Эффективность взаимодействия семьи и образовательного учреждения
Авторы: Некрасова Елена Леонидовна, Некрасова Алина Евгеньевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 05.05.2015
Статья просмотрена: 156 раз
Библиографическое описание:
Некрасова, Е. Л. Эффективность взаимодействия семьи и образовательного учреждения / Е. Л. Некрасова, А. Е. Некрасова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 19-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7954/ (дата обращения: 16.12.2024).
С поступлением ребенка в гимназию именно общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших социальных институтов после семьи. Семья начинает разделять свою функцию с гимназией.
Взаимодействие семьи и гимназии главным условием успешного развития личности.
При организации взаимодействия семьи и гимназии необходимо определить цель и педагогические условия этого взаимодействия, соблюдение которых поможет повысить его эффективность.
Цель привлечение семьи к совместной с гимназией социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания и стремлений гимназии и семьи в развитии личности ребенка, его ценностных социальных ориентаций и творческого потенциала.
Педагогические условия это, прежде всего, обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают достижение заранее поставленных педагогических целей; условия, которые способствуют эффективности взаимодействия гимназии и семьи [2].
Педагогические условия делятся на организационные и деятельностно-содержательные.
Эти педагогические условия совместно обсуждаются и определяются гимназией и семьей в процессе организации этого взаимодействия.
Для тесного взаимодействия гимназии и семьи не малую роль играют формы взаимодействия, и они могут быть разнообразны как индивидуальные, так и коллективные. Они перед вами.
Для эффективного взаимодействия семьи и гимназии считаю необходимыми следующие коллективные и индивидуальные формы [1].
Взаимодействие семьи и гимназии закладывается с момента поступления ребенка в гимназию. И именно в этот период всему педагогическому сообществу необходимо активно включиться во взаимодействие с семьей.
По моим глубоким убеждениям, в первый год обучения необходимо заложить в классном коллективе традиции класса и в этом родители должны принимать непосредственное участие. Традиции же класса способствуют формированию личностных и метапредметных (коммуникативных) универсальных учебных действий, что в дальнейшем будет способствовать социализированному портрету выпускника гимназии [3].
Я считаю, чтобы сформировать личностные и метапредметные (коммуникативные) универсальные учебные действия нужно вовлекать в данный процесс родителей, как через учебную, так и воспитательную деятельность. Работая над эффективным взаимодействием семьи и школы, через закладывание традиций классного коллектива необходимо начинать с 1 класса. Положительный результат дают мероприятия, как общегимназические так и классные.
Участие родителей в общегимназическом мероприятии «Посвящение в гимназисты» в 1 классе способствует приобщению родителей к классному коллективу, а в дальнейшем и всему коллективу гимназии. Данное общегимназическое мероприятие на начальном этапе помогает адаптироваться и влиться в большую гимназическую семью, познакомиться с традициями и стать членами коллектива.
Традиционное мероприятие НПК «Умка» не представляет своего существования без родителей, так как совместная деятельность в поиске информации и проведении экспериментов, опытов формирует положительную мотивацию к учебной деятельности.
Сегодня уже сложилась традиция совместных сезонных прогулок на природу. В сезонных прогулках обязательно должны принять участие родители, а по возможности и дедушки, и бабушки. Накануне распределяются задания к подготовке и проведения прогулки. Ребята вместе с родителями готовят походные принадлежности, заваривают чай по семейным рецептам, подбирают подвижные игры, а некоторые готовят информацию о времени года, природе родного края [4]. Проведение самого мероприятия является итогом той совместной деятельности родителей ребенка и педагога, а эффективности мы добиваемся, через подготовку мероприятия. На первый взгляд такое простое внеклассное мероприятие, таит в себе глубокий смысл. Именно через непосредственное живое общение между всеми участниками процесса формируется ответственность, основные нормы поведения в обществе, а так же сопереживание, чувство прекрасного на основе знакомства с природой [1].
Для эффективного взаимодействия, по окончанию каждой учебной провожу классные огоньки, где учащиеся рассказывают родителям о своих достижениях, далее проходит церемония вручения грамот, дипломов сертификатов призерам, участникам мероприятий и затем в классе вместе с родителями ребята формируют портфолио. Данное мероприятие ориентирует на понимание причин успеха, самоанализа, самоконтроля и самооценки, чувство ответственности перед родителями, товарищами и классным руководителем. Чтобы учитывать все достижения и участие в мероприятиях, как учащихся, так и родителей я веду мониторинг активности.
Спортивные соревнования «Папа, мама и я — спортивная семья» закладывает и формирует навыки здорового образа жизни. Родители являются для своего ребенка образцом для подражания. Участие родителей дает более высокую эмоциональную окраску мероприятия, что способствует формированию коллективизма.
«Час таинственных дел» проводится в 3 четверти, в таком мероприятии участвуют отдельно девочки и мамы, а затем мальчики и папы. Такие совместные часы (изготовление открыток, поделок для поздравления с 23 февраля и 8 марта) развивают чувство прекрасного и осуществляют решение ряда духовно — нравственных задач, которые поставлены в Программе духовно-нравственного развития.
Эффективное взаимодействие семьи и гимназии помогает адаптироваться ребенку на начальном этапе в классном коллективе, в гимназии и в дальнейшем в обществе.
Сегодня в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта воспитание детей — это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач — чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.
Литература:
1. В содружестве с родителями. Сборник. \ Яковлева С. Г. — С.: Федоров, изд-во «Учебная литература», 2008. — 124с.
2. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей. Вестник образования, — 2001. — № 8. — с. 24–33.
3. Материалы 3 Межрегиональной научно- практической конференции. Введение Федерального государственного образовательного стандарта: стратегии, риски, перспективы. \ Сухарев А. П. — Омск: БОУДПО «ИРООО», 2012.
4. Социальная педагогика. \ Мардахаев Л. В. А-О, П-Я. — М.: Гардарики, 2009. — 269 с.