Личностно-ориентированная технология обучения
Автор: Лутфетдинова Раънохон Хуснетдиновна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 30.04.2015
Статья просмотрена: 591 раз
Библиографическое описание:
Лутфетдинова, Р. Х. Личностно-ориентированная технология обучения / Р. Х. Лутфетдинова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 229-234. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7991/ (дата обращения: 21.11.2024).
В статье обосновывается положение о педагогической технологии как о поэтапном, систематизированном, проектированном и обеспечивающем эффективность обучения комплексе передовых методических приёмов. Представлено изучение темы «Имя существительное как часть речи (От суз туркуми) в 4 классе школ с узбекским языком обучения на основе проектирования по технологии «Изучаем вместе».
Ключевые слова: технология, проектирование, идентификация, модель, модулирование, часть речи, методический приём.
Проводимые в Республике Узбекистан демократические реформы ставят перед народным образованием задачу формирования всесторонне и гармонично развитой личности, что, в свою очередь, предполагает нового отношения к личности обучающегося. Решение поставленной задачи во многом зависит от эффективного и дидактически целесообразного использования современных педагогических технологий как поэтапного, систематизированного, проектированного и обеспечивающего эффективность обучения комплекса передовых методических приемов обучения.
Известно, что слово технология восходит к греческим «texnos» — искусство, мастерство и «logos» — учение. Личностно-ориентированная технология обучения разрабатывается на основе ГОС и требований программы с учётом педагогико-дидактической цели, а также возрастных особенностей учащихся. Профессор Н. Азизхужаева в учебном пособии «Педагогические технологии и педагогическое мастерство» указывает: «Под технологией образования подразумевается цель обучения и теоретический проект управления деятельностью учащихся на основе учёта уровня знаний, а также система необходимых для практики средств педагогической системы» [2]
Уровневая система педагогической технологии включает в себя элементы процесса учебно-воспитательной работы, направленной на решение дидактических целей это:
1) организация обучения;
2) разработка соответствующей теме и целям урока технологической карты урока;
3) отбор дидактических средств и эффективных методов и методических приёмов в соответствии и возрастными особенностями учащихся:
4) проектирование процесса использования вспомогательных дидактических средств;
5) поиск эффективных путей получения результата; изучение результатов разработанной для применения технологии, сопоставление с предыдущими [4].
Приведенные показатели предполагают, во-первых, гибкость педагогической технологии к адаптации; во-вторых, допускают вариативность; в третьих, в связи с направленностью на определенный возраст и год обучения, требуют точного определения количества и норм формируемых знаний и навыков. Технология обучения разрабатывается с учетом полного охвата всех граней учебного процесса. Педагогическая технология предполагает отношения к личности ребенка как к главной ценности. Поэтому система достижения целей обучения направляется на развитие личности учащихся. Педагогическая технология осуществляется с учетом психологических, физических особенностей развития и умственных способностей учащихся. Важную роль в процессе проектирования приобретают профессиональное мастерство и знания, а также созидательная деятельность учителя.
Подготовка конкурентоспособных кадров в условиях бурного развития науки и техники, информационной технологии, а также формирование всесторонне и гармонично развитой, самостоятельно и аналитически мыслящей личности настоятельно требуют внедрения в систему образования разнообразных технологий. В особенности такие разнообразные и нестандартные формы урока, как урок-семинар, урок- диспут, урок поэзии, урок-путешествие дают положительные результаты, Указанные формы урока, представляющие собой определенный технологический процесс, привлекают внимания исследователей.
Необходимо отметить, что в последнее время проблема исследования педагогической технологии стала одной ведущих в педагогике и методике обучения. Так, в диссертационном исследовании О.Усмановой «Использование анализа и трактовки при изучении жизни и творчества писателя» педагогическая технология рассматривается «как цель обучения, его содержание, как приемы обучения; как систематическое, взаимосвязанное проектирование процесса контроля и оценки результатов» [3]. В качестве специфических особенностей педагогической технологии исследователь выделяет следующие:
а) предварительное проектирование процесса обучения;
б) систематический подбор соответствующих процессу обучения методов, включающих в себя учебно-познавательную деятельность учащихся;
в) точное определение целей обучения и воспитания;
г) адаптирование форм обучения к возможностям учащихся;
д) выбор форм оценки;
е) гарантированность результатов обучения и обеспечение высокой эффективности.
Не вдаваясь в подробный и детальный анализ имеющихся по проблеме исследований, отметим, что во всех проведенных исследованиях в качестве основного, определяющего свойства педагогической технологии отмечается проектирование учебного процесса, включающего в себя передовые методы и методические приёмы обучения и гарантирующее эффективный конечный результат. Проектирование выражается в совместной деятельности учителя и учащихся. Основу проектирования составляют целенаправленность, анализ промежуточных результатов, разделение образования на отдельные этапы обучения.
Использование технологий обучения, приводящих в течение короткого времени к высоким результатам, создает условия как к формированию теоретических знаний и практических навыков, так для самоконтроля оценки.
Выщеизложенное проиллюстрируем на примере темы «Имя существительное».
В школах с узбекским языком обучения части речи изучаются в 4 классе. При определении целей урока по теме «Имя существительное» (От сўз туркуми) внимание обращается на дидактический материал. Образовательные цели урока могут быть сформулированы следующим образом: усвоение понятия «имя существительное», ознакомление с особенностями имени существительного, формирование навыков правописания имен существительных, совершенствование речевых навыков учащихся.
На основе отобранного дидактического материала воспитательная цель урока формулируется как привитие чувства любви к родителям, Родине, родному языку, друзьям и близким.
Проведение урока планируется в следующей последовательности.
1. Выполнение упражнений на распределение слов по частям речи по вопросам.
2. Развитие формируемых навыков на уроке.
3. Определение эффективных методов достижения поставленных целей.
4. Работа над текстом в целях формирования навыков письма имен людей, названий мест с большой буквы.
5. На основе представленного в учебнике материала упражнений и текстов определение и запись особенностей существительных.
6. Подготовка учебных заданий в соответствии с целями и планом урока
В ходе выполнения упражнений 148,149 учебника [4-синф “Она тили” дарслиги. 62-бет] формируется понятие и вырабатываются навыки по правописанию имен людей, названий предметов и мест с заглавной буквы (Султан, Улугбек, Самарканд, Ташкент, улица, медресе.) В итоге составляется кластер.
«Особенности имени существительного»
Направления в поставленным вопросительным знаком дополняются учащимися, приводятся примеры образуются подгруппы, которым даётся задание из данных предложений выписать имена существительные и определить их особенности. Образец:
Я разбудил папу рано утром. Мы на свежем воздухе занимались гимнастикой. В здоровом теле здоровый дух. (Мен дадамни эрталаб барвақт уйғотдим. Биз тоза ҳавода бадантарбия билан шуғулландик. Соғлом танда — соғ ақл)
В процессе анализа обращается на выделенные и выписанные слова, в которых формы образованы путём прибавления личных и падежных окончаний. Каждое слово из выделенных разбирается по принципу кластера.
Представляем проект урока «Имя существительное» по технологии
«Изучаем вместе»
Время урока: 40 мин. |
Возраст учащихся: 10 лет Количество учащихся: 30 |
Место проведения: класс |
|
Тема: Имя существительное |
Форма занятия: работа в малых группах |
План урока |
|
Образовательная цель урока: |
Педагогические задачи: Пополнение знаний учащихся о существительном |
Ожидаемые результаты:
Обеспечение усвоения особенностей существительных посредством упражнений, работы над текстами; путем использования интерактивных методов организовать самостоятельный поиск. Развитие речи и грамотности учащихся. Обучение самооценке, формирование навыков самостоятельной и коллективной работы. |
|
Воспитательная цель урока: |
Усвоение знаний о существительном путем упражнений, поиска, решения проблем |
||
Методы обучения: Интерактивные. |
«Изучаем вместе», «Зигзаг», «Кластер». |
||
Метод обучения: |
Поисковые методы. |
||
Средства обучения. |
Учебник, раздаточный материал, проектор, рмисунки,, каточки с текстами |
||
Условие обучения: |
Наличие класса для работы в малых группах и его техническое оснащенность |
||
Оценка и мониторинг. |
По итогам работы в малых группах выставляются баллы, вопросо-ответная беседа. |
Технологическая карта урока
Этапы работы и выделенное время |
Содержание деятельности |
|
Обучающий (учитель) |
Обучающиеся (учащиеся) |
|
1. Этап организации урока (5- 10 мин.) |
1. напоминается изученная тема 2.Объявляется тема и план нового урока . Объясняется работа по усвоению новой темы Объявляется форма урока, критерии оценки |
Отвечают на все вопросы по домашнему заданию. Слушают и записывают На экран проецируется правила работы |
2. Основной этап (20–25 мин.) |
2.1. Учащиеся разделяются на 3 малые группы. На основе технологии «Изучаем вместе» группам даёт задание, выбирает старосту каждой группы. Объясняет способы и правила совместной работы 2.2. Каждой группе даётся учебная задача (выполнение упражнения, работа над текстом, нахождение ответа на вопрос) 2.3.Контролирует работу групп, в случае необходимости даёт советы. 2.4.Староста группы презентует результаты совместной работы. При необходимости учитель включается в работу, может задавать дополнительные вопросы. 2.5.Задает вопросы по принципу «Лесенка», «Зигзаг» или ставит проблемные вопросы. 2.6. Обобщает ответы учащихся, оценивает. Набравшая высокие баллы группа поощряется. |
Работают в малых группах, работают над заданиями; каждый ученик максимально подключается к выполнению заданий, находит свой ответ Каждый ученик работает над учебным заданием. Учащиеся работаю самостоятельно и совместно
Староста группы обощает и собирает результаты работы, обсуждает с группой, готовит общую презентацию
Полностью выполняют задания. Оценивают свою работы и деятельность товарищей по группе.
Слушают, выражают свое отношение |
3. Заключительный этап. (5–6 минут) |
3.1. Поводит итог учебной деятельности 3.2. Комментирует допущенные неточности, работает со слабоуспевающими 3.3Дает домашнее задание, объясняет его. 2.5. Анализирует деятельность учащихся во время урока. Вносит соответствующие изменения и дополнения в технологию обучения. Фиксирует мониторинг деятельности учащихся. |
Слушают. Усваивают, задают вопросы. Постараются повторно изучить и усвоить тему.
Записывают задание. |
Технология «Изучаем вместе»:
I. Состоит из системы обеспечивающих сознательное усвоение учебного материала активизирующих методических приемов.
II. Включает в себя систему практической деятельности, состоящей из нескольких этапов.
III. Позволяет организовать деятельность учащихся в малых группах:
а) малую группу можно организовать по рядам или по 4–5 учащихся в каждой;
б) каждой группе дается конкретное задание по усвоению темы урока;
в) староста группы дает каждому участнику задания по выполнению упражнений:
г) каждый ученик самостоятельно выполняет задания;
д) ответы обобщаются, староста готовит презентацию результатов работы группы;
е) староста презентует результаты.
Следующие правила игры проецируются на экран:
|
||
|
Деятельность учащихся оценивается по следующим критериям.
Критерии оценки деятельности учащихся
№ |
Критерии |
Максимальная оценка в баллах |
задания |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
1. |
Учебная задача выполнена полностью |
5.0 |
|
|
|
|
|
2. |
Задание выполнено частично |
2.0 |
|
|
|
|
|
3. |
Задание не выполнено |
0 |
|
|
|
|
|
4. |
Активность группы |
3.0 |
|
|
|
|
|
5. |
Презентация старосты группы |
2.0 |
|
|
|
|
|
|
Итого |
10.0 |
|
|
|
|
|
Игра «Блиц», направленная на оценку деятельности учащихся.
№ |
I Учебные задания |
II Правильный ответ ученика |
III Неправильный ответ ученика |
IV Частично неправильный ответ |
V Правильный ответ |
VI Оценка за ответ в баллах |
1. |
Выполняйте упражнение |
|
|
|
|
5 |
2 |
Ответьте на вопрос |
|
|
|
|
3 |
3. |
Выполняйте задание по тексту |
|
|
|
|
5 |
4. |
Заполните таблицы |
|
|
|
|
3 |
|
Общий балл |
|
|
|
|
|
Технология оценивания:
В столбик I один вносятся задания. Во II второй столбик размещаются правильные ответы, отмеченные знаком (+), неправильные ответы знаком (-) даются в столбике III, IV столбик содержит частично неправильные ответы, в столбике V даются правильные ответы по каждому вопросу (*). Общее количество набранного балла записывается в нижней строке карточки, каждому ученику дается возможность оценит себя.
После этого учащиеся получают задание на дом: выполнить упражнение 150 (по учебнику), дополнительно: проверить вопросы и задания, при выполнении которых допущены ошибки.
В заключении отметим, что технология личностно-ориентированного обучения позволяет разнообразить уроки путем осуществления межпредметной и внутрипредметной связи, в значительно степени будет способствовать всестороннему развитию личности обучающегося.
Литература:
1. Абдуллаева Ш. Педагогические технологии развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.- Т.: 2005. 71 с.
2. Азизхужаева Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Учебное пособие.-Т.:2006
3. Усмонова О. Использование анализа и трактовки при изучении жизни и творчества писателя. Дисс. канд.пед.наук.- Т.: 2007, 32с.
4. Эгамбердиева Ф. Новые педагогические технологии в повышении эффективности литературного образования. Автореферат дисс. канд. пед. Наук._ Т.: 2005,10 с.
Ключевые слова
модель, технология, проектирование, идентификация, методический прием, модулирование, часть речи, методический приём.Похожие статьи
Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения
В статье рассмотрены история, предпосылки (международные, отечественные), способствующие возникновению и развитию феномена «продуктивное обучение». Представлены сущностные характеристики и особенности исследуемого понятия. Раскрыты содержательные асп...
Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как иностранного)
В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.
Наставничество как условие становления молодого специалиста
В статье представлен опыт работы учителя — логопеда коррекционного образовательного учреждения, с использованием модели наставничества «педагог — педагог». В статье описаны целевые установки, формы взаимодействия наставника и начинающего специалиста,...
Сетевое обучение: «за» и «против»
Особое внимание уделяется тенденции перехода образование в РФ от обычных форм к электронному обучению. Система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения: перцептивный, интерактивный, коммуникативный, а также в подходе к анализу проблем ...
Развитие дистанционного обучения как одного из способов продвижения учебно-методической литературы издательства «Дрофа»
В данной статье рассматривается возможности инновационной учебно-методической системы «Диалог», моделирование объектов образования в контексте их информационного содержания. Анализируется отличие традиционного образования и новой образовательной сист...
Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе
В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...
Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...
Проектирование урока иностранного языка с учётом культурологического аспекта в коммуникативно-направленном обучении
В статье автор рассматривает некоторые существующие тенденции в преподавании иностранных языков (далее ИЯ) и на основе их анализа предлагает принципы отбора компонентов урока, что находит отражение в методической разработке — памятке-вопроснике, пред...
Об организации занятий по учебному проектированию студентами технологического образования
Статья посвящена проблеме организации занятий учебного проектирования студентами технологического образования. Методическая подготовка учителя технологии с учётом организации учебного проектирования учащихся предполагает разбираться в вопросах психол...
Домашнее чтение как эффективный способ обучения иностранному языку
В статье рассматривается потенциал дисциплины «Иностранный язык» для развития творческого мышления через такой аспект предмета как домашнее чтение, а также система упражнений, направленная на развитие коммуникативной компетенции на примере рассказа Д...
Похожие статьи
Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения
В статье рассмотрены история, предпосылки (международные, отечественные), способствующие возникновению и развитию феномена «продуктивное обучение». Представлены сущностные характеристики и особенности исследуемого понятия. Раскрыты содержательные асп...
Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как иностранного)
В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.
Наставничество как условие становления молодого специалиста
В статье представлен опыт работы учителя — логопеда коррекционного образовательного учреждения, с использованием модели наставничества «педагог — педагог». В статье описаны целевые установки, формы взаимодействия наставника и начинающего специалиста,...
Сетевое обучение: «за» и «против»
Особое внимание уделяется тенденции перехода образование в РФ от обычных форм к электронному обучению. Система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения: перцептивный, интерактивный, коммуникативный, а также в подходе к анализу проблем ...
Развитие дистанционного обучения как одного из способов продвижения учебно-методической литературы издательства «Дрофа»
В данной статье рассматривается возможности инновационной учебно-методической системы «Диалог», моделирование объектов образования в контексте их информационного содержания. Анализируется отличие традиционного образования и новой образовательной сист...
Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе
В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...
Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...
Проектирование урока иностранного языка с учётом культурологического аспекта в коммуникативно-направленном обучении
В статье автор рассматривает некоторые существующие тенденции в преподавании иностранных языков (далее ИЯ) и на основе их анализа предлагает принципы отбора компонентов урока, что находит отражение в методической разработке — памятке-вопроснике, пред...
Об организации занятий по учебному проектированию студентами технологического образования
Статья посвящена проблеме организации занятий учебного проектирования студентами технологического образования. Методическая подготовка учителя технологии с учётом организации учебного проектирования учащихся предполагает разбираться в вопросах психол...
Домашнее чтение как эффективный способ обучения иностранному языку
В статье рассматривается потенциал дисциплины «Иностранный язык» для развития творческого мышления через такой аспект предмета как домашнее чтение, а также система упражнений, направленная на развитие коммуникативной компетенции на примере рассказа Д...