Библиографическое описание:

Михайлова О. А. Система работы с дошкольниками по развитию восприятия фольклора в музыкальной деятельности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 63-64.

Музыка — это отличный от всех путь познания состояния человека, его эмоциональности и чувственности, его переживаний и настроения.

Восприятие — это отражение в коре головного мозга предметов, явлений воздействующих на анализаторы человека, это всегда активный процесс. Восприятие предшествует всем остальным видам музыкальной деятельности. Сегодня мы рассмотрим развитие восприятия фольклора детьми в дошкольном возрасте.

В детском саду закладывается основа, происходит накопление первых музыкальных впечатлений. Занятия, которые проводятся с использованием фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей ребенка. Формы проведения занятий могут быть разнообразны: посиделки, тематические вечера, театральные инсценировки, веселые ярмарки и т. д. Что бы восприятие фольклорного материала было интересно и вызывало интерес у детей, занятия проводятся в игровой форме с использованием народных игр, хороводов, закличек, попевок и музыкальных загадок и сказок. Применение фольклора на музыкальных занятиях определяет решение некоторых задач:

1.                  Познакомить детей с разнообразием и особенностями русского музыкального фольклора.

2.                  Развивать интерес к народным истокам.

3.                  Расширять знания и представления детей о культуре и традициях русского народа.

4.                  Развивать музыкальные способности в разных видах музыкальной деятельности.

Развитие музыкального восприятия посредством фольклора происходит на каждом году жизни дошкольника.

К двум годам у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. Дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки. Ребенок может различать высокие и низкие звуки. Дети с радостью повторяют движения за взрослым. Народная интонация близка детям младшего возраста. Они воспринимают информацию на подсознательном уровне чувств и эмоций. С первых дней жизни ребенок воспринимает и положительно откликается на колыбельные песни: «Спи младенец мой прекрасный, баюшки, баю», «Спи, дитя, до утра», когда ребенок начинает понимать речь, его забавляют потешки, пестушки, которыми можно сопровождать некоторые режимные моменты: «Гуси, летели, лебеди летели», «У кошки боли, у собаки боли…», «Водичка, водичка, умой моё личико…»., «Ладушки», «Сорока-белобока» и др. Затем можно использовать пальчиковые игры: «Сорока-сорока», «Мальчик пальчик, где ты был?», «Мы капусту рубим».

В трем годам накапливается запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые произведения, проявляет интерес к новым. Многие жанры народного творчества доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легко входит в окружающий мир, постепенно начинает знакомится с традициями и обычаями русского народа. В этом возрасте фольклор должен сопровождать ребенка везде: на прогулке, в игровой деятельности, в режимных моментах. Взрослый должен обеспечить ребенку условия для восприятия информации с помощью эмоциональной окраски голоса, изменение тембра голоса. Помогут в этом русские народные потешки и песенки, в которых оживают различные явления природы, помогают ближе познакомиться с дикими и домашними животными, например, как «Солнышко-ведрышко», «Кисонька-мурысонька», «Дождик, дождик» и другие.

К четырем годам продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Развивается музыкальное мышление и память, активно развивается речь, поэтому активно применяются загадки, небылицы-перевертыши, сечки, считалки «Чики-брики, ты куда?», «Авсень, паусень», которые еще помогают развитию голосовых данных, регулировке дыхания. Эти виды деятельности требуют сосредоточенности и тишины. В этом возрасте дети с удовольствием слушают и двигаются под музыку, активно включаются в пение, дети могут самостоятельно петь короткие попевки, овладевают несложными танцевальными движениями, выстраивают хоровод. Широко применяются всевозможные подвижные игры: «Васька — кот», «Золотые ворота», «Ехал Грека». Дети активно пользуются в самостоятельной музыкальной деятельности игрой на детских музыкальных инструментах: ложках, трещётках, маракасах, колокольчиках и др. Организуются небольшие ансамбли народных шумовых и ударных народных инструментов. Дети принимают участие в инсценировании небольших народные сказок, сами распределяют роли и исполняют их. Со среднего возраста дети с радостью принимают активное участие в календарных народных праздниках: «Широкая Масленица», «Святки», «Коляда» и т. д., что вызывает у детей большой интерес к фольклору.

У детей старшего дошкольного возраста уже сформирован определенный музыкальный опыт в процессе восприятия, они могут, не отвлекаясь слушать музыкальное произведение до конца, различать простые жанры, выделять выразительные средства (динамика, темп, регистры), инсценировать музыкальные сказки, передать характер и повадки каждого персонажа. Активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, чувство ритма, различение высокого и низкого регистра, длительности, тембра).

Педагог использует различные формы проведения развивающих занятий: посиделки, календарные народные праздники, театрализованная деятельность в основе которых русские народные сказки, помогает заинтересовать ребёнка на протяжении всей деятельности. Ребенок, включаясь в деятельность, становится соучастником происходящего. В этом возрасте уже возможно создание оркестра русских народных инструментов, в котором не только шумовые и ударные (бубен, ложки, трещетки, маракас), но и инструменты с мелодическим звукорядом (гармошка, ксилофон, металлофон). Дети в старшем дошкольном возрасте с удовольствием овладевают игрой на различных инструментах, придумывают свои потешки, исполняют песни собственного сочинения.

Использование коллекции DVD- мультипликационных фильмов, видеозаписей, компьютерных развивающих игр на интерактивной доске, проведение совместных праздников с родителями, организация выставок народного творчества обеспечивает доступность восприятия фольклорного материала.

Применение фольклорного материала развивает интерес и внимание к окружающему миру, народным традициям и обычаям, воспитывает художественный вкус, развивает речь, способствует развитию основных музыкальных способностей, а так же способствует развитию творчества ребенка, раскрепощению и развитию индивидуальности.

 

Литература:

 

1.      Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981.

2.      Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3.      Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972.

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальной деятельности, восприятия фольклора, фольклорного материала, развитию восприятия фольклора, музыкальных впечатлений, развитие восприятия фольклора, русские народные, народных инструментов, восприятия фольклорного материала, русского музыкального фольклора, русского народа, народного творчества, Развитие музыкального восприятия, восприятие фольклорного материала, русские народные потешки, видам музыкальной деятельности, музыкальные способности, развитию творчества ребенка, с использованием народных игр, запас музыкальных впечатлений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос