока;

в) староста группы дает каждому участнику задания по выполнению упражнений:

г) каждый ученик самостоятельно выполняет задания;

д) ответы обобщаются, староста готовит презентацию результатов работы группы;

е) староста презентует результаты.

Следующие правила игры проецируются на экран:

1.Слушай товарища внимательно.

2 Принимай активное участие в работе группы. Приступай к  быстрому и правильному выполнению заданий. К выполнению заданий отнесись серьёзно и ответственно.

3.Ели требуется помощь, обратись к старосте группы или  учителю. При необходимости окажи помощь товарищу по группе.

4. Удалось ли тебе выполнить порученное дело? Оцени свою работу. После этого участвуй в оценке работы группы.

 

 

Мы должны четко и ясно знать:

А. Подсказывая другим, учимся сами.

Б. Все находимся в одном корабле: либо дойдем до конца все вместе, либо утонем вместе.

В. Все вместе – сила, используй все свои возможности.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Деятельность учащихся оценивается по следующим критериям.

Критерии оценки деятельности учащихся

 

Критерии

Максимальная оценка в баллах

задания

1

2

3

4

5

1.

Учебная задача выполнена полностью

5.0

 

 

 

 

 

2.

Задание выполнено частично

2.0

 

 

 

 

 

3.

Задание не выполнено

0

 

 

 

 

 

4.

Активность группы

3.0

 

 

 

 

 

5.

Презентация старосты группы

2.0

 

 

 

 

 

 

Итого

10.0

 

 

 

 

 

 

Игра «Блиц», направленная на оценку деятельности учащихся.

I

Учебные задания

II

Правильный ответ ученика

III

Неправильный ответ ученика

IV

Частично неправильный ответ

V

Правильный ответ

VI

Оценка за ответ в баллах

1.

Выполняйте упражнение

 

 

 

 

5

2

Ответьте на вопрос

 

 

 

 

3

3.

Выполняйте задание по тексту

 

 

 

 

5

4.

Заполните таблицы

 

 

 

 

3

 

Общий балл

 

 

 

 

 

 

Технология оценивания:

 

В столбик I один вносятся задания. Во II второй столбик размещаются правильные ответы, отмеченные знаком (+), неправильные ответы знаком (-) даются в столбике III, IV столбик содержит частично неправильные ответы, в столбике V даются правильные ответы по каждому вопросу (*). Общее количество набранного балла записывается в нижней строке карточки, каждому ученику дается возможность оценит себя.

После этого учащиеся получают задание на дом: выполнить упражнение 150 (по учебнику), дополнительно: проверить вопросы и задания, при выполнении которых допущены ошибки.

В заключении отметим, что технология личностно-ориентированного обучения позволяет разнообразить уроки путем осуществления межпредметной и внутрипредметной связи, в значительно степени будет способствовать всестороннему развитию личности обучающегося.

 

Литература:

 

1.                  Абдуллаева Ш. Педагогические технологии развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.- Т.: 2005. 71 с.

2.                  Азизхужаева Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Учебное пособие.-Т.:2006

3.                  Усмонова О. Использование анализа и трактовки при изучении жизни и творчества писателя. Дисс. канд.пед.наук.- Т.: 2007, 32с.

4.                  Эгамбердиева Ф. Новые педагогические технологии в повышении эффективности литературного образования. Автореферат дисс. канд. пед. Наук._ Т.: 2005,10 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая технология, III, группа, задание, староста группы, Деятельность учащихся, работа, существительное, учащийся, часть речи.

Ключевые слова

модель, технология, проектирование, идентификация, методический прием, модулирование, часть речи, методический приём.

Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения

В статье рассмотрены история, предпосылки (международные, отечественные), способствующие возникновению и развитию феномена «продуктивное обучение». Представлены сущностные характеристики и особенности исследуемого понятия. Раскрыты содержательные асп...

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как иностранного)

В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.

Наставничество как условие становления молодого специалиста

В статье представлен опыт работы учителя — логопеда коррекционного образовательного учреждения, с использованием модели наставничества «педагог — педагог». В статье описаны целевые установки, формы взаимодействия наставника и начинающего специалиста,...

Сетевое обучение: «за» и «против»

Особое внимание уделяется тенденции перехода образование в РФ от обычных форм к электронному обучению. Система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения: перцептивный, интерактивный, коммуникативный, а также в подходе к анализу проблем ...

Развитие дистанционного обучения как одного из способов продвижения учебно-методической литературы издательства «Дрофа»

В данной статье рассматривается возможности инновационной учебно-методической системы «Диалог», моделирование объектов образования в контексте их информационного содержания. Анализируется отличие традиционного образования и новой образовательной сист...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...

Проектирование урока иностранного языка с учётом культурологического аспекта в коммуникативно-направленном обучении

В статье автор рассматривает некоторые существующие тенденции в преподавании иностранных языков (далее ИЯ) и на основе их анализа предлагает принципы отбора компонентов урока, что находит отражение в методической разработке — памятке-вопроснике, пред...

Об организации занятий по учебному проектированию студентами технологического образования

Статья посвящена проблеме организации занятий учебного проектирования студентами технологического образования. Методическая подготовка учителя технологии с учётом организации учебного проектирования учащихся предполагает разбираться в вопросах психол...

Домашнее чтение как эффективный способ обучения иностранному языку

В статье рассматривается потенциал дисциплины «Иностранный язык» для развития творческого мышления через такой аспект предмета как домашнее чтение, а также система упражнений, направленная на развитие коммуникативной компетенции на примере рассказа Д...

Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения

В статье рассмотрены история, предпосылки (международные, отечественные), способствующие возникновению и развитию феномена «продуктивное обучение». Представлены сущностные характеристики и особенности исследуемого понятия. Раскрыты содержательные асп...

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как иностранного)

В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.

Наставничество как условие становления молодого специалиста

В статье представлен опыт работы учителя — логопеда коррекционного образовательного учреждения, с использованием модели наставничества «педагог — педагог». В статье описаны целевые установки, формы взаимодействия наставника и начинающего специалиста,...

Сетевое обучение: «за» и «против»

Особое внимание уделяется тенденции перехода образование в РФ от обычных форм к электронному обучению. Система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения: перцептивный, интерактивный, коммуникативный, а также в подходе к анализу проблем ...

Развитие дистанционного обучения как одного из способов продвижения учебно-методической литературы издательства «Дрофа»

В данной статье рассматривается возможности инновационной учебно-методической системы «Диалог», моделирование объектов образования в контексте их информационного содержания. Анализируется отличие традиционного образования и новой образовательной сист...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...

Проектирование урока иностранного языка с учётом культурологического аспекта в коммуникативно-направленном обучении

В статье автор рассматривает некоторые существующие тенденции в преподавании иностранных языков (далее ИЯ) и на основе их анализа предлагает принципы отбора компонентов урока, что находит отражение в методической разработке — памятке-вопроснике, пред...

Об организации занятий по учебному проектированию студентами технологического образования

Статья посвящена проблеме организации занятий учебного проектирования студентами технологического образования. Методическая подготовка учителя технологии с учётом организации учебного проектирования учащихся предполагает разбираться в вопросах психол...

Домашнее чтение как эффективный способ обучения иностранному языку

В статье рассматривается потенциал дисциплины «Иностранный язык» для развития творческого мышления через такой аспект предмета как домашнее чтение, а также система упражнений, направленная на развитие коммуникативной компетенции на примере рассказа Д...